рассмотрев материалы дела N7-3/31 по обращению Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Азия" (ИНН 2722069326) в связи с односторонним отказом от государственного контракта от 10.05.2023 N 09.Р.ЭА.КОЖД.23 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (извещение N0822600006723000110) и факта ненадлежащего исполнения условий договора участника осуществления закупки ООО "Азия",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 10.05.2023 N 09.Р.ЭА.КОЖД.23 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Хабаровского муниципального района Хабаровского края заключен с ООО "Азия" по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона извещение N0822600006723000110 (далее - контракт).
В соответствии с п. 1.1 контракта предметом контракта является: Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - Работы).Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с Технической частью (Приложение 1), являющейся неотъемлемой частью контракта, а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Объем выполняемых Работ определяется по фактической потребности Заказчика. Перечень видов работ указан в Технической части (п. 1.2 контракта).
Согласно п. 2.1 контракта максимальное значение цены контракта (далее также - цена контракта) составляет 17 556 424,00 (семнадцать миллионов пятьсот пятьдесят шесть тысяч четыреста двадцать четыре) рубля 00 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 (двадцать) процентов.
Заказчик вправе:
- требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями настоящего контракта (п. 4.1.1 контракта);
- требовать от Подрядчика представления надлежащим образом оформленной отчетной документации и материалов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с настоящим контрактом (п. 4.1.2 контракта);
- выдавать предписания при обнаружении отступлений от условий настоящего контракта ссылаясь на недостатки Работ, в том числе в части объема и стоимости этих Работ, по результатам проведенных уполномоченными контрольными органами проверок, а также проверок Заказчика;
- в случае нарушения и/или неисполнения условий контракта составлять Акт о выявленных нарушениях, на основе которых привлекать Подрядчика к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом в соответствии с разделом 10 контракта "Ответственность сторон". Предписания передаются Подрядчику представителями Заказчика на адрес электронной почты, указанный в разделе 17 контракта "Местонахождение и банковские реквизиты сторон", с последующей досылкой оригиналов с указанием даты их подписания и срока исполнения. Предписания являются правовым документом и должны регистрироваться и храниться у Подрядчика на протяжении срока действия контракта. Вторые экземпляры предписаний хранятся у Заказчика (п. 4.1.5 контракта).
Подрядчик обязан:
- разработать и передать Заказчику в течение 10 дней с момента заключения контракта для ознакомления проект производства работ (далее - ППР). В случае наличия у Заказчика замечаний по ППР, Подрядчик должен устранить их в течение 5 дней (п. 4.4.2 контракта);
- выполнить все Работы, предусмотренные по настоящему контракту, в соответствии с Технической частью, в сроки, установленные в настоящем контракте (п. 4.4.4 контракта);
- устранять все замечания, указанные в том числе в предписаниях, требованиях и извещениях Заказчика, а также надзорных органов, выявленные в процессе производства и приемки Работ, за свой счет, в установленные сроки (п. 4.4.13 контракта);
- вести с момента начала выполнения работ по содержанию автомобильных дорог и до момента их завершения Общий журнал выполнения работ, Журналы входного, операционного и лабораторного контроля и другую документацию на русском языке, оформленные и заверенные в установленном порядке (п. 4.4.32 контракта);
- обеспечить наличие на дорожной технике, задействованной на выполнении работ в рамках контракта, бортового спутникового оборудования ГЛОНАСС с последующей передачей отчетных форм от спутникового навигационного оборудования, установленного на дорожной технике, на сервер единой автоматизированной системы Ситуационного центра Заказчика самостоятельно, либо посредством оператора, который оказывает услуги по навигационному мониторингу (п. 4.4.36 контракта);
- исполнять в установленные сроки предписания, выданные Заказчиком в соответствии с п. 4.1.5 контракта (п. 4.4.38 контракта).
Согласно п. 5.1 контракта срок выполнения Работ: с 02.06.2023 по 31.12.2023.
Приемка выполненных работ осуществляется ежемесячно с 25 по 30 число каждого месяца совместно представителями Заказчика и Подрядчика с выездом на место производства работ (п. 6.1 контракта).
В соответствии с п. 6.2 контракта Подрядчик для осуществления приемки выполненных Работ предоставляет Заказчику в 2 (двух) экземплярах следующую документацию:
- акты освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций;
- исполнительные схемы и (или) чертежи, отражающие фактические объемы выполненных Работ;
- журнал производства работ;
- документы, подтверждающие надлежащее качество и безопасность материалов, которые были применены в ходе выполнения Работ по контракту;
- иную исполнительную документацию, предусмотренную действующим законодательством, и формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, содержащий сведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
К документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет информация, содержащаяся в документе о приемке.
