Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Буньковой Д.С. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
рассмотрев представленное бюджетным учреждением Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - БУ "МФЦ", заказчик) обращение об обществе с ограниченной ответственностью "Регион заказ" (далее - ООО "Регион заказ", общество, поставщик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 2023.030 от 04.12.2023 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки путем запроса котировок в электронной форме на поставку стульев на металлическом каркасе для посетителей (Реестровый номер 23.41.2628)" (извещение N 0152200004723002496) (далее - электронный запрос котировок, запрос котировок), размещенной Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - Дзюба Елены Валерьевны, руководителя, Рыбаковой Натальи Валерьевны (доверенность N исх-24/92 от 17.01.2024), Полозова Александра Федоровича (доверенность N исх-24/93 от 17.01.2024), Сухаревой Светланы Викторовны (доверенность N исх-24/94 от 17.01.2024),
уполномоченного органа - Сорока Анастасии Владимировны (доверенность N 151 от 31.01.2023),
в присутствии представителя общества - Черник Виктории Александровны (доверенность N 18/01/2024-ЮЛ)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 11.01.2024 было направлено обращение о включении информации о поставщике в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (зарегистрировано 12.01.2024 вх. N 229-ЭП/24).
Из представленных материалов и информации следует, что 22.11.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 503 656,87 руб.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.11.2023 свидетельствует о том, что победителем электронного запроса котировок признан участник закупки с идентификационным номером заявки 115444383, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наименьшую цену (ООО "Регион заказ").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 04.12.2023 между заказчиком и ООО "Регион заказ" был заключен контракт с ценой 439 312,85 руб.
28.12.2023 (исх. N исх.-23/3137) заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 10.01.2024, информация о расторжении контракта в этот же день размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "Регион заказ" не подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктами 1.1 и 1.2 контракта был определен его предмет:
"1.1. Поставщик обязуется поставить мебель для офисов (стулья на металлическом каркасе для посетителей) (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
1.2. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации на поставку мебели для офисов (приложение к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта".
Разделом 3 контракта регламентирован порядок, сроки и условия поставки и приемки товара.
В силу пунктов 3.1 и 3.2 контракта:
Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: г. Омск, ул. Туполева, 5А (склад Заказчика) (далее - место доставки), единовременно, в течении 10 рабочих дней с даты заключения контракта.
Поставщик не менее чем за 3 дней до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
Приемка Товара, а также оформление результатов такой приемки осуществляется в следующем порядке и в сроки:
Поставщик в течение 3 дней с даты поставки Товара, но не позднее 26 декабря 2023 года, формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - усиленная ЭП) лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в ЕИС документ о приемке, который должен содержать информацию, предусмотренную пунктом 1 части 13 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В день размещения документа о приемке Поставщик предоставляет в электронной форме вместе с документом о приемке счет-фактуру (счет).
К документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью (товарная (товарно-транспортная) накладная). При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет информация, содержащаяся в документе о приемке.
Раздел 4 контракта закрепляет порядок взаимодействия сторон при исполнении контракта.
В частности пунктом 4.4.1 контракта установлено, что поставщик обязан поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных контрактом.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.2 контракта было предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Также пункт 4.4.7 определял право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Пункт 2 указанной статьи также определяет, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Пунктами 1 и 2 статьи 525 ГК РФ установлено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
При этом в силу статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое БУ "МФЦ" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 29.12.2023 в 07:26 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 2550320210823000044) признается 29.12.2023 в 07:26 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой поставщик.
Таким образом, ООО "Регион заказ" на основании статьи 193 ГК РФ, части 1 статьи 2, частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в период с 30.12.2023 по 09.01.2024 имело право на устранение нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок Омским УФАС России была размещена на официальном сайте ЕИС 15.01.2024.
Более того, Омским УФАС России в этот же день сторонам контракта было направлено (исх. N ТШ/153/24) уведомление о рассмотрении 19.01.2024 в 10 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 17.01.2024:
- заказчику документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения предпринимателем обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- поставщику письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
На указанный запрос Омского УФАС России ООО "Регион заказ" были представлены (вх. N 498-ЭП/24 от 18.01.2024) пояснения по вышеизложенным фактам.
