Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневская Е.В.
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.
В присутствии представителей:
от заказчика - Вожикова И.А.,
от заявителя - Полтко В.П.
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Торговый дом -
Пятигорский молочный комбинат" на действия заказчика ГБУЗ СК "Минераловодская районная больница" по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321300052724000012 "поставка продуктов питания".
Заявитель обжалует действия заказчика в части отклонения заявки.
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Закона N 44-ФЗ принята к рассмотрению и назначена на 09.02.2024 г. с вызовом сторон по делу.
09.02.2024 г. комиссия, выслушав пояснения присутствующих сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
22.01.2024 г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321300052724000012 "поставка продуктов питания".
НМЦК 1 133 413,00
Согласно Приложению N 1 к извещению об осуществлении закупки заказчику к поставке требуется:
1. Масло сливочное 10.51.30.110-00000004
2. Творог КТРУ 10.51.40.300-00000005
Заказчиком устанавливаются к маслу сливочному, помимо прочего следующие характеристики:
значение характеристики - масло "крестьянское"/ "любительское"
энергетическая ценность на 100г сливочного масла, углеводы, г - 1,4
Так, согласно Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.01.2024 NИЭА1 на участие в закупки было подано 5 (из них соответствует требованиям: 1 ; отклонено: 4).
Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.01.2024 NИЭА1 заявка подателя жалобы ООО "Торговый дом - Пятигорский молочный комбинат" (идентификационный номер заявки N 384092) отклонена по следующему основанию:
" _ Отклонить заявку на участие в закупке по п.1 ч.12 ст.48 N44-ФЗ "Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 Закона 44-ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям" На основании п.1 ч.12 ст. 48 Закона 44-ФЗ (участником закупки в составе заявки представлены характеристики товаров не соответствующие требованиям Извещения о проведении электронного аукциона), например:
Наименование товара:
Масло сливочное, требовалось: "масло "крестьянское"/"любительское"".
Участником указано: "масло Крестьянское".
При этом согласно инструкции по формированию предложения: "Знак "", установленный между двумя значениями показателей, характеристиками, вариантами исполнения товара, то в данном случае участникам закупки не необходимо делать выбор между двумя предложенными вариантами" ...".
Также, заказчиком в описании объекта закупки установлено требование о ". соответствие товаров требованиям ГОСТ, а именно:
" _ Соответствие товаров требованиям ГОСТ является основным гарантом качества и безопасности товара, поскольку состав продукции, произведенной по ГОСТу, заранее известен и не содержит вредных и запрещенных веществ, в отличие от ТУ или СТО, которые разрешают производителям использовать дополнительные составляющие продуктов, зачастую неизвестные _"
Рассмотрев доводы заявителя жалобы, комиссия пришла к следующему выводу:
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N44-ФЗ Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок _
В соответствии с Законом N 44-ФЗ, при формировании технического задания заказчику в рамках предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Однако, из вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять определить участникам закупки, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Невыполнение данного требования, приводит к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь приводит к необоснованному признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Так, Инструкцией заказчика по формированию предложения участника закупки в отношении товара в части указания характеристик, товарного знака и наименования страны происхождения товара (раздел II. Приложение N 3 к Извещению об осуществлении закупки N 0321300052724000012) предусмотрено:
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики с учетом положений раздела 2.1.2 настоящей инструкции.
При установлении требований к значению характеристик применяются следующие слова и символы (раздел 2.1.2. инструкции):
-Знак "", установленный между двумя значениями показателей, характеристиками, вариантами исполнения товара, то в данном случае участникам закупки не необходимо делать выбор между двумя предложенными вариантами, в случае если данный символ применен как часть единицы измерения (например, "плотность 30 кг/м3), либо является математическим знаком дроби (например, "отношение воды к рассолу в банке составляет ), то в данных случаях символ "/" переносится в заявку в неизменном виде;
-Знак "" в случае, если требуется указать конкретное значение характеристики, участник указывает конкретное значение характеристики более или равное установленному.
Заказчик, при описании объекта закупки "Масло сливочное 10.51.30.110-00000004", которое (масло) должно быть изготовлено в соответствии с требованиями государственного стандарта (ГОСТ) по технологическим инструкциям с соблюдением требований санитарного законодательства государства, принявшего стандарт, указывает:
значение характеристики "масло "крестьянское" / "любительское"", через знак "/" установленный между двумя значениями показателей, при этом заказчику требуется "КОНКРЕТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ", что противоречит значению символа "/" и обязывает участника закупки указать конкретное значение - т.е. один вид масла сливочного.
С учетом вышеуказанного требования заказчика "КОНКРЕТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ", участнику закупки (ООО "ТД - ПМК") не представляется указать два вида масла сливочного: "Крестьянское", "Любительское", т. к. указание одновременно двух видов масла сливочного не является в данном случае конкретным показателем.
Указать два вида масла сливочного: "Крестьянское", "Любительское", с учетом требования знака "/", возможно лишь при наличии требования "ЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕ МОЖЕТ ИЗМЕНЯТЬСЯ" и при условии, что остальные требования заказчика к значениям характеристик масла будут относится к обоим видам масла сливочного.
Согласно таблице, В.1. "Пищевая и энергетическая ценность 100 г сливочного масла" ГОСТ 32261-2013 "Межгосударственный стандарт. Масло сливочное. Технические условия"
Энергетическая ценность на 100 г. сливочного масла - углеводы (г) составляют:
-Масло сливочное "Крестьянское" -1,4 г.
