Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - руководитель управления;
члены Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
рассмотрев обращение Заказчика КУ УР "Управтодор" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Универсал-Строй" (ИНН 5911052605) в связи с принятием поставщиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме Nзз-32303 - 2023 "Ремонт моста через р. Лоза км 2+580 автомобильной дороги Игра - Глазов км 0+028 - км 18+931 в Игринском районе Удмуртской Республики" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123015118, далее - конкурс), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
на заседании Комиссии в присутствии:
представителей ООО "Универсал-Строй" (далее - Общество): <_> (доверенность от 18.01.2024 N26), <_> (доверенность от 18.01.2024 N27),
представителей Заказчика КУ УР "Управтодор" (далее - Заказчик) посредством видеоконференцсвязи: <_> (доверенность от 09.01.2024 N22),
в отсутствие:
уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
УСТАНОВИЛА:
19.09.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении открытого конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 108 834 580,00 рублей.
05.10.2023 - дата окончания срока подачи заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 09.10.2023 NИЭОК1 поступило три заявки на участие, признанные соответствующими установленным требованиям. Победителем признано ООО "Универсал-Строй".
24.10.2023 был заключен контракт между Заказчиком и ООО "Универсал-Строй", согласно которому исполнитель обязуется выполнить работы по ремонту моста через р. Лоза км 2+580 автомобильной дороги Игра - Глазов км 0+028 - км 18+931 в Игринском районе Удмуртской Республики. Цена контракта установлена по каждому этапу отдельно: по этапу N 1- 8 317 653,98 рублей; по этапу N2 - 31 242 314,82 рублей; по этапу N3 - 35 633 198,62 рублей; по этапу N4 - 33 140 832,58 рублей.
Согласно п. 2.2 контракта срок выполнения работ - с 01.03.2024 по 30.09.2024.
В связи с предоставлением Заказчиком проектной документации, требующей корректировки и устранения недочетов, поставщиком 08.12.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено в ЕИС 18.12.2023.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
24.10.2023 был заключен контракт между Заказчиком и ООО "Универсал-Строй", согласно которому исполнитель обязуется выполнить работы по ремонту моста через р. Лоза в соответствии с техническим заданием, проектной и рабочей документацией.
Согласно п. 6.3.17 контракта Подрядчик обязан в течение 5 (пяти) календарных дней с момента заключения Контракта разработать и представить Заказчику на согласование проект производства работ (далее - ППР), содержащий: технологические карты, технологические регламенты и другие обосновывающие документы для выполнения работ, отвечающие требованиям действующих технических нормативов, а также представить на утверждение Заказчику:
- календарный график производства работ и лабораторного контроля по объекту;
- план проведения ремонта;
- графики поступления на объект конструкций, изделий, материалов, оборудования;
- схему организации дорожного движения;
- схему контроля качества (входной, операционный, периодический контроль).
В соответствии с п. 6.3.9 контракта Подрядчик обязан немедленно известить Заказчика, и до получения от него указаний, приостановить выполнение работ на объекте при обнаружении независящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих сохранности или качеству объекта, либо создающих невозможность выполнения определенных работ.
01.11.2023 Общество направило в адрес Заказчика письмо N262, согласно которому сообщает о проведенной рекогносцировке местности, а также просит Заказчика разрешить выполнение работ ранее даты начала исполнения контракта - в ноябре-декабре 2023 года.
07.11.2023 Заказчик направил в адрес Общества письмо N4272/01-01-04, согласно которому направленный проект производства работ не соответствует МДС 12-81.2007 (методические рекомендации), календарный график производства работ не утвержден в связи с несоответствием требованиям СП, схема организации дорожного движения не утверждена, поскольку нарушены требования ГОСТ. Указанные документы направлены на корректировку.
15.11.2023 Общество направило в адрес Заказчика письмо N271, согласно которому проектная документация имеет недочеты.
21.11.2023 Заказчик письмом N4469/01-01-04 указал, что рекогносцировка местности выполнена проектной организацией при разработке проектно-сметной документации, размещенной в ЕИС на стадии определения Подрядчика.
30.11.2023 Общество указало, что ремонт моста по проектной документации Заказчика невозможен, поскольку нарушает технологию производства работ, не отвечает строительным требованиям, в связи с чем приостановило производство работ по контракту.
06.12.2023 Заказчик направил письмо N4711/01-01-04, согласно которому проектная документации и график выполнения работ размещены в ЕИС на стадии определения Подрядчика, Общество, приняв участие в закупке согласилось на условия закупки, подписало контракт. Так, Обществом при разработке ППР необходимо составить график работ таким образом, чтобы работы выполнялись в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N10 к контракту). Также Заказчик указал, что по состоянию на 06.12.2023 не устранены замечания по письму от 07.11.2023 N4272/01-01-04.
08.12.2023 Общество приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Размещено в ЕИС - 18.12.2023. Дата вступления в силу - 29.12.2023.
Согласно п. 12.2 контракта Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "Универсал-Строй".
Комиссией антимонопольного органа на основании представленных документов было установлено, что Общество взяло на себя обязательства по выполнению ремонтных работ моста через р. Лоза. При этом, Общество во исполнение п. 6.3.17 контракта не согласовало, а также не исправило выявленные замечания Заказчиком по документам - ППР, календарный график, схема организации дорожного движения.
Поскольку указанные документы должны быть разработаны и согласованы с Заказчиком в течение пяти календарных дней с момента заключения контракта, то есть в срок до 29.10.2023, Обществом обязательство в силу п. 6.3.17 контракта не исполнено, однако Заказчик неоднократно указывал в своих письмах о необходимости исправления замечаний по представленным документам. Вместе с тем, Обществом не устранены замечания Заказчика по указанным документам.
