Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев обращение, направленное Министерством природных ресурсов и экологии Омской области (далее - заказчик), о включении информации Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Вятский государственный университет" (далее -подрядчик, учреждение, ФГБОУ ВО "Вятский государственный университет") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N Ф.2023.4723253, заключенного 14.04.2023 по результатам осуществления Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган) закупки в форме открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по организации и проведению научных исследований объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Омской области (Реестровый номер 23.14.0257)" (извещение N 0152200004723000253) (далее соответственно открытый конкурс, закупка, контракт),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - Палагуты Сергея Александровича (доверенность от 17.01.2024), Комарова Вадима Юрьевича (доверенность от 17.01.2024), Сальникова Евгения Викторовича (доверенность от 25.12.2023);
подрядчика - Рябовой Екатерины Владимировны (доверенность от 16.01.2024), Веселковой Александры Леонидовны (доверенность 09.01.2024);
уполномоченного органа - Сорока Анастасии Владимировны (доверенность N 151 от 31.01.2023)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 207-ЭП/24 от 11.01.2024) обращение о включении информации о подрядчике в реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 13.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение об осуществлении закупки N 0152200004723000253 с начальной (максимальной) ценой контракта 4 163 102 руб.
31.03.2023 размещен протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие закупке, согласно которому на участие в закупке подано 3 заявки, произведена оценка заявок по пункту 4 части 1 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.04.2023 произведена оценка заявок по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе. Победителем определен участник закупки с идентификационным номером заявки 41 с ценой контракта 3 000 000 руб.
14.04.2023 между заказчиком и ФГБОУ ВО "Вятский государственный университет" заключен контракт N Ф.2023.4723253 (номер реестровой записи 2550422407023000032).
29.12.2023 заказчиком на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением решения в виде электронного документа.
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 10.01.2024.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что информация об ФГБОУ ВО "Вятский государственный университет" не подлежит включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии со статьей 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Пунктом 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Пунктами 1.1, 1.3, 1.4, 1.5, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.1.6, 2.1.12, 6.2 контракта было установлено следующее:
"Исполнитель по заданию Заказчика обязуется выполнить работы по организации и проведению научных исследований объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Омской области (далее - работы), и передать полученные при выполнении работ результаты в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Выполнение работ по контракту осуществляется в 1 этап.
Наименования, виды работ по контракту, требования, предъявляемые к выполнению работ, включая параметры, определяющие качественные и количественные характеристики работ, особые условия выполнения работ, место выполнения работ, требования к результатам работ, требования к отчетной документации и другие условия исполнения контракта определяются в Техническом задании на выполнение работ (приложение N 1 к контракту) (далее - Техническое задание).
Сроки выполнения работ, последовательность действий Исполнителя при выполнении работ, изложенная в хронологическом порядке по дате завершения каждого отдельного этапа (вида работ), устанавливаются в Календарном плане выполнения работ (приложение N 2 к контракту) (далее - Календарный план).
Требования к выполняемым работам:
Работы должны выполняться в соответствии с Техническим заданием, Календарным планом.
Перечень научной и иной документации, подлежащей оформлению и сдаче Исполнителем Заказчику в составе отчетной документации, определяется в Техническом задании.
Работы (результаты работ) должны отвечать требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, если такие требования предъявляются контрактом и (или) законодательством Российской Федерации.
Работы должны быть выполнены в полном объеме и в сроки, предусмотренные контрактом.
Работы по контракту должны быть полностью выполнены Исполнителем, и отчетная документация в установленном контрактом порядке передана Заказчику в срок, указанный в Техническом задании и Календарном плане.
Результат работ передается Заказчику с необходимыми материалами к результату работ.
Исполнитель обязан:
Своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Заказчику отчетную документацию.
