Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
----------;
члены комиссии:
---------;
в присутствии:
Индивидуального предпринимателя ------, представителя Индивидуального предпринимателя ------------ - ------------, действующего на основании доверенности б/н от 31.01.2024 года (со сроком действия 1 (один) год);
Представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Инсарская районная больница" - ----------, действующий на основании доверенности N49 от 02.02.2024 года (со сроком действия 3 (три) месяца);
рассмотрев 05 февраля 2024 года посредством видеоконференцсвязи обращение государственного бюджетным учреждением здравоохранения Республики Мордовия "Инсарская районная больница" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Индивидуального предпринимателя --------- на основании приказа Мордовского УФАС России N1/24 от 09.01.2024 года "Об утверждении персонального состава Комиссии по контролю в сфере закупок", в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N1078 от 30.06.2021 года "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 29.01.2024 года (вх.N405-ЭП/24) посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru поступило обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Инсарская районная больница" (далее - Заказчик, ГБУЗ Республики Мордовия "Инсарская районная больница") о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений в отношении индивидуального предпринимателя -------- (далее - ИП -------, Индивидуальный предприниматель) (ИНН: ---------; ОГРНИП: ----------) в связи с принятием индивидуальным предпринимателем решения об одностороннем отказе от исполнения контракта N0809500000323002033 от 15.06.2023 года, заключенного по результатам проведения электронного аукциона N0809500000323002033 на закупку продуктов питания (мяса сельскохозяйственной птицы охлажденное) (далее - Аукцион).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Заседание Комиссии Мордовского УФАС России по вопросу включения в Реестр сведений в отношении Индивидуального предпринимателя письмом от 30.01.2024 года NЕГ/358/24 назначено к рассмотрению на 02 февраля 2024 года на 15 часов 00 минут.
Сведения о проведении внеплановой проверки в связи с получением обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) - ИП ------ (вх.N405-ЭП/23 от 29.01.2024 года) размещены в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений с указанием даты, времени и места рассмотрения дела N013/06/104-29/2024, а также возможности использования систем видео-конференц-связи (номер реестровой записи: 202400109157000015).
В силу подпункта "д" пункта 9 Правил не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
В процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв, заседание Комиссии продолжилось в прежнем составе в 16 часов 00 минут 05 февраля 2024 года.
В результате осуществления проверки факта одностороннего отказа ИП --------- от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения Аукциона и проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
22.05.2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) государственным казенным учреждением Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" по заявке инициатора совместной закупки - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Ковылкинский детский санаторий "Сосновый бор" размещено извещение N0809500000323002033 о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 1 582 875,90 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта Заказчика составляет: 144 247.50 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.05.2023 NИЭА1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 30.05.2023 (+03:00) поступило 2 заявки на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами 1925462; 1925152. На основании направленных оператором электронной площадки вторых частей заявок на участие в закупке, а также информации и документов, предусмотренных пунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, членами комиссии по осуществлению закупок были рассмотрены вторые части заявок на участие в закупке, а также информация и документы, предусмотренные пунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, и принято решение о соответствии всех поступивших заявок требованиям извещения о проведении Аукциона. Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона участника с порядковым номером 1 (идентификационный номер 1925462), предложившего цену контракта 1 574 961.52 рубль (один миллион пятьсот семьдесят четыре тысячи девятьсот шестьдесят один рубль 52 копеек).
15.06.2023 года между Заказчиком и ИП --------- (далее - Поставщик) заключен контракт N 0809500000323002033 на поставку продуктов питания (мясо сельскохозяйственной птицы охлажденное) на сумму 143 526 рублей 26 копеек (реестровый номер контракта: 2130908158223000024) (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (мяса сельскохозяйственной птицы) (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Описанию объекта закупки (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Пунктами 3.1. и 3.2 Контракта предусмотрено, что Товар Заказчику поставляется в соответствии с условиями настоящего Контракта с даты заключения и по 31.12.2023 г. в рабочие дни, с 08.00 до 15.00 по московскому времени, партиями и в количестве, указанном в заявках Заказчика, передаваемых посредством телефонограмм, факсимильных сообщений, письменной и электронной корреспонденции. Поставка Товара осуществляется Поставщиком по адресу: 431430, Республика Мордовия, г. Инсар, ул. Свентера, д. 57.
В пункте 11.1. Контракта определен срок его действия - до 23.01.2024 года.
В силу пункта 4.1.1 Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Заказчик обязан обеспечить своевременную оплату поставленного Товара, соответствующего условиям настоящего Контракта, в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом (пункт 4.3.1 Контракта).
Порядок и сроки оплаты установлен Заказчиком и Поставщиком в пункте 2.4 заключенного Контракта.
Согласно пункту 11.3 Контракта его расторжение допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
Поставщик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 4.2.3 Контракта).
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Частью 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450). Нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях: неоднократного нарушения сроков оплаты товаров; неоднократной невыборки товаров.
