Резолютивная часть решения оглашена 17 января 2024 г.
Полный текст решения изготовлен 22 января 2024 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";
В отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения обращения Индивидуального предпринимателя "_" (далее - Участник закупки);
При участии представителей Комитета по городскому хозяйству администрации города г. Усолье-Сибирское (далее - Заказчик) "_"
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении ИП "_" в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области 10 января 2024 г. (далее - Иркутское УФАС России) от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении ИП "_" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0134300008523000340 "Приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) в муниципальную собственность для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, площадью не менее 49,40 кв.м.".
ИП "_" представлены письменные пояснения, согласно которым считает нарушенной процедуру расторжения контракта.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пункт 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что заказчиком 11.10.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300008523000340 "Приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) в муниципальную собственность для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, площадью не менее 49,40 кв.м.".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 589 733 рублей 33 копейки.
По итогам электронного аукциона победителем электронного аукциона признан участник закупки - ИП "_", предложивший цену контракта в размере 2 782 043 рубль 18 копеек, снижение НМЦК составило 22,5%.
08.11.2023 между заказчиком и ИП "_" был заключен контракт N 808/2023 на приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) в муниципальную собственность для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, площадью не менее 49,40 кв.м.
Согласно пункту 1.1 контракта Продавец продает, а Покупатель приобретает благоустроенное жилое помещение (квартиру) в муниципальную собственность, расположенное по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Розы Люксембург д. 2 квартира N 11/1 на 5 этаже многоквартирного дома, общей площадью 49,70 кв. м., (далее - жилое помещение).
Согласно пункту 2.1 контракта Цена Контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, и составляет 2782043,18 (Два миллиона семьсот восемьдесят две тысячи сорок три) рубля 18 копеек, без НДС. НДС не предусмотрен (далее - цена Контракта).
Согласно пункту 5.1 контракта Передача жилого помещения Продавцом и принятие его Покупателем осуществляется в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня заключения Контракта, по акту приема-передачи (Приложение N2 к Контракту).
Согласно пункту 3.1, 3.4, 3.5 контракта Техническое состояние квартиры соответствует требованиям ГОСТ, техническим регламентам, проектной документации и градостроительным регламентам, а также иным обязательным требованиям. В квартире отсутствуют произведенные самовольные переустройства и (или) перепланировки. Квартира, не соответствующая условиям муниципального контракта, считается не переданной.
Согласно пункту 4.1.1 контракта Продавец обязуется передать Покупателю жилое помещение в соответствии с характеристиками, предусмотренными в "Техническом задании" (Приложение N 1 к Контракту), требованиями, предусмотренными Статьей 3 Контракта, в порядке и в сроки, предусмотренные Статьей 5 Контракта.
Согласно пункту 6.1 контракта Продавец гарантирует надлежащее качество жилого помещения, а также соответствие жилого помещения государственным стандартам, нормативно-технической документации, строительным нормам и правилам. В случае перепланировки жилого помещения, предоставить Покупателю документы, подтверждающие законность перепланировки.
Согласно пункту 6.2, 6.2.1 контракта Жилое помещение соответствует градостроительным регламентам, проектной документации, пригодно для постоянного проживания, отвечает санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям, установленным статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". В жилом помещении проведен текущий ремонт. Иные требования, предъявляемые к характеристикам жилого помещения, определяются в соответствии с "Техническим заданием" (Приложение N 1 к Контракту).
Согласно пункту 5.2 контракта Продавец в течение 5 (пяти) календарных дней со дня заключения Контракта сообщает Покупателю о готовности жилого помещения к передаче путем направления соответствующего уведомления Покупателю и передает жилое помещение Покупателю. Одновременно с передачей жилого помещения Продавец формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Продавца, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, содержащий информацию, указанную в пункте 1 части 13 статьи 94 Федерального закона.
К документу о приемке прилагается акт приема-передачи (Приложение N2 к Контракту). При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная пунктом 1 части 13 статьи 94 Федерального закона информация, содержащаяся в документе о приемке.
Датой поступления Покупателю документа о приемке считается дата его размещения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Покупатель.
04.12.2023 г. в адрес Заказчика поступило уведомление о готовности жилого помещения к передаче.
13.12.2023 г. Участником закупки в ЕИС был размещен документ о приемке жилого помещения.
Согласно пункту 5.3, 5.4, 5.5 Контракта Для приемки жилого помещения Покупателем может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек. В случае создания приемочной комиссии приемка результата исполнения контракта осуществляется приемочной комиссией и утверждается Покупателем. Для проверки представленных Продавцом результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта Покупатель проводит экспертизу своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных между Покупателем и экспертом, экспертной организацией в соответствии с Законом о контрактной системе.
Отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения, учитываются при принятии решения о приемке или об отказе в приемке жилого помещения.
В течение 20 (двадцати) рабочих дней следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 94 Федерального закона, пунктом 5.3 Контракта Покупатель подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Покупателя, и размещает в единой информационной системе документ о приемке либо формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Покупателя, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Согласно акту приемочной комиссии от 13.12.2023 г. при проверке документов и жилого помещения следует, что предъявленное жилое помещение не соответствует условиям муниципального контракта, а именно произведена самовольная перепланировка и переустройство жилого помещения и установлены иные замечания, отраженные в листе проверки.
Согласно листу проверки, установлено не соответствие требованиям технического задания: санузел раздельный (пункт 25 Технического задания), приборы учета ХВС, ГВС, электроэнергии, введенные в эксплуатацию (пункт 10 Технического задания), ванна (без ржавчины и сколов) с заземлением, со смесителем и сифоном (пункт 17 Технического задания), отделка стен - керамическая плитка (пункт 20 Технического задания), подвесные крюки для осветительных приборов, где это необходимо (пункт 24 Технического задания), межкомнатные двери с наличниками и ручками (без повреждений) (пункт 15 Технического задания), паспорта на приборы учета, правоустанавливающий документ на квартиру, документ подтверждающий снятие с регистрационного учета всех ранее зарегистрированных граждан, выписка из ЕГРН об отсутствии обременений, справки из ресурсоснабжающих и управляющих организаций, Фонда капительного ремонта многоквартирных домов Иркутской области, РТ-НЭО Иркутск об отсутствие задолженности, заключение/справка о проценте износа квартиры (пункт 5 Технического задания), отсутствие самовольного переустройства и/или перепланировки (пункт 3.4 Контракта).
15.12.2023 г. заказчиком отказано в приемке жилого помещения, сформирован, подписан и размещен в ЕИС мотивировочный отказ приемки.
29.12.2023 г. в связи с нарушением участником закупки условий контракта заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение 29.12.2023 г. было размещено в ЕИС.
В соответствии с части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных части 5 статьи 103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 29.12.2023 г., следовательно, 29.12.2023 г. поставщик считается надлежащим образом уведомленным.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 09.01.2024 г..
В соответствии с частью 14 статьи 95 Федерального закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
В ходе рассмотрения обращения в Иркутское УФАС России доказательств наличия фактов, которые могли бы послужить основанием для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения контракта у Заказчика сторонами не представлено, самостоятельно комиссий Иркутского УФАС России не добыто.
11.01.2024 г. Иркутским УФАС России в адрес участника закупки было направлено уведомление (исх. N 038/27/24) с требованием о представлении письменных объяснений по факту неисполнения обязательств по контракту.
Участник закупки в своих пояснениях не представил сведений о причинах неисполнения обязательств по контракту, сообщил, что считает действия заказчика не соответствующими закону, поскольку заказчик не представил участнику закупки сроки для устранения нарушений, решение об одностороннем отказе об исполнении контракта им получено только 10.01.2024 г.
Согласно пункту 2 части решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю).
Комиссия Иркутского УФАС России путем исследования раздела "Решение об одностороннем отказе" в единой информационной системе в карточке контракта с реестровым номером 3380115781023000096, установила, что 29.12.2023 г. Заказчиком был размещен документ: "Решение об одностороннем отказе N КГХ-02-06-4469/23 от 29.12.2023"
Таким образом, поставщик считается надлежащим образом уведомленным.
На основании вышеизложенного, довод участника закупки о не уведомлении его о решении заказчика в одностороннем порядке расторгнуть контракт не нашел своего подтверждения.
В соответствии с п. п. "в" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства РФ N 1078 от 30.06.2021 г. (далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссии Иркутского УФАС России и заказчику от Участника закупки не были представлены какие-либо документы и информация, подтверждающие невозможность исполнения контракта.
Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие добросовестного поведения в действиях Участника закупки, выраженное в непринятии мер к исполнению контракта.
Доказательств наличия объективных препятствий Участника закупки исполнить контракт в установленный срок не представлено.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Участником закупки не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Нарушений со стороны заказчика антимонопольным органом не установлено.
Включение сведений в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 N ВАС-5621/12).
По мнению Комиссии Иркутского УФАС России, так как обязательства по контракту Участником закупки не были исполнены надлежащим образом, Заказчик правомерно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, так как Участником закупки не были исполнены обязательства по контракту, у Комиссии Иркутского УФАС России нет правовых оснований для невключения сведений о Участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении ИП "_" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года.
2. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 22 января 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024