Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: "__" - руководитель управления;
члены Комиссии:
"__" - старший государственный инспектор отдела контроля закупок;
"__"- специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение заказчика - Администрации МО "Муниципальный округ Красногорский район УР" (далее - Заказчик) о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки ООО "ЮКАС" (ИНН 6141059640) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения запроса котировок N зз-27222-2023 Капитальный ремонт здания МАОУ "Красногорская гимназия" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123010404, далее - Запрос котировок),
на заседании Комиссии в отсутствие:
представителей Заказчика, представителей ООО "ЮКАС" (далее - Общество, Подрядчик), представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
04.07.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Запрос котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 4 494 572,59 рублей.
11.07.2023 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.07.2023 NИЗК1 поступило две заявки на участие в Запросе котировок, победителем признано ООО "ЮКАС".
14.07.2023 между Обществом и Заказчиком был заключен контракт (далее - Контракт), согласно которому ООО "ЮКАС" приняло на себя обязательство по проведению капитального ремонта здания МАОУ "Красногорская гимназия". Цена Контракта 3 400 000,00 рублей.
В связи с неисполнением Обществом условий контракта Заказчиком 27.12.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 3.2. Контракта срок выполнения работ:
- дата начала исполнения контракта: с даты заключения контракта;
- дата окончания исполнения контракта: 25.08.2023.
30.08.2023 согласно документам, размещенным на ЕИС (Документ о приемке N 1) работы выполнены и оплачены на сумму 2 760 322,35 рублей из 3 400 000,00 руб.
07.09.2023 Заказчик в адрес Подрядчика направил требование N2684/02 об уплате неустойки (штрафа, пени).
Согласно письменным пояснениям Заказчика, каких-либо обращений от Подрядчика относительно проведения работ в адрес Администрации МО "Муниципальный округ Красногорский район УР" не поступало. Дополнительных пояснений со стороны ООО "ЮКАС" при рассмотрении дела не предоставлено.
Заказчик также отметил, что не выполнены следующие работы:
-сплошное выравнивание штукатурки стен цементно-известковым раствором при толщине намета: до 10 мм;
-облицовка: оконных проемов в наружных стенах откосной планкой из оцинкованной стали с полимерным покрытием с устройством водоотлива оконного из оцинкованной стали с полимерным покрытием;
-облицовка: дверных проемов в наружных стенах откосной планкой из оцинкованной стали с полимерным покрытием с установкой наличников из оцинкованной стали с полимерным покрытием.
Согласно ч. 8, ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами. ООО "ЮКАС" приняло на себя обязательство, которое должно быть выполнено.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "ЮКАС", выразившаяся в следующем.
Общество не исполнило работы, предусмотренные Контрактом.
В адрес ООО "ЮКАС" направлялось уведомление Удмуртского УФАС России, согласно которому Обществу необходимо в срок до 11:00 17.01.2024 представить в Управление следующие документы и информацию:
- письменные пояснения о причинах не исполнения, нарушения условий контракта;
- документы, подтверждающие объективную невозможность исполнения условий контракта;
-иные документы, которые будут способствовать рассмотрению обращения Заказчика.
Ни в установленный срок (до 11:00 17.01.2024), ни к моменту рассмотрения настоящего дела (18.01.2024 в 14:00) вышеуказанные документы и сведения со стороны ООО "ЮКАС" в Управление не представлены, ходатайств о продлении срока предоставления документов и сведений по уведомлению со стороны Общества не подавалось, представители ООО "ЮКАС" не приняли участие при рассмотрении настоящего дела.
Кроме этого, проводимые в соответствии с Контрактом работы имеют социальную значимость, так как за счет них обеспечивается своевременная организация образовательного процесса в надлежащих условиях. Невыполнение обязательств по проведению работ по Контракту поставило под угрозу работу образовательного учреждения муниципального образования.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае Общество предпочло не исполнять условия контракта, соответственно должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта и возможность включения сведений о предпринимателе в РНП.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "ЮКАС", так как Общество не предприняло мер, направленных на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "ЮКАС" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "ЮКАС" (ИНН 6141059640) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения запроса котировок N зз-27222-2023 Капитальный ремонт здания МАОУ "Красногорская гимназия" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123010404) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ЮКАС" (ИНН 6141059640) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
|||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
|||
10.01.24 |
15.01.24 |
15.01.24 |
0 |
15.01.24 |
22.01.24 |
18.01.24 |
0 |
23.01.24 |
22.01.24 |
0 |
0 |
|||
|
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ "__"
___________ "__"
___________ "__" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 18 января 2024 г. N 018/06/104-26/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024