Своевременно выполнить требования, предусмотренные контрактом, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственном учете научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, в том числе обеспечивать государственный учет сведений о работах, о полученных результатах работ, о правообладателях и правах на них, а также сведений об изменении состояния их правовой охраны и практическом применении в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласовать с Заказчиком необходимость использования при выполнении работ охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат третьим лицам, и приобретение прав на их использование.
Урегулировать вопросы использования прав на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, в объеме, достаточном для использования в рамках выполнения работ.
С целью выявления охраноспособных результатов работ проводить в процессе выполнения и (или) перед завершением работ патентные исследования. Виды патентных исследований (уровень техники, патентоспособность либо патентная чистота) должны быть выбраны Исполнителем исходя из характеристик этапа и стадии жизненного цикла проекта, на котором выполняются такие патентные исследования.
Обеспечить конфиденциальность сведений о результате работ, в том числе в режиме коммерческой тайны, до принятия решения о форме и способе его правовой охраны.
Предпринять меры, обеспечивающие правовую охрану и защиту, в том числе в случае необходимости, на зарубежных рынках результатов работ, созданных при реализации контракта. Принятие решений о патентовании, в том числе о распределении прав между Сторонами, а также о распределении расходов на патентование, оформляется дополнительными соглашениями к контракту.
Своими силами и за свой счет устранить допущенные по вине Исполнителя в процессе выполнения работ недостатки в сроки, определенные Заказчиком, а если срок не определен, то в течение 7 (семи) дней с момента получения уведомления Заказчика с требованием об устранении недостатков.
В случае, если в ходе научно-исследовательских работ обнаруживается невозможность достижения результатов вследствие обстоятельств, не зависящих от Исполнителя, Заказчик обязан оплатить стоимость работ, проведенных до выявления невозможности получить предусмотренные контрактом на выполнение научно-исследовательских работ результаты, но не свыше соответствующей части цены работ, указанной в контракте.
Незамедлительно информировать Заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы.
Обеспечить передачу Заказчику полученных по контракту результатов работ, не нарушающих исключительных прав других лиц и не являющихся предметом залога, ареста или иного обременения.
Согласно разделу 2 и пункту 3.1 раздела 3 Технического задания (приложение N 1 к контракту):
"Предполевой этап научных исследований - сбор и анализ информации о состоянии видов на территориях районов научных исследований. Выбор ключевых участков, определение маршрутов для маршрутных учетов, точек учета.
2.2. Сбор опросных сведений относительно наличия, численности, распределения, особенностей биологии и среды обитания (произрастания) видов на территориях районов научных исследований.
2.3. Проведение полевых обследований на территориях районов научных исследований для выявления новых местонахождений видов, изучение их численности и территориального распределения. Фотофиксация мест обитания видов, типичных ландшафтов и популяций видов, точек учета, ловушек, мест расположения пробных площадок, а также самих видов.
2.4. Организация площадок для стационарного мониторинга видов.
2.5. Камеральная обработка полученных полевых материалов (перевод в электронный вид, выполнение необходимых расчетов, сопоставление, обобщение и анализ, подготовка баз данных). Оценка состояния ранее выявленных популяций охраняемых видов.
2.6. Написание отчета, подготовка предложений в отношении охранного статуса видов (включение и исключение из состава видов, изменение статуса категории видов).
2.7. Сдача отчета в соответствии с настоящим техническим заданием.
3.1. Предполевой этап научных исследований должен включать:
- анализ, обобщение литературных и архивных сведений о состоянии видов (не менее 100 источников в отчете);
- анализ региональных биологических коллекций (зоологических коллекций, гербариев Омского государственного историко-краеведческого музея, Омского государственного педагогического университета), с приложением к отчету перечня изученных образцов с территорий районов научных исследований;
- выбор ключевых участков для исследований организмов (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы и круглоротые, беспозвоночные, растения (покрытосеменные, голосеменные, споровые), макроскопические водоросли, лишайники, грибы (макромицеты)) в количестве не менее указанного в таблице 1, пропорционально охватывающих типичные ландшафты, известные и потенциальные местообитания видов на территориях районов научных исследований;
- выбор маршрутов для маршрутных учетов, точек учета".