-Масло сливочное "Любительское" - 1,1г.
Заказчик установил следующий вид требования к маслу сливочному: Наименование характеристики: "Энергетическая ценность на 100 г сливочного масла, углеводы, г", Значение характеристики: "1,4", при этом требуется: "КОНКРЕТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ".
-Знак "", предусматривает, что в случае, если требуется указать конкретное значение характеристики, участник указывает конкретное значение характеристики более или равное установленному, т.е. участник закупки, должен указать конкретное значение характеристики, более или равно 1,4 г., при этом показатель 1,1 г. не входит диапазон значения "более или равно 1,4 г.", что исключает применение данной характеристики для масла сливочного "Любительское".
Следуя требованиям инструкции заказчика, участник закупки ООО "ТД - ПМК" указал верно показатель 1,4 г., что соответствует энергетической ценности на 100 г. сливочного масла "Крестьянское" (таблица В.1. ГОСТ 32261-2013. "Межгосударственный стандарт. Масло сливочное. Технические условия").
Из вышеизложенного, следует, что заказчику требовалось масло сливочное "Крестьянское", что было предложено участником закупки ООО "ТД-ПМК".
Таким образом, описание объекта закупки составлено таким образом, что вводит в заблуждении участников закупки при формировании заявки и нарушает требования ст. 42, 33 Закона N44-ФЗ, что в последующем повлекло необоснованный отказ в допуске не только заявки подателя жалобы N 384092, но и заявки других участников N 393052, N390126, 393907.
Доводы заявителя жалобы обоснованны.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика установлены нарушения требований ст. 42, 33, 49 Закона N44-ФЗ
2. В ходе проведенной внеплановой проверки установлено, что помимо неправомерного отказа в допуске заявки подателя жалобы имеет место быть неправомерный допуск победителя, выраженный в следующем:
Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.01.2024 NИЭА1 заявка с идентификационный номером 392907 признана соответствующей.
Комиссия пришла к следующему выводу:
1). В силу ч. 5 ст. 49 Закона N44-ФЗ, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу ч. 12 ст. 48 Закона N44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Заявка победителя N 392907 подлежала отклонению по следующему основанию:
Участником закупки масло "крестьянское", "любительское"
Энергетическая ценность на 100 г сливочного масла, углеводы 1,1 г и 4,4 г соответственно.
Вместе с тем, в части вида масла заказчик указал:
масло "крестьянское"/ "любительское".
Согласно инструкции по заполнению заявки, переставленной в Приложение N 3 к Извещению об осуществлении закупки знак "", установленный между двумя значениями показателей, характеристиками, вариантами исполнения товара, то в данном случае участникам закупки не необходимо делать выбор между двумя предложенными вариантами,в случае если данный символ применен как часть единицы измерения (например "плотность 30 кг/м3), либо является математическим знаком дроби (например "отношение воды к рассолу в банке составляет ), то в данных случаях символ "/" переносится в заявку в неизменном виде.
Участник закупки, должен указать конкретное значение характеристики, более или равно 1,4 г., при этом показатель 1,1 г. не входит диапазон значения "более или равно 1,4 г.", что исключает применение данной характеристики для масла сливочного "Любительское".
Таким образом, заявка победителя с характеристиками "энергетическая ценность на 100 г сливочного масла, углеводы 1,1 г и 4,4 г соответственно" подлежала отклонению.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика установлены нарушения ст. 49 Закона N44-ФЗ.
2). Также имеются разночтения между Приложениями N 1 И N3, в следующей части:
в Извещении формируемом в ЕИС в описание товара "масло сливочное" указано:
Наименование требуется |
масло "крестьянское"/"любительское" |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Вместе с тем, в Приложении N 3 в инструкции по заполнению заявки указано:
" Знак "", установленный между двумя значениями показателей, характеристиками, вариантами исполнения товара, то в данном случае участникам закупки не необходимо делать выбор между двумя предложенными вариантами,в случае если данный символ применен как часть единицы измерения (например "плотность 30 кг/м3), либо является математическим знаком дроби (например "отношение воды к рассолу в банке составляет ), то в данных случаях символ "/" переносится в заявку в неизменном виде ...".
Из данного противоречия не представляется возможным определить, что все таки необходимо указывать в заявки по значению характеристики "масло "крестьянское"/"любительское", оставить неизменным как указано в инструкции к знаку "/" или указать конкретное значение, т. е. указать либо "крестьянское" либо "любительское".
Таким образом, в действиях заказчика установлены нарушения ст. 42, 33 Закона N44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, рассмотрев жалобу и проведя внеплановую проверку, комиссия пришла к выводу, что в действиях заказчика установлены нарушения требований в части описания объекта закупки - ст. 42, 33 Закона N44-ФЗ, а также в части неправомерного отказа в допуске заявки подателя жалобы и незаконного допуска победителя - ст. 49 Закона N44-ФЗ
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ООО "Торговый дом - Пятигорский молочный комбинат" на действия заказчика ГБУЗ СК "Минераловодская районная больница" по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321300052724000012 "поставка продуктов питания" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБУЗ СК "Минераловодская районная больница" нарушившими ст. 42, 33, ст. 49 Закона N44-ФЗ, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Е.В. Вишневская
Члены комиссии
Б.Ш. Карпель
Исп.Карпель Б.Ш.
тел.(8652) 35-28-07, вн.026-285
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 9 февраля 2024 г. N 026/06/106-202/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2024