Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
в отсутствии представителя ООО "Бенефит" (далее - Участник, Общество), дважды надлежащим образом уведомленного о заседании Комиссии в формате видеоконференцсвязи, что подтверждается Уведомлениями NИМ/552/24 от 19.01.2024, NИМ/645/24 от 24.01.2024,
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 20.12.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку многофункциональных устройств с НМЦК 2 996 000,00 рублей (далее - электронный аукцион).
В Ленинградское УФАС России поступило обращение Заказчика во исполнение статьи 104 Закона о контрактной системе о рассмотрении вопроса по включению Общества в РНП в связи с его уклонением от заключения контракта.
В результате чего, заседание Комиссии проходило 24.01.2024 в 09:25 в формате видеоконференцсвязи.
24.01.2024 на заседание явилась только сторона Заказчика, которая предоставила письменные и дали устные пояснения из которых следовало, что контракт в установленные сроки не был подписан, однако в настоящее время в реестре значится независимая гарантия для обеспечения настоящей закупки, однако сведения об Обществе в настоящее время включены в РНП Татарстанским УФАС России.
Комиссия посчитала возможным для подтверждения реальных усилий Участника для подписания контракта запросить его письменную позицию, в связи с чем, Комиссия сделала перерыв в заседании, назначив рассмотрение на 31.01.2024 в 09:15 (направив на все эл. почты Общества повторное уведомление, которые удалось найти Управлению в открытых источниках, в том числе из решения Татарстанского УФАС России на котором присутствовал представитель).
Вместе с тем, на заседание 31.10.2023 повторно явился только представить Заказчика, Участник не явился, каких-либо дополнительных документов не предоставлял, о реальной возможности желания исполнить обязательства (кроме реестра независимых гарантий) Ленинградскому УФАС России не представлено.
Таким образом, Участник представил тот пакет документов, которыми располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
На основании части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Комиссия, оценив представленные Заказчиком документы, пришла к следующим выводам.
20.12.2023 в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Дата и время начала срока подачи заявок 20.12.2023 20:27 (МСК).
Дата и время окончания срока подачи заявок 28.12.2023 09:00 (МСК).
27.12.2023 18:04 (МСК) Участник подал заявку на участие в электронном аукционе на условиях, предусмотренных извещением.
Согласно данным ЕИС, Заказчиком размещен Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.12.2023 NИЭА1, в котором указано, что Общество признано победителем.
10.01.2024 16:03 (МСК) Заказчиком в адрес Участник, по средствам электронной площадки, направлен проект контракта.
18.01.2024 00:00 (МСК) от электронной площадки http://www.etp-ets.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта".
19.01.2024 Заказчиком размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта NППУ20_1".
Из Протокола следует, что к установленному сроку, не исполнены все обязанности победителя электронного аукциона по своевременному подписанию Контракта.
Из пояснений Заказчика следует, что Участник не уведомлял Заказчика о неготовности заключить контракт, не предоставил Заказчику сведения о причинах того, почему контракт не был им подписан, однако видит в реестре независимую гарантию от 11.01.2024.
Кроме того, из ЕИС следует, что 10.01.2024 сведения об Участнике включены в РНП Татарстанским УФАС России (запись N 24000088).
Комиссия со своей стороны, исходя из самой актуальной судебной практики, высказанной 16.10.2023 Верховным Судом в Определении N 305-ЭС23-10096 по делу N А40-47485/2022, имея информацию о том, что Участник готовился подписать контракт, решила предоставить шанс Обществу доказать отсутствие недобросовестного поведения, сделала перерыв с 24.01.2024 на 31.01.2024.
Верховный Суд подчеркнул, что при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения договора уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дать оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику. Приведенные обстоятельства в каждом конкретном случае подлежат выяснению антимонопольным органом при решении вопроса о наличии оснований для включения субъекта в РНП в рамках установленной процедуры.
