Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Ленсвет" (далее - Заказчик):
ООО "ЭНЕРГОПРОМКОМПЛЕКТ" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 2408-ЭП/24 от 30.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку кабеля и провода (извещение N 0372500005323000175),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 27.10.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку кабеля и провода (извещение N 0372500005323000175) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 464 944,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.11.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ЭНЕРГОПРОМКОМПЛЕКТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЭНЕРГОПРОМКОМПЛЕКТ" заключен государственный контракт N 331-23/17/44А от 20.11.2023 (далее - Контракт) на сумму 1 453 138,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 9.2, 9.6 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 17.01.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЭНЕРГОПРОМКОМПЛЕКТ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку кабеля и провода (далее - Товар) по заявкам Заказчика в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента отправки заявки на электронную почту Поставщика, указанную в разделе 14 Контракта, либо предоставленную официальным письмом (п. 3.3 Контракта).
Поставщик в день поставки Товара должен предоставить Заказчику передаточные документы на Товар (товарные накладные/ товарно-транспортные накладные/ УПД), счета-фактуры (за исключением случаев, установленных п.п. 4.6, 4.7 Контракта), копию заявки на приемку Товара, документы, предусмотренные п.п. 1.5, 3.5 Контракта, а также в срок, установленный п. 3.11 Контракта, разместить в ЕИС документ о приемке.
В соответствии с п. 3.14 Контракта в срок не позднее 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, Заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии) осуществляет одно из следующих действий:
- подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке;
формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
В целях исполнения соответствующего условия Контракта Заказчик 27.11.2023 направил в адрес Поставщика заявку N 02-16268/23-0-0 от 27.11.2023 на поставку Товара на сумму 1 010 460,00 рублей с надлежащим сроком исполнения обязательств по 04.12.2023 включительно.
По состоянию на 15.01.2024 Товар по вышеуказанной заявке поставлен не был.
Согласно п. 1 ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 9.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Право Заказчика в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения договора поставки, предусмотрено п. 9.2 Контракта.
Согласно п. 1 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Кроме того, согласно п. 9.6 Контракта Заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего Контракта в случае нарушения Поставщиком сроков поставки Товара по заявке Заказчика на 2 (два) календарных дня.
Таким образом, учитывая просрочку исполнения обязательства по заявке N 02-16268/23-0-0 от 27.11.2023 на 41 календарный день (с 05.12.2023 по 15.01.2024) и тот факт, что Заказчик не получил Товар, на который был вправе рассчитывать, заключив Контракт, нарушение условий Контракта является существенным и Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем порядке.
В связи с вышеизложенным и на основании п.п. 1, 2 ст. 450.1, п. 1 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п.п. 9.2, 9.6 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.01.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ЭНЕРГОПРОМКОМПЛЕКТ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 30.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что в действиях ООО "ЭНЕРГОПРОМКОМПЛЕКТ" отсутствует недобросовестный характер поведения и умышленное намерение уклоняться от исполнения обязательств по Контракту.
07.122023 ООО "ЭНЕРГОПРОМКОМПЛЕКТ" направило Заказчику, а именно начальнику отдела материально-технического снабжения СПБ ГБУ "Ленсвет" Коваленко Алексею Ивановичу на электронную почту kovalenko.ai@lensvet.spb.ru информационное письмо N 2023/07-12.1 на имя первого заместителя директора ГБУ "Ленсвет" Михайлова Никиты Сергеевича, в котором сообщалось об изменении завода изготовителя, указанному в спецификации Контракта. В письме также сообщалось, что данная продукция полностью соответствует техническому заданию Заказчика, указанному в приложении "Описание объекта закупки" извещения 0372500005323000175. Данное письмо было оставлено без ответа.
08.12.2023 ООО "ЭНЕРГОПРОМКОМПЛЕКТ" были поставлены на указанное в Контракте место поставки без нарушения требований технического задания, следующие товары:
1) Провбд ПуГВ 1х10мм2 (производитель БРЭКС, РФ) - 600 метров;
2) Провод ПуГВ 1х16мм2 (производитель БРЭКС, РФ) - 600 метров;
3) Провод ПуГВ 1х25мм2 (производитель БРЭКС, РФ) - 1400 метров.
