Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Миняевой А.О.- заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное бюджетным учреждением города Омска "Эксплуатация объектов внешнего благоустройства" (далее - заказчик, учреждение) обращение об обществе с ограниченной ответственностью "Проектное бюро К7" (далее - ООО "Проектное бюро К7", общество, подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 165 от 04.10.2023 (реестровый номер контракта 3550407367023000036) (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки в форме запроса котировок в электронной форме "Выполнение работ по разработке проектной документации на ремонт путепровода по проспекту Мира в городе Омске (Реестровый номер 53.1263.23)" (извещение N 0152300011923001251) (далее - запрос котировок, запрос котировок в электронной форме, закупка), размещенной Департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска (далее - уполномоченный орган),
в присутствии представителя заказчика Спиркина Василия Ивановича (доверенность от 19.01.2023 N 5),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - Барабановой Анастасии Николаевны (доверенность от 17.05.2023 N 2);
заказчика -Рудковского Владимира Анатольевича, директора;
подрядчика - Хромых Полины Александровны (доверенность от 01.01.2024, от 10.01.2024)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)), в Омское УФАС России было направлено соответствующее обращение (вх. N 339-ЭП/24 от 15.01.2024).
Из представленных материалов и информации следует, что 20.09.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении запроса котировок с начальной (максимальной) ценой контракта 956 000 руб.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.09.2023 свидетельствует о том, что до окончания срока подачи заявок на участие в закупке было подано две заявки на участие в закупке, обе заявки признаны соответствующими требованиям извещения, лучшее ценовое предложение 811 000 руб. содержалось в заявке с идентификационным номером 115009385 (ООО "Проектное бюро К7").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 04.10.2023 между учреждением и ООО "Проектное бюро К7" был заключен контракт с ценой 811 000 руб.
26.12.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 418) в связи с неисполнением обществом обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно решению причиной одностороннего отказа от исполнения контракта явилось следующее: "В связи с невыполнением Подрядчиком своих обязательств по контракту".
В электронном документе "Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта" от 26.12.2023, прикрепленном к сформированному посредством ЕИС решению, указано, что в установленный контрактом срок работы не были начаты и не выполнены.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 10.12.2023, информация о расторжении контракта размещена 15.01.2024 в 16:52 час. (МСК+3) на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "Проектное бюро К7" не подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1.1 предметом контракта выступало следующее: "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить работы по разработке проектной документации на ремонт путепровода по проспекту Мира в городе Омске (далее - работы, Объект) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим контрактом".
Из пункта 1.5 контракта следовало, что работы по настоящему контракту выполняются подрядчиком, его иждивением - его силами и средствами, в объеме, определенном техническим заданием (Приложение N 1 к контракту).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора на проектные и изыскательские работы.
Условие о сроках выполнения работ было установлено пунктом 1.3 заключенного сторонами контракта: "Срок (период) выполнения работ - с даты заключения контракта по 8 декабря 2023 года".
На основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.9 контракта было предусмотрено, что расторжение контракта по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта. Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе.
Также пунктом 9.10 контракта было закреплено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и потребовать возмещения от подрядчика убытков в случае если:
- подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;
- отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое учреждением 26.12.2023 (исх. N 610) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 28.12.2023 в 14:58 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 3550407367023000036) признается 28.12.2023 в 14:58 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой подрядчик.
Таким образом, ООО "Проектное бюро К7" на основании статьи 193 ГК РФ, части 1 статьи 2, частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в период с 29.12.2023 по 09.01.2024 включительно имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверки была размещена в ЕИС 16.01.2024.
Кроме того, Омским УФАС России в этот же день сторонам контракта было направлено (исх. N ТШ/194/233) уведомление о рассмотрении 16.01.2024 в 11:25 час. (МСК+3) (по омскому времени) настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении:
- заказчику документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения обществом обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- подрядчику письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
На указанный запрос Омского УФАС России ООО "Проектное бюро К7" были представлены (вх. N 586-ЭП/24 от 22.01.2024) пояснения и переписка с заказчиком.
