Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 1287-ЭП/24) ГБУЗ ПК "КБ им Вагнера Е.А." г. Березники (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Осминине Г.Г. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку расходных медицинских материалов (зонд-обтуратор пищеводно-желудочный (тип Блэкмора)), заключенного на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 29.01.2024 г. в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 01.02.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
22.08.2023 г. между Заказчиком и ИП Осмининым Г.Г. (далее - Поставщик, Предприниматель) заключен контракт на поставку расходных медицинских материалов (зонд-обтуратор пищеводно-желудочный (тип Блэкмора)) на сумму 104 272,00 руб. (далее - Контракт).
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 2 Контракта.
В силу ч. 14 ст. 96 Закона о закупках заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 96 Закона о закупках. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что 01.11.2023 Поставщиком по товарной накладной N 4621135 от 11.09.2023 был поставлен следующий Товар: Зонд-обтуратор пищеводно-желудочный, в кол-ве 100 шт. по регистрационному удостоверению N ФСР 2007/00074. При проверке поставленного Товара в части его соответствия условиям Контракта, установлено, что Товар не соответствует характеристикам, указанным Техническом, задании (Приложение N 1 к Контракту), а именно: Товар, согласно регистрационному удостоверению N ФСР 2007/00074 от 11.01.2016 не является стерильным. 07.11.2023 Поставщик забрал поставленный Товар. 15.11.2023 Заказчик в адрес Поставщика направил претензию по Контракту, с требованием незамедлительно, в течении 5 (пяти) рабочих дней со дня направления настоящей претензии произвести поставку Товара. 30.11.2023 Поставщиком по товарной накладной N4621135 от 25.11.2023 был повторно поставлен тот же Товар: Зонд-обтуратор пищеводно-желудочный, в кол-ве 100 шт. по регистрационному удостоверению N ФСР 2007/00074 от 11.01.2016, с документами, информирующими о том, что Поставщик произвел стерилизацию Товара. При этом Заказчик указывает, что поставленный Товар не соответствует представленному регистрационному удостоверению N ФСР 2007/00074 от 11.01.2016, поскольку сведения о его стерилизации в удостоверении отсутствуют.
Поскольку товар, предусмотренный условиями Контракта, Поставщиком в установленный срок не поставлен на основании ст. 95 Закона о закупках, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных ст. 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о закупках), ст. 111 (в случае определения в соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона о закупках особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и ст. 111.1 Закона о закупках, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно представленным Заказчиком материалам обращения решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено в адрес ИП Осминина Г.Г. 29.12.2023 г.
10.01.2024 г. Заказчик ознакомившись с отчетом об отслеживании почтового отправления установил, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было получено ИП Осмининым Г.Г. 03.01.2024 г.
Исходя из положений ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 10.01.2024 г.
Комиссией установлено, что согласно положениям ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 23.01.2024 г.
25.02.2024 г. информация об ИП Осминине Г.Г. была направлена в адрес Пермского УФАС России.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии Предприниматель уточнил, что ввиду отказа Заказчика от приемки товара в связи его не стерильностью. 30.11.2023 г. в адрес Заказчика был поставлен товар с приложением следующего пакета документов:
- проведение стерилизации Товара в соответствии с Договором N1-11/2023 на оказание услуг по стерилизации изделий медицинского назначения от 07.11.2023 г. между ООО "Малти" и ООО "Синергия", имеющим Лицензию Министерства здравоохранения Самарской области N ЛО-63-01-003553 от 05.02.2016 г.;
- письменное пояснение (исх. N113 от 21.11.2023 г.) ООО "Синергия" о выполнении стерилизации зонда обтуратора пищеводно-желудочного N 18 в соответствии с методическими указаниями МУ-287-113 методом автоклавирования при температуре 121 градус, время стерилизации - 20 минут, упаковка - комбинированная, срок хранения стерильности 12 месяцев, а также письменное обращение Поставщика в адрес Заказчика (исх. 2511 от 25.11.2023 г.) о проведении стерилизации расходных медицинских материалов (зонд-обтуратор пищеводно-желудочный (тип Блэкмор) в кол-ве 100 шт.;
- первичные документы бухгалтерского учета по Контракту.
Поставщик указывает на неправомерность отказа Заказчика от приемки стерилизованного товара, кроме того, по его мнению, Заказчиком неправомерно требуется товар конкретного производителя АО "МедСил".