Календарным планом (приложение N 2 к контракту) установлено, что дата окончания выполнения работ по контракту - не позднее 30 октября 2023 года.
Пунктом 5.1.7 контракта было предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Хронология взаимодействия заказчика и учреждения при исполнении контракта свидетельствует о следующем.
Письмом (исх. N ИСХ-23/МПР-3689 от 19.04.2023) заказчик известил учреждение о необходимости проведения рабочей встречи.
Подрядчиком направлены запросы (исх. N 1962-01.04-03, N 1966-01.04-03 от 20.04.2023) в ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет" и БУК Омской области "Омский государственный историко-краеведческий музей" о предоставлении доступа к региональным биологическим коллекциям.
Подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 1984-01.04-03 от 21.04.2023) о предоставлении информации о сотрудниках, ответственных за ведение переговоров.
Подрядчиком было направлено письмо (исх. N 2015-01.04-03 от 24.04.2023) в адрес заказчика о проведении рабочей встречи.
Заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо (исх. N ИСХ-23/ПР-4123 от 28.04.2023) о предоставлении графика выполнения работ и списка специалистов.
Данные сведения были предоставлены подрядчиком (письмо исх. N 2195-01.04-03 от 05.05.2023).
ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет" проинформировало подрядчика письмом (исх. N 01-26/259-46 от 17.05.20023) о том, что штатным расписанием учреждения не предусмотрены сотрудники, ответственные за хранение зоологических коллекций и гербария. Для работы с коллекциями необходимо привлечение преподавателей кафедры биологии и биологического образования. В связи с указанным предоставить доступ к региональным биологическим коллекциям возможно на условиях заключения договора на оказание услуг (выполнение работ).
БУК Омской области "Омский государственный историко-краеведческий музей" письмом (исх. N 01-21/243 от 18.05.2023) выразило готовность принять исследователей.
В адрес подрядчика был направлен запрос заказчика (исх. N ИСХ-23/МПР-7287 от 11.07.2023) о местах выполнения работ и времени нахождения исполнителей на местах выполнения работ.
Письмом в адрес ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет" (исх. N 4487-02-06 от 13.09.2023) подрядчик сообщил о рассмотрении ценового предложения и запросе документов, также о разъяснении причин недопуска к гербарным экземплярам гербария ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет". В ответ ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет" (исх. N 01-26/544-46 от 21.09.2023) направило ценовую информацию.
Письмом (исх. N 4804-01.04-03 от 02.10.2023) в адрес ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет" подрядчик просил оказать содействие, предоставить копии учетных документов (опись и (или) каталог ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет" зоологической коллекции и гербария, содержащие данные о видовой принадлежности, дате сбора, месте сбора и ФИО коллектора.
Письмом ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет" (исх. N 01-26/572-46 от 06.10.2023) проинформировало подрядчика об отсутствии учетных документов (опись и (или) каталог) зоологической коллекции и гербария, содержащих данные о видовой принадлежности, дате и месте сбора, ФИО коллектора, указав также на то, что сотрудников, ответственных за хранение зоологических коллекций и гербария, штатным расписанием не предусмотрено. Для подготовки таких учетных документов необходимо привлечение преподавателей, осуществляющих сбор коллекций, что очень трудоемко и требует большого количества времени.
О согласовании рабочей встречи свидетельствуют письма заказчика (исх. N ИСХ-23/МПР-11005 от 11.10.2023) и подрядчика (исх. N 5055-01.04-03 от 11.10.2023).
Письмо заказчика (исх. N ИСХ-23/МПР-11039 от 11.10.2023) о необходимости выполнения подрядчиком требований абзаца 3 пункта 3.1 технического задания. Заказчик также сообщил, что ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет" готово предоставить допуск к региональным биологическим коллекциям на условиях заключения договора (стоимость 500000 руб.). По мнению заказчика, цена контракта включает в себя данные расходы.