Представленные заказчиком (вх. N 513/24 от 18.01.2024) сведения о взаимодействии с обществом в рамках исполнения контракта, вся имеющаяся переписка между сторонами, а также информация официального сайта ЕИС об исполнении контракта свидетельствуют о следующем.
Согласно пояснениям подрядчика, 07.10.2023 подрядчиком был направлен в адрес заказчика запрос о предоставлении геодезических изысканий. Следует отметить, что доказательств направления подрядчиком указанного запроса в материалы дела не представлено, при этом заказчиком на заседании Комиссии было указано, что такой запрос в его адрес не поступал.
В пояснениях подрядчика также указано, что, не получив ответ на свой запрос о предоставлении геодезических изысканий, 19.11.2023 подрядчиком за свой счет были выполнены геодезические изыскания и направлены заказчику, при этом доказательства направления подрядчиком результата изысканий и получения их заказчиком в материалы дела не предоставлены.
24.11.2023 (исх. N 565) заказчиком обществу направлено обращение о необходимости пояснения причин срыва сроков выполнения работ.
Из пояснений подрядчика следует, что 25.11.2023 им направлен в адрес заказчика ответ на письмо от 24.11.2023 с требованием об увеличении срока выполнения работ, в связи с самостоятельным выполнением подрядчиком геодезических изысканий, не входящих в предмет контракта, что привело к увеличению срока выполнения работ. В свою очередь, заказчиком отрицается факт получения ответа на письмо от 24.11.2023 N 565.
14.12.2023 (исх. N 589) заказчиком обществу направлено обращение, согласно которому из-за срыва сроков заказчик просил направить представителя подрядчика 15.12.2023 к 09:00 час. для разъяснений хода выполнения работ.
Согласно пояснениям подрядчика 14.12.2023 им был дан ответ заказчику на письмо от 14.12.2023 N 589 с указанием на проведение совещания посредством телекоммуникаций, в тот же день состоялось совещание с заказчиком посредством звонка по номеру 89533998689 (14.12.2023 в 16:15 час., длительностью 15:57 мин.).
26.12.2023 (исх. N 608) заказчиком направлено подрядчику требование об уплате неустойки.
28.12.2023 в 14:58 час. (МСК) заказчиком сформировано с использованием официального сайта ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписано усиленной ЭП и размещено в ЕИС. К сформированному посредством ЕИС решению был приложен электронный документ "Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта" от 26.12.2023.
30.12.2023 года подрядчиком направлена в адрес заказчика проектная документация по контракту в 3 экземплярах (отправление с описью вложения, номер почтового идентификатора СДЭК 1506353344).
В пояснениях подрядчика указано, что 08.01.2024 подрядчиком через ЕИС в ответ на решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта направлена информация о том, что работа по контракту выполнена и результат работ направлен в адрес заказчика 30.12.2023 года.
Заказчиком в материалы дела предоставлена выписка по событиям одностороннего расторжения контракта и претензионной переписке, сформированная по состоянию на 12.01.2024 в 11:52 час. (MСK) по реестровому номеру контракта 3550407367023000036 (электронный документ "8ddb46f6-d5db-43fb-aeaa-ca493ebdb884"), согласно которой 08.01.2024 в 21:51:18 час. было размещено уведомление в рамках претензионной переписки, сформированное обществом.
09.01.2024 заказчиком получено почтовое отправление с номером почтового идентификатора СДЭК 1506353344.
09.01.2024 (исх. N 3) заказчиком направлено подрядчику требование о необходимости возврата авансового платежа.
10.01.2024 в 21:03 час. (МСК) обществом через ЕИС сформирован документ о приемке N 2 от 10.01.2024 (счет-фактура N 2 от 10.01.2024) с указанием суммы выполненных работ 811 000 руб.
11.01.2024 (исх. N 6) заказчиком в адрес подрядчика направлены замечания к проектной документации, 12.01.2024 - заключение проведенной силами заказчика экспертизы от 12.01.2024.