При этом, Общество, ссылаясь в своем решении об одностороннем отказе от исполнения контракта на ст. 716 ГК РФ, согласно которой работы приостанавливаются в связи с некачественной проектной, технической документацией, указал, что Заказчиком не представлена документация в полном объеме, а также Заказчик отказывается устранять обстоятельства, которые грозят годности, прочности результатов выполняемой работы, а также создают невозможность ее завершения в срок.
Оценивая правомерность принятого решения Подрядчиком, Комиссия пришла к выводу, что в силу ч. 5 ст. 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку на выполнение работы на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, и в соответствии с заявкой такого участника закупки.
Кроме того, согласно п. 15.8 контракта Подрядчик, подписав Контракт, подтверждает, что: несет полную ответственность за исполнение Контракта, в том числе за выполнение работ субподрядчиками, в соответствии с требованиями и условиями Контракта; тщательно изучил и проверил всю информацию и документацию, связанные с заключением и исполнением Контракта, полностью ознакомлен и согласен со всеми условиями Контракта, в том числе с условиями о порядке и сроках выполнения работ, условиях и возможности одностороннего отказа от исполнения Контракта Заказчиком (полностью или частично); получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки, стоимость и качество выполнения работ по Контракту, и принимает на себя все расходы, риск и трудности выполнения работ; имеет все необходимые документы (разрешения) компетентных государственных органов Российской Федерации на проведение (осуществление) работ, и все необходимые документы будут действительны в течение всего времени выполнения Подрядчиком работ; со стороны Подрядчика предприняты все необходимые действия органов управления, учредителей, и иные действия, требуемые учредительными документами Подрядчика и (или) действующим законодательством для заключения и исполнения Контракта.
Таким образом, ООО "Универсал-Строй", подавая заявку на участие в закупке на условиях, указанных в извещении о закупке, выразил согласие на заключение контракта на условиях Заказчика, а заключая контракт принял на себя обязательства по его исполнению в соответствии с его положениями. Так, контрактом четко предусмотрены права и обязанности сторон, которые подлежат исполнению обеими сторонами.
При этом, указание Общества на то, что Заказчиком не представлена документация в полном объеме, а также на то, что документация не отвечает требованиям строительных норм и правил, отклоняются Комиссией антимонопольного органа, поскольку на этапе подачи заявки Общество должно было оценить возможность и необходимые ресурсы Общества для выполнения работ на условиях извещения и документации, размещенной в ЕИС для всех потенциальных участников закупки.
Общество, приостанавливая работы по контракту 30.11.2023, ссылаясь на п. 6.3.9 контракта, согласно которому Подрядчик обязан немедленно известить Заказчика, и до получения от него указаний приостановить выполнение работ на объекте при обнаружении независящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих сохранности или качеству объекта, либо создающих невозможность выполнения определенных работ, не обосновал такую приостановку, поскольку работы на объекте еще не начинались, какие-либо работы не производились.
Учитывая, что вся проектная документация была размещена в ЕИС, и при заключении контракта не подвергалась изменениям, указание Общества на п. 6.3.9 контракта о независящих обстоятельствах от Подрядчика не основано на фактических обстоятельствах дела, поскольку подавая заявку, Общество изъявило свою волю на исполнения контракта в соответствии с размещенной в ЕИС документацией, следовательно, не подлежит применению.
Ссылка Общества на некачественную проектную документацию также не может служить основанием для приостановки работ, поскольку Общество на этапе подачи заявки должен был ознакомиться с проектной документацией, и принять решение об участии, либо не участии в закупке. Кроме того, недостатки проектной документации должны быть подтверждены заключением экспертной организации, которая по результатам проверки может выявить нарушения в организации и проведении работ по ремонту моста. В адрес антимонопольного органа не было представлено каких-либо экспертных заключений о не качественной проектной документации.
При этом, в силу ст. 719 ГК РФ Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности не предоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком.
Заказчиком в полном объеме была размещена в Единой информационной системе вся необходимая документация для выполнения работ по контракту. Требование Закона о контрактной системе о включении проектной документации в документацию о закупке направлено на то, чтобы участники закупки имели полную и ясную картину объекта закупки. Данное требование об обязательности размещения информации в единой информационной системе направлено на обеспечение открытости прозрачности закупок, полноты и достоверности информации (ст. 7 Закона о контрактной системе).
Таким образом, ООО "Универсал-Строй" принимая участие в закупке, заключая контракт взяло на себя обязательства по его исполнению на условиях, указанных в контракте и в проектной документации по закупке. Обстоятельства, при которых Общество не проверило реальную возможность исполнения контракта, не может служить основанием для признания Заказчиком не исполнившим встречные обязательства по контракту. Кроме того, неисполнение Обществом обязательств по предоставлению документов надлежащим образом не свидетельствует об исполнении Обществом взятых на себя обязательств.
При этом, согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Универсал-Строй" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Универсал-Строй" (ИНН 5911052605) в связи с принятием поставщиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме Nзз-32303 - 2023 "Ремонт моста через р. Лоза км 2+580 автомобильной дороги Игра - Глазов км 0+028 - км 18+931 в Игринском районе Удмуртской Республики" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123015118) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Универсал-Строй" (ИНН 5911052605) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
29.12.2023 |
10.01.2024 |
16.01.2024 |
4 |
17.01.2024 |
23.01.2024 |
19.01.2024 |
0 |
24.01.2024 |
23.01.2024 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 19 января 2024 г. N 018/06/104-30/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024