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно условиям Контракта (Приложение N 1), необходимый к поставке товар (Зонд-обтуратор пищеводно-желудочный (тип Блэкмора) должен быть стерильным.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323), на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Действие данных требований может быть изменено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", с учетом требований, установленных правом Евразийского экономического союза.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - ПП РФ N 1416), государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
В силу п. 4 ПП РФ N 1416, "регистрационное досье" - комплект документов, представляемых для государственной регистрации, внесения изменений в такие документы, а также копии решений, принятых регистрирующим органом в отношении конкретного медицинского изделия.
В соответствии с п. 8 ПП РФ N 1416, для государственной регистрации медицинского изделия (за исключением медицинских изделий, включенных в перечень) разработчик, производитель (изготовитель) медицинского изделия или уполномоченный представитель производителя (изготовителя) (далее - заявитель) представляет либо направляет в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации медицинского изделия, а также документы, указанные в пункте 10 настоящих Правил.
Согласно пп. "в" п. 10 ПП РФ N 1416, для государственной регистрации медицинского изделия (за исключением медицинских изделий, включенных в перечень) представляются в том числе, следующие документы:
- техническая документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие.
Установлено, что Поставщиком к поставе предлагался Зонд-обтуратор резиновый пищеводно-желудочный РУ N ФСР 2007/00074 от 11.01.2016 г. сведений о том, что вышеназванное медицинское изделие являются стерильными регистрационное удостоверение, а также инструкция к нему не содержат.
Кроме того, согласно инструкции к РУ N ФСР 2007/00074 от 11.01.2016 г., зонды-обутаторы не должны деформироваться после проведения обработки: дезинфекции, стерилизации и т.д.
Следовательно, вышеназванные положения инструкции свидетельствуют о не стерильности производимых изделий, что не оспаривается Предпринимателем.
Комиссия отмечает, что Приказом Министерство здравоохранения Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 2н Об утверждении порядка проведения оценки соответствия медицинских изделий в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний в целях государственной регистрации медицинских изделий утвержден порядок проведения оценки соответствия медицинских изделий в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний в целях государственной регистрации медицинских изделий (далее - Порядок).
Согласно п. 1 Порядка, настоящий Порядок устанавливает требования к проведению оценки соответствия медицинских изделий, которая проводится в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний медицинских изделий в целях государственной регистрации медицинских изделий (далее соответственно - оценка соответствия, технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания).
В соответствии с п. 2 Порядка, Технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания медицинских изделий осуществляются в соответствии с настоящим Порядком при соблюдении требований действующего законодательства Российской Федерации об обращении медицинских изделий, нормативной, технической документации производителя медицинского изделия, а также национальных (международных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений медицинских изделий.
Комиссия отмечает, что в соответствии с положениями Порядка, медицинские изделия, выпускаемые в стерильном виде, подвергают исследованиям на стерильность при положительном результате анализа методов и условий стерилизации, а также методов их валидации и контроля производителем.
Таким образом, поскольку Зонд-обтуратор резиновый пищеводно-желудочный, поставленный Предпринимателем в соответствии с РУ N ФСР 2007/00074 от 11.01.2016 г., не является стерильным, самостоятельная стерилизация Предпринимателем такого зонда не отвечает требованиям законодательства об основах охраны здоровья и принятых в его исполнение нормативных актов, так осуществляется без соответствующего контроля.
Относительно довода Поставщика о неправомерности требований Заказчика о поставке товара конкретного производителя, Комиссия уточняет следующее.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках, по своему правовому смыслу, представляет собой право заказчика заключить прямой договор с любым хозяйствующим субъектом на любых условиях исходя из своей потребности и принципов осуществления закупки.
Законодательство о закупках не содержит каких-либо ограничений к установлению требований к товару при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках.
Следовательно, размещение заказчиком извещения о закупке по потребности на автоматизированной информационной системе "Портал поставщиков" не является конкурентной процедурой.
При этом, изучив материалы и документы, представленные сторонами, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях Поставщика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
В частности, обстоятельства поставки товара и его последующей стерилизации свидетельствуют о совершении Поставщиком действий, направленных на исполнение Контракта. Доказательств обратного в адрес Комиссии представлено не было.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Осминине Г.Г. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Осминине Г.Г. в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 1 февраля 2024 г. N РНП-59-46
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2024