При этом в определении отмечается, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые госорганами санкции должны соответствовать принципу юридического равенства и быть соразмерны конституционно защищаемым целям (постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П и от 21 ноября 2002 г. N 15-П).
Комиссия, видя независим гарантию, решила предоставить возможность Обществу подтвердить отсутствие умысла и отложить рассмотрение.
Однако на оба заседания Участник не явился, других материалов и доводов Ленинградскому УФАС Участник не предоставил, обоснования уважительных причин для не подписания контракта не представлено.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
I) Согласно части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Согласие со всеми условиями документации дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки и предоставлено Участником до проведения торгов, а именно 27.12.2023 18:04 (МСК) и подписано ЭЦП Общества.
Общество по данной закупке заняло 1 место, свою заявку не отозвало получив статус победителя, в связи с чем для него наступили обязанности, установленные ст. 51 Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу, что направив заявку на участие в электронном аукционе, Участник согласился со всеми условиями Извещения (в том числе со всеми положениями проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью).
В последующем, Участник достигнувший конечной цели участия в торгах, получает проект контракта от Заказчика для подписания, сведения об Обществе действительно включаются в РНП 10.01.2024 по другой закупке, тем не менее, Комиссия считает, что в рассматриваемом случае, Общество, со своей стороны, получив независимую гарантию 11.01.2024 фактически самоустранилось от исполнения обязательств победителя (то есть от самого подписания контракта до 17.01.2024) по данному электронному аукциону без объективных на то причин, поскольку само по себе включение в РНП не препятствовало подписанию и исполнению настоящего контракта (поскольку включение в РНП по Решению Татарстанского УФАС произошло после итогового протокола и после направления проекта контракта).
Из этого следует, что уклонение Участника обусловлено не наличием каких-либо объективных препятствий для подписания контракта, а иным фактором, в частности намеренным не подписанием контракта и утратой интереса к исполнению контракта.
То есть, Комиссия Ленинградского УФАС расценивает возникшую ситуацию как противоправное действие (бездействие), характеризующееся специальным уклонением от исполнения обязанностей, предусмотренных законом, произошедших по воле Участника.
Ленинградское УФАС России подчеркивает, что специально делало перерыв и запрашивало позицию Общества дважды, а срока с 19.01.2024 по 31.01.2024 объективно хватало добросовестному исполнителю связаться с Управлением, присутствовать на видеоконференции или просто предоставить письменную позицию с доказательствами, чего сделано не было.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов.
По смыслу указанной нормы основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.
Уклонение от заключения государственного контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник электронного аукциона по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Комиссия отмечает, что само по себе включение лица в реестр недобросовестных поставщиков по другим закупкам не препятствует осуществлению экономической деятельности и автоматически не освобождает его от обязательств в рамках иных закупочных процедур (как по уже ранее заключенным контрактам, так и находящихся на стадии подписания) от обязательств, возложенных на него законом.
Из чего Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что в данном случае, Участник не проявлял предусмотрительность именно по данной закупке и перестал исполнять обязательства в части подписания контракта, самоустранившись от обязательств, предусмотренными положениями статьи 51 Закона о контрактной системе, а такое бездействие однозначно трактуется Комиссией как недобросовестное поведение.
Кроме того, Комиссия Ленинградского УФАС исходит из того, что Участник никак не информировал Заказчика о причинах неподписания контракта, как собственно и антимонопольный орган.
II) Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что Участник достиг конечной цели участия в аукционе, то есть был признан Заказчиком победителем. Следовательно, подав заявку на участие в электронном аукционе и действуя в рамках последующего заключения контракта, Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно статье 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В материалы дела Ленинградского УФАС не представлено документов о возникновении обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы, таким образом Комиссия не располагает основаниями и доказательствами добросовестности Участника.
III) Комиссия Ленинградского УФАС выявила, что признание аукционной комиссией Заказчика заявки Участника победителем торгов, осуществлялось без нарушений действующего законодательства, как и признание его уклонившимся.