Уведомление подрядчика (исх. N 5064-01.04-03 от 12.10.2023) о приостановке работ в связи с отсутствием у ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет" коллекции.
Письма заказчика и подрядчика о проведении встречи от 17.10.2023, 18.10.2023.
Письмо заказчика (исх. N ИСХ-23/МПР-11561 от 23.10.2023) о достигнутой договоренности о предоставлении доступа подрядчику к сведениям ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет".
Уведомление подрядчика (исх. N 5372-02-06 от 27.10.2023), направленное в адрес заказчика, о возобновлении выполнения работ по контракту.
Письмо подрядчика в адрес ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет" (исх. N 5373-02-06 от 27.10.2023) о допуске сотрудников для анализа коллекции.
Ответ ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет" (исх. N 01-26/621-46 от 30.10.2023) о возможности предоставления доступа только на условиях договора.
Отчет по государственному контракту (исх. N 5376-02-06 от 27.10.2023).
Письмо подрядчика в адрес ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет" (исх. N 5476-02-06 от 01.11.2023) о необходимости направления проекта договора.
Уведомление заказчика (исх.N ИСХ-23/МПР-12076 от 03.11.2023), направленное подрядчику, об отказе в подписании документа о приемке, так как в отчете отсутствуют материалы, предусмотренные абзацем 3 пункта 3.1. раздела 3 приложения N 1 к госконтракту.
09.11.2023 ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет" подрядчику направлены (исх. N 01-26/639-46) типовой договор и ценовая информация.
Письмо подрядчика (исх. N 5691-02-06 от 10.11.2023) в адрес ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет" с просьбой о доступе к коллекциям для самостоятельного анализа имеющегося материала.
Уведомление подрядчика (исх. N 5694-02-06 от 10.11.2023), направленное заказчику, о невозможности исправить выявленные недоработки в связи с непредоставлением ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет" доступа к региональным биологическим коллекциям.
Письмо ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет" (исх. N 01-26/643-46 от 14.11.2023) в адрес подрядчика о возможности предоставления доступа к региональным биологическим коллекциям на ранее указанных условиях.
Письмо заказчика (исх. N ИСХ-23/МПР-12733 от 21.11.2023) об отсутствии оснований для принятия работ в случае невыполнения требований абзаца 3 пункта 3.1. технического задания.
Запрос заказчика в адрес подрядчика (исх. N ИСХ-23/МПР-13195 от 30.11.2023) о ходе выполнения работ.
Повторное уведомления подрядчика (исх. N 6159-02-06 от 05.12.2023) в адрес заказчика о невозможности устранить недостатки.
Письмо заказчика (исх. N ИСХ-23/МПР-13438 от 06.12.2023) в адрес подрядчика о необходимости исполнения контракта и устранения недостатков.
Отчет подрядчика по государственному контракту (исх. N 6212-02-06 от 06.12.2023) предоставлен в адрес заказчика.
О направлении мотивированного отказа от подписания документа о приемке (исх.N ИСХ-23/МПР-14451 от 28.12.2023) с приложением акта проведения экспертизы от 18.12.2023.
В связи с тем, что работы в срок, регламентированный контрактом, подрядчиком не были выполнены в полном объеме, заказчиком 29.12.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частями 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно информации с официального сайта ЕИС датой уведомления подрядчика является 29.12.2023.
Следовательно, в период с 30.12.2023 по 09.01.2024 (с учетом статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации и выходных дней) подрядчик имел возможность устранить нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.01.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт считается расторгнутым.
На ЕИС информация о расторжении контракта размещена 10.01.2024 с указанием даты расторжения 10.01.2024. В обращении заказчика указана дата расторжения 10.01.2024.
При этом, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами 29.12.2023 (то есть в срок, установленный законом для устранения недостатков) учреждением с использованием официального сайта ЕИС направлены документ о приемки и результаты выполненных работ, а также ответ на мотивированный отказ.
