Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Шевцовой Н.В.,
от заявителя - в отсутствие представителя,
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Зефировой Е.С. на действия заказчика - Курского филиала ГБУ СК "Стававтодор" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321500002224000002 "Поставка материала для дорожной разметки для обеспечения нужд Курского филиала ГБУ СК "Стававтодор" в 2024 году".
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принята к рассмотрению и назначена на 30.01.2024 г. с вызовом сторон по делу.
30.01.2024 г. комиссия, рассмотрев доводы жалобы, выслушав пояснения представителя Заказчика, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
23.01.2024 г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки N 0321500002224000002 "Поставка материала для дорожной разметки для обеспечения нужд Курского филиала ГБУ СК "Стававтодор" в 2024 году".
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) утвержден перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 12 Постановления N 616 установлено:
для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона Заказчиком установлено следующее:
В Приложении N1 к извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки" указаны две позиции:
1. ОКПД2 20.30.22.220 Краска (эмаль) для дорожной разметки.
2. ОКПД2 20.30.21.130 Микростеклошарики для дорожной разметки.
В Приложении N3 к извещению об осуществлении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению" установлен запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N44-ФЗ, а именно:
а) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным Постановлением N 616, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
Согласно Перечню промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств-членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (Приложение к Постановлению N616), в него включена группа 20.30. материалы лакокрасочные и аналогичные для нанесения покрытий, полиграфические краски и мастики.
Таким образом, указанные Заказчиком позиции 20.30.22.110 Краска (эмаль) для дорожной разметки и 20.30.21.130 Микростеклошарики для дорожной разметки попадают под действие Постановления N616.
Однако, ОКПД2 20.30.21.130 имеет расшифровку Краски, эмали и глазури стекловидные.
Заявитель полагает, что Заказчик отнес микростеклошарики к понятию Глазури стекловидные, так как краски и эмали не имеют отношения к микростеклошарикам.
Согласно определению, глазури стекловидные - это стекловидное покрытие на керамических изделиях, защищающие их от разрушительного действия жидкостей и газов, а также придающие им более эффектный вид.
Микросетклошарики для дорожной разметки (в соответствии с ГОСТ Р53172-2022) - это прозрачныые частицы стекла сферической формы, применяемые в качестве световозвращающих элементов для горизонтальной дорожной разметки.
Таким образом, микростеклошарики для дорожной разметки не имеют отношения к глазури стекловидной и не могут относиться к ОКПД2 20.30.21.130.
Исходя из класификатора ОКПД2, микростеклошарики могут быть отнесены только к коду ОКПД2 23.19.26.900 Изделия из стекла, не включенные в другие группировки: прочие.
Данная группа товаров не входит в Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, и не попадает под запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что лот сформирован с нарушением требований Постановления N 616.
Товары, включенные и не включенные в Перечень, утвержденный Постановлением N 616, должны закупаться в рамках отдельных закупок с установлением соответствующих ограничений и условий допуска в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком допущены нарушения требований Постановления 616, статьи 14, части 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ИП Зефировой Е.С. на действия заказчика - Курского филиала ГБУ СК "Стававтодор" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321500002224000002 "Поставка материала для дорожной разметки для обеспечения нужд Курского филиала ГБУ СК "Стававтодор" в 2024 году" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Курского филиала ГБУ СК "Стававтодор" нарушившими требования статьи 14, части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ N 616, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
3. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС России материалы данного дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
П.В. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 30 января 2024 г. N 026/06/106-133/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2024