В письменных пояснениях поставщиком указано на нарушение заказчиком порядка расторжения контракта. Общество полагает, что установленным пунктом 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе сроком для устранения нарушение условий контракта, послуживших основанием для принятия указанного с учетом положений статьи 193 ГК РФ, будет являться 19.01.2024.
Относительно нарушения сроков поставки товаров, ООО "Регион заказ" указано, что обществом были предприняты все, предусмотренные законом меры для исполнения условий контракта в установленные в нем сроки.
В пояснениях указано: "Сразу после заключения данного государственного контракта ООО "РЕГИОН ЗАКАЗ" заключило договор по предварительной договоренности на изготовление и поставку 61 кресла "Самба" (СМП-136) с ИП Усачевым М.М., и был полностью оплачен счет со 100%-ной предоплатой (п/п N1035 от 05.12.2023 г. прилагается). С данным предприятием известным под Торговой маркой "СоюзРегионПоставка", наша компания успешно работала ранее по поставкам мебели. По заверениям ИП Усачева М.М. стулья должны были быть изготовлены до 22.12.2023 г. Сообщений о возможной задержке отгрузки от производителя не поступало, по заверениям менеджеров все шло по плану.
22.12.2023 г ООО "РЕГИОН ЗАКАЗ" поставило под погрузку авто для транспортировки офисных кресел в г.Омск. Договор-заявка с транспортной компанией ООО "АВТОТРАНСХОЛДИНГ" (юридический адрес: 445032, Самарская обл. г. Тольятти, б-р Кулибина, д.2А-148) прилагается. В договоре указано Место погрузки 61 кресла: ИП Усачев М.М. Санкт-Петербург, улица Ольги Берггольц, дом 40 с местом выгрузки БУ "МФЦ", г. Омск, ул. Туполева, 5А. Но товар отгружен не был без объяснения причин, и лишь даны устные разъяснения о том, что товар будет отгружен не ранее середины января 2024 г. После чего лишь 10.01.2024 г. производитель прислал письмо о готовности товара к отгрузке 11.01.2024 г.
ООО "РЕГИОН ЗАКАЗ", являясь благонадежным поставщиком, сделало все возможное для надлежащего выполнения контракта в предусмотренные сроки. Стоимость товара и доставки уже не бралась в расчет. ООО "РЕГИОН ЗАКАЗ" шло на значительные убытки, чтобы выполнить условия контракта. Менеджерами компании были проработаны производители России, которые могли изготовить кресла в кратчайшие сроки. Но, к сожалению, никто из производителей не готов был работать в праздничные дни. Кроме того, данный товар мониторили и на всех имеющихся маркетплейсах. Стулья, страница 4 из 5 подходящие по характеристикам, были найдены на площадке Вайлдберрис с поставкой в г. Омск 6.01.2024 г., но в наличии было только 22 стула.
Стулья были заказаны в имеющемся количестве с отгрузкой в первый рабочий день МФЦ, а именно 09.01.2024 г., когда и состоялась частичная поставка Товара в количестве 22 (двадцати двух) стульев на металлическом каркасе. Закрывающие документы и уведомление об отгрузке были выложены в систему ЕИС. Оставшиеся 39 стульев были заказаны у производителя, который все же выказал готовность изготовить и отгрузить мебель в период новогодних праздников. 27.12.2023 г. был заключен договор с ООО "ОФИС МАРКЕТ" и вновь оплачен счет на 100%-ную предоплату. Данные кресла прибыли в г. Омск 11.01.2024 г. и ООО "РЕГИОН ЗАКАЗ" уведомило об этом Заказчика с готовностью отгрузки на его склад до 17 ч. по Омскому времени.
ООО "РЕГИОН ЗАКАЗ" убедительно просило Бюджетное учреждение Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" не расторгать Контракт с ООО "РЕГИОН ЗАКАЗ" и позволить выполнить взятые на себя обязательства. Нами были сделаны все необходимые шаги для исполнения Контракта. Но в силу сложившихся обстоятельств и новогодних праздников, в период которых не работало большинство предприятий, включая самого Заказчика, мы не смогли осуществить поставку в столь короткие сроки".