По убеждению Комиссии, заказчику (с учетом регламентированных сроков, праздничных дней) надлежало отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и осуществить проверку исправленных результатов работ, в том числе с учетом возражений на мотивированный отказ от приемки.
В случае отсутствия замечаний заказчик был бы обязан принять выполненные работ и оплатить их. Если бы в ходе данной проверки было установлено, что нарушения условий контракта подрядчиком не устранены, то заказчик был вправе повторно принять решение об одностороннем отказе.
Вместе с тем заказчиком только 10.01.2024 (то есть в день вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу) направлено уведомление об уточнении электронного документа о приемке, при этом какой-либо документ, содержащий мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа в составе настоящего уведомления размещен не был.
Комиссия полагает, что данные действия заказчика ведут к ограничению законного права подрядчика на устранение недостатков.
Доводы о неустранимости выявленных недостатков Комиссия не может принять во внимание, так как они противопоставляются императивным требованиям частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу о том, что фактически подрядчик в любой из дней (в том числе в последний) десятидневного срока могло устранить нарушение условий контракта, что должно было повлечь отмену заказчиком не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанное соответствует судебной практике по делам N А46-16413/2023, N А46-13691/2023, N А46-5212/2023, N А46-685/2018, N А46-3622/2019, N А75-17511/2018.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена в ЕИС 12.01.2024, следовательно, в силу подпункта "д" пункта 9 Правил заказчик и подрядчик считаются надлежащим образом уведомленными о месте, дате и времени рассмотрения настоящего обращения.
Более того, Омским УФАС России 12.01.2024 в адрес указанных лиц было направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 16.01.2024 соответствующих документов и информации, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 18.01.2024 в 15:40 час. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос учреждением представлены (вх. N 416-ЭП/23 от 17.01.2024) объяснения, из содержания которых следует, что подрядчиком были направлены возражения (по каждому пункту) на мотивированный отказ, а также устранены замечания, изложенные в мотивированном отказе, однако заказчиком данные обстоятельства не были приняты во внимание.
Учреждением также указано, что взаимодействие сторон в рамках исполнения контракта подтверждает добросовестное поведение подрядчика. При этом невозможность выполнения требований абзаца третьего пункта 3.1 раздела 3 Технического задания была обусловлена поведением третьего лица ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет".
Оценив доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам:
1). Абзацем третьим пункта 3.1 раздела 3 Технического задания было установлено, что подрядчику по контракту надлежало, в том числе выполнить работы по анализу региональных биологических коллекций (зоологических коллекций, гербариев) Омского государственного педагогического университета с приложением к отчету перечня изученных образцов с территорий районов научных исследований.
Из представленной переписки следует, что ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет" выражало согласие на предоставление доступа подрядчику к своим коллекциям исключительно на основании заключения договора на оказание услуг (выполнение работ). При этом такой договор, как следует из приложенной ценовой информации, включал в себя выполнение работ по анализу и отбору информации именно сотрудниками ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет" из биологических коллекций соответствующих образцов, а не подрядчиком как было предусмотрено условиями контракта, заключенного с заказчиком.
Более того, Комиссия полагает, что из материалов открытого конкурса не следует, что стоимость предоставления доступа к коллекциям (которая будет по сути включать в себя проведение анализа таких коллекций) была изначально заложена в начальную (максимальную) цену контракта.
Заказчиком не представлено доказательств, что при планировании закупки им были надлежащим образом проанализированы условия допуска потенциального подрядчика к коллекциям.
По своей сути требования абзаца третьего пункта 3.1 раздела 3 Технического задания ставят возможность исполнения контракта в зависимость от воли третьих лиц.
Стоит отметить, что ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет" своим письмом (исх. N 01-26/572-46 от 06.10.2023) уведомило подрядчика об отсутствии учетных документов (опись и (или) каталог) зоологической коллекции и гербария, содержащих данные о видовой принадлежности, дате и месте сбора, ФИО коллектора.