Поскольку требование, предусматривающее обязанность победителя предоставить подписанный контракт и предоставить обеспечение со стороны Участника не исполнено, Комиссия признает, что Заказчик правомочно признал такого победителя уклонившимся от заключения контракта, что подтверждается протоколом об уклонении победителя от заключения контракта.
Из чего, Комиссия может сделать вывод о том, что Участник не стремился к поведению, ожидаемому от участника гражданского оборота, учитывающему законные интересы контрагента.
При этом Комиссия подчеркивает, что возможное последующее расторжение контракта Заказчиком на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе не является основанием для несоблюдения обязательств на этапе данного электронного аукциона (то есть на этапе подписания контракта) поскольку отнесено законодателем к исключению. Более того, Комиссия не оценивает обстоятельства дела в будущем времени, поскольку в таком случае возможна и ситуация, что все решения о включении в РНП в последующем будут отменены в судебном порядке.
Иная трактовка дела, в конкретных и отдельных обстоятельствах, ведет к нивелированию меры публично-правовой ответственности Участника посредством аргумента о том, что поскольку ранее сведения о нем внесены в РНП, то обязательства по другим закупкам можно не исполнять, а также формальному самоустранению антимонопольного органа от признания недобросовестным поведения стороны в подобных ситуаций по формальным причинам, что в конечном счете не способствует укреплению законности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку отдельные реестровые записи о включении в РНП, как таковые, между собой вовсе не связаны.
IV) Комиссия исходит из того, что Заказчик и Участник обязаны заключить контракт в пределах срока, предусмотренного для совершения соответствующей операции на электронной площадке.
Совершение любых действий (операций) на электронной площадке технически строго регламентировано. По истечении сроков, указанных в извещениях электронной площадки, Заказчик и лицо, заключающее контракт, не смогут совершить требуемые от них Законом о контрактной системе действия в силу отсутствия технической возможности, поскольку соответствующий раздел на электронной площадке будет заблокирован. Таким образом, Заказчик и Участник могут заключить контракт только в строго регламентированные Законом сроки.
Практика сформирована Ленинградским УФАС на основании участия в следующих делах:
- Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.03.2019 по делу А56-119179/2017 (судей Савицкая И.Г., Алешкевич О.А., Соколова С.В.), при этом отменяя решение и постановление судов первой и второй инстанции, суд округа подчеркивает: "По истечении сроков, указанных в извещениях электронной площадки, заказчик и лицо, заключаемое контракт, не смогут совершить требуемые от них Законом N 44-ФЗ действия в силу отсутствия технической возможности, поскольку соответствующее "окно" на электронной площадке будет заблокировано. И наоборот, - в пределах срока (времени), указанного электронной площадкой в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ, заказчик и лицо, обязанное заключить контракт, имеют право и должны совершить регламентированные Законом действия.
Общество знало и понимало правила проведения электронных торгов (в том числе и последствия несовершения необходимых операций на электронной площадке), а также действия электронной площадки и ее реакцию на нарушение сроков, обязательность соблюдения которых установлена Законом N 44-ФЗ".
- Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.03.2023 по делу А56-49103/2022 (судей Аникина Е.А., Кудин А.Г., Савицкая И.Г.), при этом отменяя решение и постановление судов первой и второй инстанции, суд округа подчеркивает: "Участник, принявший решение об участии в закупке и претендующий на заключение с ним муниципального контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП".
V) Дополнительно Комиссия особо подчеркивает, что оценивала те документы, которые представлены Участником Ленинградскому УФАС России, иные документы, которые могут быть заявлены Обществом позднее не могут повлиять на настоящее решение, поскольку не были заявлены, с учетом того, что было значительное время, также для фиксации в настоящем решении отсутствие документов и письменных пояснений.
При применении Комиссией такой меры, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для Участника последствиями.
В рассматриваемом деле, факты, связанные с неподписанием контракта свидетельствуют о недобросовестности победителя, в связи с чем, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
включить сведения об ООО "Бенефит" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 31 января 2024 г. N 047/10/104-135/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2024