Разделом 6 контракта установлен порядок сдачи и приемки работ.
В соответствии с п. 6.4 контракта для проверки выполненных Подрядчиком Работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке выполненных Работ, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
Заказчик вправе не отказывать в приемке выполненных Работ в случае выявления несоответствия таких Работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке Работ и устранено Подрядчиком.
В случае привлечения Заказчиком для проведения экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке выполненных Работ Заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Согласно п. 6.9 контракта в случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке Подрядчик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящим разделом.
Согласно п. 14.1 контракта контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- в случае просрочки выполнения Работ более чем на 10 (десять) рабочих дней (п. 14.2.1 контракт);
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством. При этом Заказчик оплачивает Подрядчику только работы, выполненные и принятые Заказчиком до расторжения настоящего контракта (п. 14.2.2 контракта).
В соответствии с п. 2.3 Приложения N1 к контракту "Техническая часть" работы должны быть выполнены в полном соответствии с Технической частью, требованиями нормативных, правовых, нормативно-технических документов и стандартов Российской Федерации в области дорожного строительства.
В течение 5-ти дней с момента заключения контракта Подрядчик предоставляет Заказчику на согласование проект набора работ на предстоящий отчетный период, который включает в себя виды и объемы работ, а в срок до 01 числа месяца выполнения работ - на последующий период.
Подрядчик выполняет работы в полном соответствии с набором работ и предписаниями, выданными Заказчиком, согласно ведомости локальных сметных расчетов (приложение N 2 к Технической части контракта).
В результате изучения материалов дела N7-3/31, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с пп. а п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:1) если в ходе исполнения контракта установлено, что:а) поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что в период с июня 2023 г. по октябрь 2023 г. ООО "Азия" выполнялись работы по контракту. В указанный период Заказчиком направлялись предписания, которые исполнялись Обществом.
Согласно информации из Единой информационной системы стоимость исполненных Обществом обязательств составила 16 210 151,32 руб. при цене контракта 17 556 424,00 руб. Сумма неисполненных обязательств составляет 1 346 272,68 руб.
Вместе с тем, установлено, что 27.11.2023, 28.11.2023, 14.12.2023, 20.12.2023 Заказчиком в адрес Общества направлены предписания для исправления недостатков выполненных работ.
28.11.2023 Обществом направлено письмо исх. N88 об исполнении предписания от 27.11.2023.
04.12.2023 Обществом направлено письмо исх. N90 об исполнении предписания от 28.12.2023.
18.12.2023 Обществом направлено письмо исх. N97 об исполнении предписания от 14.12.2023.
23.12.2023 Обществом направлено письмо исх. N104 об исполнении предписания от 14.12.2023.
23.12.2023 Обществом направлено письмо исх. N106 об исполнении предписания от 20.12.2023.
27.12.2023 Обществом направлено письмо исх. N107 об исполнении предписания от 20.12.2023.
28.12.2023 Обществом направлено письмо исх. N111 об исполнении предписания от 14.12.2023.
Также Заказчиком составлены следующие акты осмотра:
- от 19.12.2023 акт осмотра автомобильной дороги общего пользования "с. Матвеевка - с. Заозерное", согласно которому выявлено наличие снежного наката, необработанного песком или противогололедными материалами (предписание от 18.12.2023);
- от 27.12.2023 акт осмотра автомобильной дороги общего пользования "Подъезд к с. Константиновка", согласно которому выявлено наличие снежных валов на обочине (предписание от 14.12.2023);
- от 29.12.2023 акт осмотра автомобильной дороги общего пользования "с. Матвеевка - с. Заозерное", согласно которому выявлено наличие снежного наката, необработанного песком или противогололедными материалами (предписание от 18.12.2023);
- от 09.01.2024 акт осмотра автомобильной дороги общего пользования "Подъезд к дачному массиву завода "Амуркабель", согласно которому выявлено наличие снежных валов на обочинах и наличие снежного наката на проезжей части (предписание от 20.12.2023);
- от 09.01.2024 акт осмотра автомобильной дороги общего пользования "Подъезд к с. Константиновка", согласно которому выявлено наличие снежных валов на обочине (предписание от 14.12.2023);
- от 22.01.2024 акт осмотра автомобильной дороги общего пользования "с. Матвеевка - с. Заозерное", согласно которому выявлено наличие снежного наката, необработанного песком или противогололедными материалами (предписание от 18.12.2023);
- от 22.01.2024 акт осмотра автомобильной дороги общего пользования "Подъезд к с. Константиновка", согласно которому выявлено наличие снежных валов на обочине (предписание от 14.12.2023).