ФГБОУ ВО "Вятский государственный университет" указанное обстоятельство было воспринято как фактическое отсутствие коллекции.
Комиссией также установлено, что в пределах регламентированного контрактом срока подрядчиком направлены результаты работ (Отчет по государственному контракту (исх. N 5376-02-06 от 27.10.2023)) и документ о приемке от 30.10.2023.
Заказчиком 08.11.2023 было направлено уведомление об уточнении электронного документа о приемке, при этом какой-либо документ, содержащий мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа в составе настоящего уведомления размещен не был.
Из письма заказчика (исх. N ИСХ-23/МПР-12076 от 03.11.2023) следует, что в отчете подрядчика отсутствуют материалы, предусмотренные абзацем 3 пункта 3.1 раздела 3 приложения N 1 к госконтракту, иных замечаний к отчету заказчиком не было приведено.
В материалы дела учреждением также представлены доказательства выполнения подрядчиком работ (в том числе приказы о служебных командировках сотрудников учреждений, акты приема-сдачи услуг, договоры оказания услуг, соответствующая переписка).
Комиссия также учитывает, что подрядчиком в регламентированный срок были устранены недостатки, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, однако надлежащая оценка исправленному отчету заказчиком не дана.
Заказчиком также не было представлено документальных доказательств, подтверждающих факт недобросовестного поведения подрядчика при исполнении контракта и надлежащего выполнения заказчиком обязанности по оказанию содействия подрядчику в выполнении работ.
2). Комиссией также установлено, что мотивированный отказ от подписания документа о приемке и акт проведения экспертизы выполненных работ от 18.12.2023 были подписаны двенадцатью членами приемочной комиссии, шесть из которых являются сотрудниками ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет" - кафедры биологии и биологического образования.
Как указано на официальном сайте ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет" https://omgpu.ru/directory/k-biology:
"Кафедра имеет научные контакты с Омским государственным медицинским университетом, Омским государственным аграрным университетом, Институтом систематики и экологии животных СО РАН, Омским НИИ природно-очаговых инфекций и рядом других.
Предметом гордости является то, что именно сотрудникам кафедры доверено ведение "Красной книги Омской области" и опубликовано два ее издания".
Помимо вышеприведенных обстоятельств, свидетельствующих, по мнению Омского УФАС России, о заинтересованности сотрудников ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет", данное юридическое лицо являлось участником рассматриваемой закупки и заняло второе место (идентификационный номер заявки 40).
По мнению Комиссии, при проведении приемки результатов работ заказчиком не были учтены следующие положения законодательства.
Федеральный закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся особенностей исполнения контрактов (пункт 4 части 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе).
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Статьей 8 Федерального закона о контрактной системе определено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 настоящего Федерального закона с учетом положений части 18 настоящей статьи, и после предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке. При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 настоящего Федерального закона) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с настоящей частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 настоящего Федерального закона принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо если по основаниям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, принято решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с установлением в данном решении факта, что надлежащее исполнение таким поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы (часть 17.1 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В данном случае, Комиссия полагает, что у сотрудников ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет" (как членов приемочной комиссии заказчика) имелся конфликт интересов с подрядчиком по рассматриваемому контракту (ФГБОУ ВО "Вятский государственный университет").
В связи с чем Комиссия считает, что данную информацию необходимо направить в Прокуратуру Омской области для осуществления проверки.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации:
- о Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Вятский государственный университет" (ИНН 4346011035, КПП 434501001);
- о ректоре Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Вятский государственный университет" Пугаче Валентине Николаевиче (ИНН 772438696004).
2. Направить материалы рассмотрения обращения в Прокуратуру Омской области для осуществления проверки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
Т.П. Шмакова
А.Н. Зефиров
А.О. Миняева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 18 января 2024 г. N 055/10/104-38/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2024