15.01.2024 в 06:25 час. (МСК) заказчиком через ЕИС сформирован мотивированный отказ в приемке работ, в отношении "Информации о причинах и основаниях отказа в приемке в соответствии с условиями контракта" указано: "п. 1.3 ; п. 4.2", к данному отказу была приложена копия заключения экспертизы от 12.01.2024.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Вместе с тем, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных заказчиком и обществом действий в рамках исполнения контракта, Комиссия установила следующее.
Результат работ был передан заказчику с нарушением существенного нарушения условия контракта о конечном сроке выполнения работ (пункт 1.3 контракта) лишь 09.01.2024 вместо срока по 08.12.2023 включительно.
При этом Комиссия учитывает, что по сути между сторонами имеется спор относительно качества выполненных по контракту работ, разрешение которого, по убеждению Комиссии, невозможно без проведения соответствующей экспертизы.
При этом Комиссия отмечает, что в соответствии со статьей 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором.
Как было указано выше, из пояснений подрядчика следует, что 07.10.2023 подрядчиком был направлен в адрес заказчика запрос о предоставлении геодезических изысканий, не получив ответ от заказчика, им самостоятельно были выполнены данные изыскания, что привело к нарушению срока выполнения работ. Учитывая, что обществом не представлены в материалы дела доказательства направления указанного запроса в адрес заказчика, а последний отрицает факт его получения, у Комиссии отсутствуют основания для установления/не установления факта неисполнения встречного обязательства заказчиком.
Наряду с указанным, Комиссия также отмечает следующее.
В пункте 1.2 контракта указано: "Место выполнения работ - по месту нахождения Объекта и Подрядчика".
Комиссией установлено, что контракт фактически не содержит информации, идентифицирующей объект недвижимости, в частности отсутствует место нахождения объекта или кадастровый номер (-а) объекта недвижимости или земельного участка, на котором он располагается, какие-либо иные ориентиры нахождения путепровода.
На заседании Комиссии представителем заказчика даны пояснения о том, что данная информация содержится в документе "Технический отчет на выполнение подрядных работ по обследованию путепровода по проспекту Мира в городе Омске, 2021 год", указанном в пункте 2 Технического задания (приложение N 1 к контракту) (далее - отчет).
Пунктом 2 Технического задания (приложение N 1 к контракту) предусмотрено, что основанием для проектирования является отчет.
Вместе с тем данный отчет не был размещен в составе извещения об осуществлении закупки, а соответственно и в составе Технического задания (приложение N 1 к контракту).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что датой надлежащего уведомления общества об одностороннем отказе является 28.12.2023 в 14:58 час. (МСК), ООО "Проектное бюро К7" на основании статьи 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в период с 29.12.2023 по 09.01.2024 включительно имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
Комиссией установлено, что в пределах вышеуказанного срока, а именно в последний день 09.01.2024 заказчиком получена проектная документация, при этом заказчик не провел экспертизу результата работ и не отменил не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, нарушив таким образом часть 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
При этом представителем заказчика на заседании Комиссии даны пояснения о том, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не было отменено, поскольку по состоянию на 09.01.2024 подрядчиком не был сформирован через ЕИС документ о приемке.
Комиссия отмечает, что отмена решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по основанию, указанному в части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, является самостоятельным действием заказчика и не поставлена в зависимость от формирования и размещения подрядчиком в ЕИС документа о приемке.
Согласно абзацу 5 подпункта "а" пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Отказать во включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации:
- об обществе с ограниченно ответственностью "Проектное бюро К7" (ИНН 6658563099, КПП 665801001),
- о директоре, единственном участнике (размер доли 100 %) общества с ограниченной ответственностью "Проектное бюро К7" Чепкой Елене Леонидовне (ИНН 665821556730).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения города Омска "Эксплуатация объектов внешнего благоустройства" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
3. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Члены Комиссии: |
Т.П. Шмакова А.О. Миняева Е.С. Курленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 января 2024 г. N 055/10/104-50/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2024