Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное бюджетным общеобразовательным учреждением города Омска "Гимназия N 75" (далее - БОУ г. Омска "Гимназия N 75", учреждение, заказчик) обращение об обществе с ограниченной ответственностью Сервисная компания "Инкос" (далее - ООО СК "Инкос", общество, исполнитель) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 153 от 26.12.2023 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки путем открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся 1-4 классов (Реестровый номер 12.1559.23) (извещение N 0152300011923001543) (далее - открытый конкурс в электронной форме, электронный конкурс), размещенной уполномоченным органом - департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - "_", директора, "_" (доверенность N 3 от 26.06.2023),
заказчика - "_", исполняющего обязанности директора,
в присутствии представителей исполнителя - "_" (доверенность N 2 от 29.01.2024), "_" (доверенность N 1 от 29.01.2024)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 23.01.2024 было направлено обращение о включении информации об исполнителе в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 20.11.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме с максимальным значением цены контракта 5007060 руб., начальная сумма цен единиц услуги составляла 90 руб.
24.11.2023 размещено изменение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме.
30.11.2023, 04.12.2023 размещались разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 11.12.2023 комиссией по осуществлению закупок принято решение о признании вторых частей заявок двух участников закупки соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, а также осуществлена оценка заявок таких участников.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.12.2023 свидетельствует о том, что победителем электронного конкурса признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, и который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, установленных в извещении об осуществлении закупки (ООО СК "Инкос").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 26.12.2023 между учреждением и обществом был заключен контракт с ценой 5007060 руб.
12.01.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 01-56/15) в связи с неисполнением обществом обязательств, предусмотренных контрактом.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 23.01.2024, информация о расторжении контракта в этот же день размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью Сервисная компания "Инкос" не подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В извещении о проведении электронного аукциона в графе "Информация о сроках исполнения контракта и источниках финансирования" были указаны дата начала исполнения контракта - с даты заключения контракта, дата окончания исполнения контракта - 31.01.2025.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Между сторонами на основании заключенного контракта сложились отношения, основанные на договоре возмездного оказания услуг.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Особенностью правового регулирования договора возмездного оказания услуг согласно статье 783 ГК РФ является то, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 такого Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы (оказания услуги) является существенным для договора подряда (возмездного оказания услуг).
Согласно пунктам 1.1-1.6 контракта его предметом выступало следующее:
"Исполнитель обязуется по заданию Заказчика на условиях настоящего контракта и в установленный настоящим контрактом срок оказать услуги питания детей, обучающихся по образовательным программам начального общего образования (далее - услуги) и сдать их Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с настоящим контрактом.
Место оказания услуг: 644048, г. Омск, ул. Всеволода Иванова, 5.
Сроки оказания услуг: с даты заключения контракта по 30 декабря 2024 года, в соответствии с режимом работы учреждения, с графиком приема пищи (Приложение N 2 к настоящему контракту), на основании поданных письменных заявок. Заявки подаются ежедневно, до 12.00 рабочего дня, предшествующего дате приема пищи, указанной в Заявке посредством электронной почты указанной в разделе 11 контракта.
Объем услуг определяется исходя из фактической потребности Заказчика по заявкам Заказчика, подаваемым в порядке, установленном пунктом 1.3. настоящего контракта.
Услуги по настоящему контракту оказываются Исполнителем его силами и средствами, в объеме, определенном фактической потребностью Заказчика в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему контракту), графиком приема пищи и требованиями к цикличному меню (Приложения N 2 и N 3 к настоящему контракту), в соответствии с наименованием и характеристикой товаров, используемых при оказании услуг (приложение N 5 к контракту) в пределах максимального значения цены контракта".
Аналогичная указанной в пункте 1.3 контракта информация о порядке подачи заявок предусмотрена в пункте 2 Технического задания (Приложение N 1 к контракту).
Разделом 3 контракта определены права и обязанности сторон при его исполнении.
В частности, в силу пунктов 3.3.1, 3.3.3, 3.3.4, 3.3.7 к обязанностям заказчика было отнесено следующее:
- подавать заявки посредством электронной почты указанной в разделе 11 контракта,
- предоставить исполнителю право пользования недвижимым имуществом, соответствующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания населения, иным имуществом, необходимым для оказания услуг, соответствующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания населения,
- создать условия для приготовления и выдачи горячего питания обучающимся в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее соответственно - СП 2.4.3648-20),
- не позднее, чем за 2 дня до начала периода приема пищи (Приложение N 2 к контракту) передать исполнителю помещение пищеблока, соответствующее требованиям СП 2.4.3648-20 холодильное, технологическое и вспомогательное оборудование согласно Приложению N 4 к контракту по акту приема-передачи на срок, равный сроку оказания услуг по контракту. С даты окончания оказания услуг принять от исполнителя помещение пищеблока и оборудование в течение 2 дней по акту сдачи.
