рассмотрев материалы дела N 7-3/21 по обращению ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Интер-шина"в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 21.07.2023 N 2323188100802007536128326 / 2323188100802007536128326/85/2023на поставку автомобильных шин для ремонта и обслуживания служебного автотранспорта в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения в 2023 году(извещение N0891100000423000102от 22.06.2023, реестровая запись контракта N1753612832623000092),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 21.07.2023 N 2323188100802007536128326/ 2323188100802007536128326/85/2023 на поставку автомобильных шин для ремонта и обслуживания служебного автотранспорта в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения в 2023 годумежду ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю"и ООО "Интер-шина"заключен по результатам проведенияаукциона в электронной форме N0891100000423000102 (далее - контракт).
В соответствии с п.1.1 Контракта Поставщик обязуется поставить Заказчику автомобильные шины для ремонта и обслуживания служебного автотранспорта в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения в 2023 году (далее - Товар) надлежащего качества в соответствии со спецификацией (Приложение N 1) настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять Товар и своевременно произвести его оплату на условиях настоящего Контракта (ИГК - 2323188100802007536128326).
Согласно п. 1.2 контракта оставляемый товар должен быть новым товаром, остаточный срок хранения поставляемого товара на момент поставки должен составлять не менее 48 месяцев, без механических повреждений (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства). Не допускается поставка выставочных образцов.
Товар должен быть соответствующим образом упакован в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Упаковка должна предохранять товар от порчи во время транспортировки и хранения в обычно принятых условиях (п. 1.3 Контракта).
В соответствии с п. 1.4 Контракта Поставщик гарантирует, что поставляемый Товар соответствует требованиям, установленным Контрактом. Качество и комплектность поставляемого товара должны соответствовать действующим на момент заключения контракта государственным стандартам, техническим условиям, иной нормативной документации. Товар, подлежащий в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательной сертификации, должен иметь сертификат соответствия.
Согласно п. 2.1. Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком в 2023 году в срок до 1 декабря 2023 года.
По согласованию Заказчика с Поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в настоящем Контракте (п.2.2 Контракта).
Организация поставки Товара осуществляется Поставщиком за счет средств Поставщика до места поставки товара: Россия, Забайкальский край, г. Чита, ул. А. Липова, 4 (п.2.3.Контракта).
Приемка Товара производится Заказчиком с проверкой соответствия Товара по количеству, комплектности и качеству требованиям настоящего Контракта и подписанием документа о приемке товара (работ, услуг) с использованием функционала Единой информационной системы.Документ о приемке товара (работ, услуг), сформированный в ЕИС в электронной форме и подписанный электронными подписями по правилам Федерального закона "Об электронной подписи" от 06.04.2011 N 63-ФЗ признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручными подписями (п.2.4 Контракта).
Порядок приемки товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 N П-6, и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 N П-7 (п.2.5.Контракта).
Цена Контракта составляет 537 018,00 руб. (п. .3.1 Контракта).
В соответствии с приложением N1 к Контракту поставке подлежит следующий Товар:
N п /п |
Наименование, характеристика |
Ед. изм. |
Кол-во товара |
Цена (руб.) |
Сумма (руб.) |
1 |
Шина пневматическая для легковых автомобилей Россия Категория скорости - Т Категория использования шины - Дорожная Номинальная ширина профиля - 185 мм Номинальное отношение высоты профиля шины к ее ширине -75 Процент Номинальный посадочный диаметр обода - 16 дюйм (25,4 мм) Способ герметизации шины - Бескамерная Тип конструкции - Радиальная |
шт. |
60 |
4837,00 |
290220,00 |
2 |
Шина пневматическая для легковых автомобилей Россия Категория скорости - Т Категория использования шины - Зимняя Номинальная ширина профиля - 185 мм Номинальное отношение высоты профиля шины к ее ширине - 75 Процент Номинальный посадочный диаметр обода - 16 дюйм (25,4 мм) Способ герметизации шины - Бескамерная Тип конструкции - Радиальная |
шт. |
40 |
4521,75 |
180870,00 |
3 |
Шина пневматическая для легковых автомобилей Китай Категория скорости - V Категория использования шины - дорожная Номинальная ширина профиля - 215 мм Номинальное отношение высоты профиля шины к ее ширине - 60 Процент Номинальный посадочный диаметр обода - 16 дюйм (25,4 мм) Способ герметизации шины - Бескамерная Тип конструкции - Радиальная |
шт. |
12 |
5494,00 |
65928,00 |
ИТОГО |
537 018,00 |
В соответствии с п. 4.4. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
При расторжении Контракта в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта другая Сторона вправе потребовать возмещение фактически понесенного ущерба, обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 4.5 Контракта).