На электронную почту kovalenko.ai@lensvet.spb.ru начальнику отдела материально-технического снабжения СПБ ГБУ "Ленсвет" Коваленко Алексею Ивановичу, были направлены сертификаты качества (соответствия) с указанием страны происхождения, к поставленному товару.
14.12.2023 ГБУ "Ленсвет", а именно с электронной почты начальника отдела исполнения контрактов Кашиной Юлии Сергеевны, направило ООО "ЭНЕРГОПРОМКОМПЛЕКТ" письмо N 02-17595/23-0-0 от первого заместителя директора ГБУ "Ленсвет" Михайлова Никиты Сергеевича, в котором сообщалось, что поставленные Товары не могут быть приняты и оплачены ввиду установления фактов несоответствия поставленного Товара требованиям Контракта в части наименований и номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции.
15.12.2023 ООО "ЭНЕРГОПРОМКОМПЛЕКТ" направило письмо N 2023/15-12 Заказчику, а именно на электронную почту начальника отдела исполнения контрактов Кашиной Юлии Сергеевны, в котором указало, что Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" гласит, что критериями подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации является наличие сертификата о происхождении товара (продукции), по которому Российская Федерация является страной происхождения товара (продукции).
По состоянию на 20.12.2023 от сотрудников ГБУ "Ленсвет" не поступило никаких ответов и звонков в адрес ООО "ЭНЕРГОПРОМКОМПЛЕКТ". Все попытки Поставщика связаться с сотрудниками ГБУ "Ленсвет" для разрешения конфликтной ситуации, не увенчались успехом.
Согласно п. 3.5 Контракта приемка Товара осуществляется путем передачи Поставщиком Товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида Товара, а также иных документов, подтверждающих качество Товара.
Данным документом об оценке соответствия является Сертификат Качества (соответствия), который был предоставлен ГБУ "Ленсвет".
Исходя из вышесказанного, ООО "ЭНЕРГОПРОМКОМПЛЕКТ" письмом исх. N 2023/20-12 от 20.12.2023 требовало принять поставленный Товар. Однако Заказчик принял решение об одностороннем расторжении Контракта.
Вместе с тем представитель Участника считает, что согласно названию Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ограничения накладываются на товары, именно изготовленные на территории иностранных государств. Указывая номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, Поставщик подтверждает Российское происхождение товара. Основанием для получения номера реестровых записей является сертификат соответствия (сертификат качества), в котором указано место нахождения и страна, в которой зарегистрирован производитель. То есть "родоначальником" этих реестровых номеров, является сертификат соответствия (сертификат качества).
В Приложении N 3 "Требования к содержанию заявки" извещения 0372500005323000175 в п. 3.2 "Ограничения допуска" в последнем абзаце, СПб ГБУ "Ленсвет" информирует, что "при исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) при передаче товара (результатов работы) обязан представить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" соответственно.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" гласит, что критериями подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации является наличие сертификата о происхождении товара (продукции), по которому Российская Федерация является страной происхождения товара (продукции), выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства участника Соглашения, в случае отсутствия производимой промышленной продукции в приложении к настоящему постановлению. Данная информация предоставлена на сайте Минпромторга, в разделе "Нормативно-правовые акты.
Таким образом, по мнению Участника, указанные Заказчиком доводы при отказе от приемки Товара, не препятствовали в его приемке.
Учитывая изложенное, представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ЭНЕРГОПРОМКОМПЛЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что в действиях Поставщика отсутствуют признаки недобросовестности,
Вместе с тем ООО "ЭНЕРГОПРОМКОМПЛЕКТ" неоднократно являлось исполнителем по государственным контрактам, которые исполнялись без нареканий со стороны заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об Участнике, что подтверждает добросовестность ООО "ЭНЕРГОПРОМКОМПЛЕКТ" в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ЭНЕРГОПРОМКОМПЛЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ЭНЕРГОПРОМКОМПЛЕКТ" (ИНН: 5904186397), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 февраля 2024 г. N РНП-78-265/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2024