Указанное явилось основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 10.05.2023 N 09.Р.ЭА.КОЖД.23 (решение от 28.12.2023).
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 28.12.2023.
09.01.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
22.01.2024 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.
29.12.2023 Обществом в адрес Заказчика направлено письмо о несогласии с принятым решением. Указывают, что предписания от 27.11.2023, 28.11.2023, 14.12.2023, 20.12.2023 исполнены, отчеты об исполнении направлены Заказчику по мере исполнения работ. Работы по ранее выданным предписаниям ведутся и будут исполнены до 31.12.2023.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В данном случае, несмотря на то, что Правилами N 1078 при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков не предусмотрена оценка действий Подрядчика при исполнении контракта с позиции добросовестности, в каждом конкретном случае антимонопольный орган должен дать оценку действиям поставщика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При этом основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в Законе о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В связи с этим антимонопольный орган должен разрешить вопрос не только о наличии формальных оснований для включения лица в реестр недобросовестных поставщиков, но установить причины и иные обстоятельства, послужившие основанием для такого недобросовестного поведения со стороны поставщика по исполнению контракта.
Из статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно.
Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Стоимость исполненных Обществом обязательств составила 16 210 151,32 руб. при цене контракта 17 556 424,00 руб.
Как установлено, Комиссией Хабаровского УФАС России 30.12.2023 Обществом посредством ЕИС направлен акт о приемке выполненных работ N7 на сумму 716 861,02 руб., с приложением счета на оплату, формы КС-3, формы КС-2. В акте также указаны работы по объектам: "Подъезд к с. Константиновка", "с. Матвеевка - с. Заозерное", "Подъезд к дачному массиву завода "Амуркабель".
10.01.2024 Заказчиком отказано в приемке выполненных работ, в связи с непредставлением документации, указанной в п. 6.2. контракта и п. 2.3. Технической части, а именно:
- акты освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций;
- документы, подтверждающие надлежащее качество и безопасность материалов, которые были применены в ходе выполнения Работ по контракту;
- исполнительные схемы и (или) чертежи, отражающие фактические объемы выполненных Работ;
- журнал производства работ.
11.01.2024 Обществом повторно посредством ЕИС направлен акт о приемке выполненных работ N7, с приложением: счета на оплату, формы КС-3, формы КС-2, удостоверений качества и безопасности, сертификатов соответствия, паспорт N 123 на песок, документа о допуске к спутниковой навигации ГЛОНАСС, отчета по пробегу за период с 01.12.2023 по 30.12.2023, общего журнала работ N1, письма от 11.01.2024 о несогласии с принятием решения об одностороннем отказе.
22.01.2024 Заказчиком посредством ЕИС размещен мотивированный отказ в приемке в связи с тем, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым, также в связи с непредставлением обеспечения гарантийных обязательств в размере 5%, Подрядчиком не представлена информация о необходимости проведения приемки и не представлены документы, указанные в п. 6.2 контракта, тем самым осуществление приемки выполненных работ не представляется возможным.
Экспертиза выполненных работ в соответствии с п. 6.4 контракта Заказчиком не осуществлена.
Вместе с тем, представленные в материалы дела акты осмотра автомобильных дорог в соответствии с п. 4.1.5 контракта являются основанием для привлечения Подрядчика к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом в соответствии с разделом 10 контракта и не являются экспертизой выполненных работ.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанных пп. "а" п. 15 Правил, Заказчиком не доказано наличие существенных нарушений исполнения ООО "Азия" условий контракта от 10.05.2023 N 09.Р.ЭА.КОЖД.23. В действиях Общества не установлено умышленных действий, направленных на неисполнение обязательств по контракту.
Также Комиссия Хабаровского УФАС России учитывает, что фактически Заказчиком оплачено 8 953 882,00 руб. при сумме исполненных обязательств 16 210 151,32 руб. Так Подрядчиком выполнялись работы при отсутствии оплаты работ, принятых Заказчиком.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - Комитет по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района в отношении ООО "Азия" (ИНН 2722069326), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 29 января 2024 г. N РНП-27-38
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2024