Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: "__" - руководитель управления;
члены Комиссии: "__" - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, "__" - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - БУЗ УР "РДКБ МЗ УР" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки ООО "Второе дыхание" (ИНН 5754027370) в связи с уклонением участник закупки от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-52105 - 2023 Расходные материалы для ЦСО (индикаторы) (номер извещения в ЕИС - 0813500000123022355, далее - Аукцион),
на заседании Комиссии
в присутствии:
представителя заказчика - БУЗ УР "РДКБ МЗ УР" (далее - Заказчик): "__" .(доверенность N6 от 15.01.2024),
представителя ООО "Второе дыхание" (далее - Общество, Поставщик): "__" .(доверенность от 24.01.2024 б/н),
в отсутствии:
представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
19.12.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона по поставке расходных материалов для ЦСО.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 507 522,87 рублей.
27.12.2023 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.12.2023 NИЭА1, победителем признано ООО "Второе дыхание".
Протоколом от 19.01.2024 NППУ20_1 ООО "Второе дыхание" признано уклонившимися от заключения контракта.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с участником закупки не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет следующее действие: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе при заключении контракта по результатам электронной процедуры участник закупки, с которым заключается контракт, вправе сформировать протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки.
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
09.01.2024 Заказчик разместил в ЕИС проект контракта, следовательно, в срок не позднее 16.01.2024 Поставщик должен был подписать проект контракта, а также внести обеспечение исполнения контракта. В установленный срок Поставщик проект контракта не подписал, обеспечение исполнения контракта не внес.
15.01.2024 Обществом сформирован протокол разногласий, в котором Поставщик предложил Заказчику включить в Спецификацию порядок определения количества товара.
17.01.2024 Заказчик разместил доработанный проект контракта, но без каких-либо изменений, с указанием, что протокол разногласий не принят к учету в силу ст.51 Закона о контрактной системе.
18.01.2024 Общество в адрес Заказчика направило письмо о том, что Обществом контракт не может быть подписан из-за отсутствия в проекте контракта порядка определения количества товара.
Согласно пояснениям Поставщика причиной неподписания контракта явилось отсутствие в направленном проекте контракта конкретного объема поставляемого товара: в размещенном проекте контракта в п.1.2 раздела 1 указано, что номенклатура Оборудования и его количество определяются Спецификацией, однако, в заполненной Спецификации порядка определения количества товара по заявкам Заказчика не содержала.
Вместе с тем, согласно извещению о проведении электронного аукциона (извещение N 0813500000123022355) указанная закупка проводилась в соответствии с ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе, то есть, заказчиком не было определено количество (объем) закупаемых товаров.
Согласно ч. 24 ст. 22 Закона о контактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
В соответствии с п. 5.2. Контракта Заказчик (Получатель) за 10 рабочих дней до получения Оборудования направляет Поставщику Заявку, но не ранее 01.01.2024 г. по 31.12.2024 г.
Пунктом 5.2.1. Контракта предусмотрено, что заявка формируется Заказчиком (Получателем) в письменном виде, по форме, установленной Заказчиком (Получателем), исходя из потребностей, имеющихся у Заказчика (Получателя), с указанием количества и ассортимента, поставляемого Оборудования.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении Поставщика, выразившаяся в следующем:
- Поставщик не подписал проект контракта в установленный срок, а также не предоставил обеспечение исполнения контракта (в виде платежного поручения или банковской гарантии);
- Поставщик мог совершить действия, направленные на заключение контракта, которые исключили бы возможность рассмотрения вопроса о его включении в реестр недобросовестных поставщиков;
- Поставщик в пояснениях указал, что аукцион проводился на закупку товара с неопределенным объемом, то есть подавая заявку на участие в аукционе Поставщик понимал, что количество поставляемого товара будет определяться исходя из потребности Заказчика;
- фактически, у Поставщика было 9 календарных дней для подписания контракта, однако, контракт не подписан.
Вместе с тем, Поставщик не представил на момент рассмотрения настоящего дела достаточных доказательств, подтверждающих объективную невозможность либо наличие препятствий для подписания контракта в срок.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "Второе дыхание", так как Поставщиком не было предпринято мер, направленных на своевременное заключение контракта, в то время как при должной осмотрительности Поставщик должен был совершить все действия, направленные на исполнение требований действующего законодательства.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Второе дыхание" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Второе дыхание" (ИНН 5754027370) в связи с уклонением участник закупки от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-52105 - 2023 Расходные материалы для ЦСО (индикаторы) (номер извещения в ЕИС - 0813500000123022355), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Второе дыхание" (ИНН 5754027370) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
|||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
|||
18.01.24 |
22.01.24 |
19.01.24 |
0 |
19.01.24 |
26.01.24 |
26.01.24 |
0 |
31.01.24 |
31.01.24 |
0 |
0 |
|||
|
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ "__"
___________ "__"
___________ "__" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 26 января 2024 г. N 018/06/104-35/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2024