30.11.2023 Поставщик осуществил поставку Товара Заказчику в полном объеме в соответствии со спецификацией к Контракту.
13.12.2023 Заказчик направил Поставщику претензию (письмо от 13.12.2023 N 33/5504) с требованием о замене поставленных автомобильных шин KAMAHK-242 185/75R16 97T с категорий использования M+S (всесезонная) на автомобильные шины, соответствующие условиям Контакта, с категорией использования - дорожная (летняя).
Вместе с тем, замена Товара ООО "Интер-шина" не произведена, в связи с чем, Заказчиком 26.12.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с нарушением срока поставки Товара.
В результате изучения материалов дела 7-3/21, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
26.12.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
10.01.2023 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Как следует из пояснений ООО "Интер-шина" 30.11.2023 (в срок, установленный Контрактом) Поставщик осуществил поставку Товара Заказчику в полном объеме в соответствии со спецификацией к Контракту.
13.12.2023 Заказчик направил Поставщику претензию с требованием о замене поставленных автомобильных шин KAMAHK-242 185/75R16 97T с категорий использования M+S (всесезонная) на автомобильные шины, соответствующие условиям Контакта, с категорией использования - дорожная (летняя).
18.12.2023 Поставщик направил Заказчику ответ на претензию, в которой указал, что на официальном сайте ООО "Торговый дом "Кама" - генерального дистрибьютора продукции KAMA TYRES (https://kamatyres.shop) поставленные автомобильные шины KAMAHK-242 185/75R16 97T позиционируются как летние, а не всесезонные, о чем говорит наименование продукции, приведенные на сайте технические характеристики шины "сезон - лето", а также тип протектора, не предназначенный для зимнего использования автомобильной шины. Также производитель заявляет о том, что летние шины КАМА 365 SUV предназначены для эксплуатации при температурах от -10 °C до +55 °C. Модель имеет просчитанное расположение шашек и канавок на протекторе, что позволяет шинам эффективно сопротивляться аквапланированию, а также гарантирует высокие сцепные свойства.
Таким образом, данные автомобильные шины предназначены для эксплуатации преимущественно в летний период времени, однако их технические и функциональные характеристики позволяют также их использовать при движении по грязи и выдерживать небольшие заморозки, в связи с чем просил принять автомобильные шины KAMAHK-242 185/75R16 97T в количестве 60 штук как автомобильные шины, имеющие улучшенные технические и функциональные характеристики, по сравнению с обычными летними шинами.
Поставщик также дополнительно сообщил, что шины с характеристиками, заявленными в пункте 1 спецификации к Контракту без маркировки "M+S" не производятся. И в случае указания Заказчиком на конкретную модель шин, соответствующую пункту 1 спецификации к Контракту на которой отсутствует маркировка "M+S" Подрядчик готов рассмотреть вопрос их замены.
25.12.2023 Заказчик сообщил Подрядчику, что предложенный Поставщиком Товар не является товаром с улучшенными характеристиками.
26.12.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с нарушением срока поставки Товара.
Также как следует из пояснений ООО "Интер-шина" у Поставщика отсутствовала возможность устранения нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку шины с характеристиками, заявленными в пункте 1 спецификации к Контракту без маркировки "M+S" не производятся.
Из анализа представленных в материалы дела документов Комиссия Хабаровского УФАС России не усматривает оснований для включения ООО "Интер-шина" в реестр недобросовестных поставщиков" по следующим основаниям.Поставщик поставил Товар в сроки, установленные Контрактом; Заказчиком Товар на общую сумму 246 798 руб. (46 % от общей цены Контракта) принят;на официальном сайте ООО "Торговый дом "Кама" (https://kamatyres.shop) поставленные автомобильные шины KAMAHK-242 185/75R16 97T позиционируются как летние (у ООО "Интер-шина" не было оснований сомневаться в полном соответствии поставляемых шин условиям контракта); в соответствии с экспертным заключением Заказчика от 01.12.2023 вывод о несоответствии шин сделан исключительно на основании наличия маркировки M+S (всесезонная); Поставщиком предлагалась замена Товара.
При таких обстоятельствах Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО "Интер-шина"предпринимались действия, свидетельствующие о намерении надлежащим образом исполнить условия контракта.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом"а" пункта 13 настоящих Правил:выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанных в п. 15 Правил, а также об отсутствии умышленного неисполнения ООО "Интер-шина" условий контракта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю" в отношенииООО "Интер-шина"в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18 января 2024 г. N РНП-27-33
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2024