Из представленных в адрес Мордовского УФАС России документов и устных пояснений ИП -------, его представителя, данных в ходе заседания Комиссии Мордовского УФАС России, следует, что с момента заключения Контракта Поставщиком исполнялись обязательства по поставке Товара, тогда как Заказчиком оплата поставленного Товара не производилась. Так согласно представленному в материалы дела акту сверки взаимных расчетов по Контракту задолженность Заказчика перед Индивидуальным предпринимателем по состоянию на 08.11.2023 года составила - 54 354, 41 рубля. В связи с изложенным 15.11.2023 года Поставщиком на основании пунктов 4.2.3, 11.3 Контракта, части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе принято решение об одностороннем отказе, которое размещено на официальном сайте и направлено Заказчику посредством ЕИС в порядке, предусмотренном частью 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Кроме того, как следует из пояснений и документов, представленных сторонами, а также информации, размещенной в реестре контрактов, общая стоимость исполненных Поставщиком обязательств на момент расторжения контракта составила 64 311, 83 рублей, тогда как обязательства Заказчика по оплате всего поставленного товара не исполнены.
В части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Во исполнение приведенных требований закона Поставщиком 15.11.2023 года с использованием функционала ЕИС сформировано, подписано электронной подписью ---------- и размещено на Официальном сайте решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение об одностороннем от 15.11.2023 года получено Заказчиком 15.11.2023 15:19 (МСК).
Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 21 статьи 95 Закона о контрактной системе).
При этом согласно части 22 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Учитывая положения части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления Заказчика признается - 15.11.2023 года, следовательно, в соответствии с частью 21 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьями 191, 193 ГК РФ решение Поставщик об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым с 28.11.2023 года.
Согласно части 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России 29.01.2024 года.
Часть 1 статьи 103 Закона о контрактной системе определяет, что Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что информация о расторжении контракта размещена Заказчиком на официальном сайте в реестре контрактов 29.11.2023 года (информация о расторжении контракта N21309081582 23 000024 0041 (1) от 29.11.2023).
ИП ----------- на заседании Комиссии Мордовского УФАС России просил не включать сведения в отношении него в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так как им добросовестно исполнялись обязательства по Контракту, тогда как Заказчиком обязательства по оплате всего поставленного товара не исполнены.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения сторон, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного и муниципального заказа обязательств.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Включение сведений о лице в Реестр по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном подрядчике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О).
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно подпункту "б" пункта 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В рассматриваемом случае Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о недобросовестном поведении Поставщика.
Принимая во внимание совокупность обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Мордовского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об Индивидуальном предпринимателе.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки закупки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.05.2023 NИЭА1 размещен на сайте Единой информационной системе - 31.05.2023 12:06 (МСК).
31.05.2023 года Заказчиком на сайте ЕИС размещен проект контракта для подписания Поставщиком. 06.06.2023 года проект контракта подписан ИП-------------.
Между тем контракт подписан Заказчиком и размещен на сайте ЕИС лишь 15.06.2023 года.
Следовательно, действия Заказчика, подписавшего и разместившего контракт в ЕИС по истечении двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и соответствующих документов, не соответствуют части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, нарушают положения пункта 1 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе и образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. В соответствии с частью 1 статьи 103 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).
В силу пункта 9 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается, в том числе контракт (с прилагаемыми документами), заключенный в соответствии с настоящим Федеральным законом по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика.
Порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 103 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 года N60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила).
Подпунктом "т" пункта 10 Правил установлено, что в реестр в соответствии с настоящими Правилами подлежат включению следующие информация и документы о контракте, заключенном в соответствии с Федеральным законом: контракт (с прилагаемыми документами) в форме электронного документа, заключенный в соответствии с Федеральным законом по результатам проведения предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур, а также если при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается с использованием единой информационной системы в соответствии с частью 14 статьи 93 Федерального закона либо в форме электронного образа бумажного документа (за исключением случаев, при которых в соответствии с настоящим подпунктом контракт подлежит включению в реестр в форме электронного документа).
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений.
Как указано ранее, 15.06.2023 года Заказчиком с Индивидуальным предпринимателем --------- заключен контракт N0809500000323002033 на поставку продуктов питания (мяса сельскохозяйственной птицы охлажденное) на сумму 143 526,26 рублей (реестровый номер контракта: 2130908158223000024).
В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе копия данного Контракта должна быть направлена Заказчиком в орган, уполномоченный на размещение информации в реестр контрактов, в срок до 22.06.2023 года (включительно). При этом Заказчиком копия контракта N0809500000323002033 от 15.06.2023 года в Управление Федерального казначейства по Республике Мордовия для размещения в реестр контрактов направлена лишь 10.07.2023 года (информация о контракте N21309081582230000240001 от 10.07.2023).