В подтверждение вышеуказанных обстоятельств обществом представлены соответствующие документы.
Кроме того, ООО "Регион заказ" указывает, что общество является надежным поставщиком, им исполнено более 130 государственных контрактов в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ по всей России, включая Омскую область.
Компания отмечена множеством благодарственных писем, что является весомым подтверждением благонадежности.
С учетом условий контракта товара подлежал поставке единовременно в полном объеме (стулья в количестве 61 штуки) в срок не позднее 18.12.2023.
25.12.2023 заказчиком в адрес поставщика было направлено письмо (исх.-23/3082), из содержания которого следует, что в установленный контрактом срок обязательства, предусмотренные контрактом, обществом не исполнены. Заказчиком указано на необходимость поставки товара в срок до 27.12.2023.
27.12.2023 поставщиком в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 27/12/01), в котором общество уведомило о том, что поставка товара состоится 09.01.2024 в 11:00 час. по Омскому времени.
В связи с тем, что обществом были неоднократно нарушены сроки поставки товаров (изначально в срок не позднее 18.12.2023, затем в срок до 27.12.2023) заказчиком 28.12.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое размещено в ЕИС 29.12.2023.
ООО "Регион заказ" на основании статьи 193 ГК РФ, части 1 статьи 2, частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в период с 30.12.2023 по 09.01.2024 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
Комиссия не может согласиться с позицией ООО "Регион заказ" о неверном исчислении заказчиком сроков для устранения обществом нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения, поскольку в соответствии с частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе исчисление данного срока производится в календарных днях, а не в рабочих днях, как ошибочно полагает поставщик.
09.01.2024 поставщиком в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 09/01/01), в котором общество уведомило о том, что 09.01.2024 состоялась частичная поставка товара в количестве 22 стульев, при этом обществом указано, что поставка оставшейся партии товара в количестве 39 стульев состоится не позднее 17:00 час. 15.01.2024 по Омскому времени.
В связи с тем, что поставщик не устранил нарушения, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе, контракт расторгнут 10.01.2024.
Из вкладки "электронные документы об исполнении" Реестра контрактов следует, что 10.01.2024 (после вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта) обществом был сформирован и размещен документ о приемке N 5 на сумму 158449,70 руб. на поставку стульев в количестве 22 штук.
Комиссия отмечает, что в соответствии с условиями контракта частичная поставка товара контрактом не была предусмотрена.
Следует отметить, что порядок расторжения контракта заказчиком соблюден в полной мере.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Доказательства, которые подтверждают, что в установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе 10-дневный срок нарушения условий контракта поставщиком устранены, Комиссии не представлены.
Действуя в рамках заключенного контракта, поставщик должен был осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
При этом Комиссия в рамках рассмотрения настоящего обращения заказчика и проведения внеплановой проверки считает необходимым отметить следующее.
Принимая решение об участии в процедуре определения подрядчика, и подавая соответствующую заявку, общество несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям документации о закупке и действующего законодательства.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Основанием для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение в противоречие требованиям закона о контрактной системе, нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно также учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Для возникновения таких правовых последствий как признание недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган обязан определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий контракта, необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия Омского УФАС России считает необходимым отметить, что из документов и сведений, представленных в распоряжение Комиссии, не следует вывод о наличии у поставщика намерения на совершение виновных действий, направленных на неисполнении контракта. При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что обществом принимались возможные меры и совершались действия с целью поставки товаров, являющихся предметом контракта (соответствующие документы представлены обществом).
С учетом изложенного, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, руководствуясь пунктом 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Омского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Регион заказ" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать во включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Регион заказ" (644099, г. Омск, пер. Больничный, д. 6, помещ. 10), ИНН 5503257851, КПП 550301001);
- о генеральном директоре и единственном участнике общества с ограниченной ответственностью "Регион заказ" (размер доли (в процентах) - 100 % Карант Анастасии Игоревне, ИНН 550208610709.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
Т.П. Шмакова
А.П. Алексина
Д.С. Бунькова |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 19 января 2024 г. N 055/10/104-45/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024