Корреспондирующая вышеуказанной обязанность исполнителя по принятию от заказчика помещения пищеблока, соответствующего требованиям СП 2.4.3648-20, содержалась в пункте 3.1.13 контракта.
СП 2.4.3648-20 согласно пункту 1.1 устанавливают, в том числе санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах) нежилого назначения.
Требования, предъявляемые к помещениям для приготовления и приема пищи, хранения пищевой продукции, предусмотрены в пункте 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.8 контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Также в пункте 10.9 контракта закреплено право заказчика отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения от исполнителя убытков в случае если:
- исполнитель не приступает своевременно к исполнению контракта или оказывает услуги настолько медленно, что оказание их к сроку становится явно невозможным,
- отступления от условий контракта или иные недостатки результата услуг в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое БОУ г. Омска "Гимназия N 75" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 12.01.2024 в 12:01 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 3550502262223000022) признается 12.01.2024 в 12:01 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой исполнитель.
Таким образом, ООО СК "Инкос" на основании частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в период с 13.01.2024 по 22.01.2024 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена в ЕИС 24.01.2024.
Кроме того, Омским УФАС России в этот же день сторонам контракта было направлено (исх. N ТШ/381/24) уведомление о рассмотрении 30.01.2024 в 10 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 26.01.2024:
- заказчику документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения обществом обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- исполнителю письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
На указанный запрос обществом были представлены (вх. N 816-ЭП/24 от 26.01.2024) пояснения, в которых выражено несогласие принятому учреждением решению об одностороннем отказе от исполнения контракта, причины нарушения срока оказания услуг исполнитель связывает с нарушением заказчиком встречных обязательств по контракту.
Представленные заказчиком (вх. NN 852-ЭП/24, 853-ЭП/24 от 29.01.2024) сведения о взаимодействии с ООО СК "Инкос" в рамках исполнения контракта, документальные доказательства неисполнения обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также вся имеющаяся переписка между сторонами свидетельствуют о следующем.
27.12.2023 заказчиком в адрес общества направлена (исх. N 01-56/380) заявка на технологическое оборудование для организации питания с 09.01.2024.
Исполнителем (письмо б/н, б/д) направлена информация, необходимая для начала оказания услуг.
В рамках исполнения контракта учреждением неоднократно направлялись претензии о нарушении сроков исполнения контракта (письма N 01-56/2 от 09.01.2024, N 01-56/6 от 10.01.2024, 01-56/12 от 11.01.2024, 01-56/26 от 17.01.2024). Данные претензии были направлены обществу как посредством электронной почты, так и сформированы и размещены заказчиком в реестре документов об исполнении контрактов закрытой части официального сайта ЕИС.
11.01.2024 Управлением Роспотребнадзора по Омской области заказчику объявлено предостережение N 67/ПР о недопустимости нарушения обязательных требований (пункт 8.1.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения") и предложено обеспечить соблюдение обязательных требований, а именно обеспечить для обучающихся горячее питание.
11.01.2024, 12.01.2024, 15.01.2024, 17.01.2024, 19.01.2024, 22.01.2024 на имя директора учреждения заведующим производства были составлены служебные записки о ненадлежащем исполнении обществом обязательств по контракту (в том числе о завозе оборудования ненадлежащего качества, непредоставлении необходимого оборудования для пищеблока, цикличного меню, технологических карт, поставке продуктов без сопроводительной документации, некачественных продуктов).
15.01.2024, 16.01.2024, 17.01.2024, 19.01.2024, 22.01.2024 заказчиком посредством сообщений в мессенджере WhatsApp были направлены заявки на оказание услуг.
22.01.2024 исполнителем дан ответ (исх. N 75-О1) на претензии заказчика, содержащий просьбу отозвать решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, обеспечить направление заявок в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, либо согласовать с обществом иные порядок и сроки путем заключения дополнительного соглашения.
В этот же день обществом направлен также ответ (исх. N 75-О2) на решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контакта, аналогичный по содержанию ответу на претензии.