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если:
1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;
2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона;
4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Пунктом 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе предусмотрено, что исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно пункту 2.4 Контракта оплата каждой партии Товара, определенной в Заявке, форма которой установлена Приложением N3 к настоящему Контракту (далее - Заявка), производится Заказчиком на основании счета, предоставленного Поставщиком, не позднее7 (семи) рабочих дней со дня подписания Сторонами документа о приемке, сформированного и подписанного в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе оплата Заказчиком поставленного товара:
- по счет-фактуре N2470 от 10.07.2023 года, подписанной Заказчиком 13.07.2023 года должна быть произведена в срок до 24.07.2023 года (включительно);
- по счет-фактуре N2658 от 21.07.2023 года, подписанной Заказчиком 27.07.2023 года должна быть произведена в срок до 07.08.2023 года (включительно);
- по счет-фактуре N2751 от 28.07.2023 года, подписанной Заказчиком 28.07.2023 года должна быть произведена в срок до 08.08.2023 года (включительно);
- по счет-фактуре N2844 от 04.08.2023 года, подписанной Заказчиком 08.08.2023 года должна быть произведена в срок до 17.08.2023 года (включительно);
- по счет-фактуре N2925 от 11.08.2023 года, подписанной Заказчиком 14.08.2023 года должна быть произведена в срок до 23.08.2023 года (включительно);
- по счет-фактуре N3016 от 18.08.2023 года, подписанной Заказчиком 21.08.2023 года должна быть произведена в срок до 30.08.2023 года (включительно);
- по счет-фактуре N3097 от 25.08.2023 года, подписанной Заказчиком 28.08.2023 года должна быть произведена в срок до 06.09.2023 года (включительно);
- по счет-фактуре N3169 от 01.09.2023 года, подписанной Заказчиком 01.09.2023 года должна быть произведена в срок до 12.09.2023 года (включительно);
- по счет-фактуре N3262 от 08.09.2023 года, подписанной Заказчиком 11.09.2023 года должна быть произведена в срок до 20.09.2023 года (включительно);
- по счет-фактуре N3355 от 15.09.2023 года, подписанной Заказчиком 18.09.2023 года должна быть произведена в срок до 27.09.2023 года (включительно);
- по счет-фактуре N3458 от 22.09.2023 года, подписанной Заказчиком 25.09.2023 года должна быть произведена в срок до 04.10.2023 года (включительно);
- по счет-фактуре N3533 от 29.09.2023 года, подписанной Заказчиком 02.10.2023 года должна быть произведена в срок до 11.10.2023 года (включительно);
- по счет-фактуре N3613 от 06.10.2023 года, подписанной Заказчиком 09.10.2023 года должна быть произведена в срок до 18.10.2023 года (включительно);
- по счет-фактуре N3695 от 13.10.2023 года, подписанной Заказчиком 16.10.2023 года должна быть произведена в срок до 25.10.2023 года (включительно);
- по счет-фактуре N3777 от 20.10.2023 года, подписанной Заказчиком 23.10.2023 года должна быть произведена в срок до 01.11.2023 года (включительно);
- по счет-фактуре N3874 от 27.10.2023 года, подписанной Заказчиком 27.10.2023 года должна быть произведена в срок до 08.11.2023 года (включительно);
- по счет-фактуре N3962 от 03.11.2023 года, подписанной Заказчиком 07.11.2023 года должна быть произведена в срок до 16.11.2023 года (включительно);
- по счет-фактуре N4035 от 10.11.2023 года, подписанной Заказчиком 14.11.2023 года должна быть произведена в срок до 23.11.2023 года (включительно);
- по счет-фактуре N4163 от 24.11.2023 года, подписанной Заказчиком 27.11.2023 года должна быть произведена в срок до 06.12.2023 года (включительно).
Вместе с тем обязательства по оплате Заказчиком в установленные сроки не исполнены.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, выраженные в нарушении срока оплаты поставленного по Контракту товара, не соответствуют требованиям части 13.1 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.
4. В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно части 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Дата расторжения Контракта - 28.11.2023 года, следовательно, обращение о включении информации об участнике закупки - ИП ------- в реестр недобросовестных поставщиков должна быть направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России в срок до 30.11.2023 года (включительно).
Между тем, как указывалось выше, данная информация направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России посредством ЕИС 29.01.2024 года.
Таким образом, действия Заказчика, несвоевременно направившего в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки - ИП ---------- в реестр недобросовестных поставщиков нарушают часть 22.2 статьи 95, часть 4 статьи 104 Закона и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 5 части 15 статьи 99, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Мордовия "Инсарская районная больница" в отношении индивидуального предпринимателя ---------- в связи с принятием Индивидуальным предпринимателем решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона N0809500000323002033 на закупку продуктов питания (мяса сельскохозяйственной птицы охлажденное), в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать действия Заказчика нарушением части 13.1 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 94, пункта 1 части 4 статьи 51, части 3 статьи 103, части 22.2 статьи 95, части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 5 февраля 2024 г. N 013/06/104-29/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2024