Фактические обстоятельства сложившихся между сторонами отношений свидетельствуют о том, что исполнитель к оказанию услуг в рамках заключенного контракта в установленный контрактом срок не приступил, что сторонами оспорено не было. Однако общество полагает, что данное нарушение возникло вследствие невыполнения заказчиком своих обязательств по контракту.
Так, в обязанности заказчика согласно условиям контракта входит создание условий для приготовления и выдачи горячего питания обучающимся, в том числе передача исполнителю помещения пищеблока, соответствующего требованиям СП 2.4.3648-20, холодильного, технологического и вспомогательного оборудования по акту приема-передачи (пункт 3.3.7 контракта).
Проанализировав и оценив имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия установила, что БОУ г. Омска "Гимназия N 75" не были представлены доказательства передачи обществу помещения пищеблока, оборудования по акту приема-передачи, а равно исполнения обязанности, предусмотренной в пункте 3.3.7 контракта.
С учетом вышеупомянутого общество не имело возможности исполнить взаимную обязанность по принятию от заказчика помещения и оборудования, необходимых для оказания услуг (пункт 3.1.13 контракта), что, по мнению Комиссии, может расцениваться как обстоятельства, препятствовавшие исполнителю своевременно приступить к оказанию услуг по контракту.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии вины исполнителя в нарушении установленного контрактом начального срока оказания услуг.
Вместе с тем Комиссия не может согласиться с указанием обществом на нарушение заказчиком порядка направления заявок на оказание услуг как на обстоятельство, препятствовавшее надлежащему исполнению обязательств по контракту со своей стороны.
Действительно, согласно условиям заключенного контракта надлежащим порядком информирования исполнителя о необходимости оказания услуг в конкретный день служит адрес электронной почты общества (пункт 1.3 контракта и пункт 2 Технического задания).
Однако из переписки сторон в WhatsApp следует, что уполномоченным лицом исполнителя был предложен, как им было указано на заседании Комиссии, дополнительный способ направления заявок на оказание услуг, а именно путем сообщений в таком мессенджере.
В связи с чем, по убеждению Комиссии, ООО СК "Инкос", самостоятельно предложив вспомогательный способ обмена документами, не вправе ссылаться на несоблюдение заказчиком порядка направления заявок, а также на их неполучение исполнителем.
Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
При применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 ГК РФ), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 ГК РФ, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Комиссия при оценке действий сторон (заказчика и исполнителя), связанных с осуществлением данной закупки (пункт 3 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе) и направленных на обеспечение государственных (муниципальных) нужд, отмечает, что в данных правоотношениях сторон принципы добросовестности, разумности и справедливости соблюдены не в полной мере.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных заказчиком и обществом действий в рамках исполнения контракта, Комиссия установила их неполное соответствие требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Признавая, что обязательства сторон по передаче помещения пищеблока и оборудования, необходимого для приготовления пищи, с одной стороны, и оказания услуг, с другой стороны, по существу являются встречными по отношению друг к другу (пункт 1 статьи 328 ГК РФ), Комиссия считает, что в такой ситуации несвоевременное начало оказания услуг исполнителем, обусловленное неисполнением заказчиком встречного обязательства, не может быть поставлено в вину обществу.
С учетом пунктов 1 и 2 статьи 401 ГК РФ применительно к спорной ситуации и установленных выше обстоятельств дела и поведения сторон Комиссия находит доказанной невиновность общества в допущенной им просрочке оказания услуг, а равно недостижении результата, на который рассчитывало учреждение при заключении контракта.
Комиссия, установив факт того, что возможность начала оказания услуг исполнителем по организации питания детей была поставлена в зависимость от исполнения заказчиком встречных обязательств по контракту, считает, что информация об ООО СК "Инкос" не подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать во включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации:
- об обществе с ограниченной ответственностью Сервисная компания "Инкос" (644007, г. Омск, ул. 5-я Северная, д. 192), ИНН 5503095992, КПП 550301001;
- о директоре общества с ограниченной ответственностью Сервисная компания "Инкос" "_", ИНН 550501429572;
- об участниках общества с ограниченной ответственностью Сервисная компания "Инкос" (размер доли (в процентах) - 55 % "_", ИНН 550501429572, (размер доли (в процентах) - 45 % "_", ИНН 550501794423.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 30 января 2024 г. N 055/10/104-71/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2024