Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам.председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителей по доверенностям КОГКУ "Кировский областной центр охраны и использования животного мира";
- индивидуального предпринимателя;
рассмотрев материалы КОГКУ "Кировский областной центр охраны и использования животного мира" о включении сведений об ИП (далее - Подрядчик, ИП) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
29.01.2024 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение КОГКУ "Центр комплексного обеспечения" (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по текущему ремонту административного здания (извещение N 0340200003323011170).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение данного материала назначено на 02.02.2024 г., откладывалось на 05.02.2024 г., стороны уведомлены надлежащим образом.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение о расторжении контракта в связи односторонним отказом от исполнения контракта из-за существенных нарушений Подрядчиком условий контракта, поскольку в регламентированные сроки Подрядчик не выполнил все работы, предусмотренные контрактом, в связи с чем 15.01.2024 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещено в ЕИС. Представители Заказчика пояснили, что согласно Приложению N 1 к Контракту обозначен перечень выполняемых работ на объекте и их объем, Подрядчиком были выполнены работы частично (под пунктом 1, 2, 7). Отмечает, что Подрядчику сообщалось об обнаруженных недостатках выполнения работ посредством электронной почты, так были направлены письма от ООО "" от 11.10.2023 г. N 482, от 24.10.2023 г. N 525, с указанием выполненных работ и тех, что осталось выполнить. По результатам экспертизы от 22.12.2023 г. отдельного этапа выполнения работ были выявлены нарушения соблюдения условий контракта и сметной документации.
На рассмотрении материалов РНП ИП сообщил, что им приняты все необходимые меры для исполнения Контракта, а задержка выполнения работ произошла в связи с долгим ожиданием изготовления дверей. Отмечает, что работы были начаты сразу после закупки материалов (представлены фотоматериалы, чеки на купленные материалы). Просит не включать сведения об ИП в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения Заказчика, Подрядчика, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
04.08.2023 г. Заказчиком на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru. размещено извещение N 0340200003323011170 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту административного здания. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 300 000,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.08.2023 г. N 0340200003323011170 Победителем аукциона признается участник закупки идентификационный N 1 (ИП), с ценовым предложением 270 000 руб.
28.08.2023 г. между Заказчиком и Победителем - ИП был заключен контракт на выполнение работ по текущему ремонту административного здания на сумму 270 000 руб. (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1. Контракта Подрядчик по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок выполнить работы по текущему ремонту административного здания (далее - работы) и сдать результат работ, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат работ.
В соответствии с п. 1.2. Контракта вид текущего ремонта, содержание и объем работ определен в техническом задании и локальной смете (Приложение N 1 к Контракту и Приложение N 2 к Контракту).
Согласно п. 2.4. Контракта качество выполненной работы должно соответствовать требованиям технического задания (Приложение N 1 к Контракту), локальной смете (Приложение N 2 к Контракту) и предъявляемым законом требованиям к такому виду работ.
Согласно п. 3.2.1. Контракта Подрядчик обязан в день размещения в единой информационной системе документа о приемке предоставить Заказчику комплект документов на бумажных носителях:
- акт о приемке выполненных работ (по форме КС-2),
- справку о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3),
- акты освидетельствования скрытых работ с фотофиксацией,
- комплект исполнительной документации, подтверждающей происхождение, безопасность и качество применяемых строительных материалов, комплектующих, конструктивных элементов и иную исполнительную документацию применительно к условиям контракта;
- счет (счет-фактуру, УПД).
В соответствии с п. 4.1. Контракта срок выполнения работ - в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента заключения контракта.
Согласно п. 5.3. Контракта для проверки предоставленных Подрядчиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов выполненных работ может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу п. 5.7. Контракта датой приемки выполненной работы считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного Заказчиком.
В соответствии с п. 6.1. Контракта цена настоящего контракта на выполнение работ составляет 270 000,00 (двести семьдесят тысяч) рублей 00 копеек, НДС не облагается.
Согласно п. 14.1. Контракт вступает в силу с даты его подписания обеими Сторонами. Контракт действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту, но не позднее 01.12.2023. Окончание срока действия Контракта не влечет за собой освобождение Подрядчика от ответственности за нарушение условий Контракта.
Согласно п. 14.2. Контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, положениями ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно информации из ЕИС 22.12.2023 г. Подрядчик подписал и направил документы о приемке, 26.12.2023 г. Заказчик отказал Подрядчику в приемке.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
15.01.2024 г. Заказчиком размещено и подписано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Подрядчиком 15.01.2024 11:07 ч.
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика является 15.01.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта нарушения условий Контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 26.01.2024 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 29.01.2024 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом такими действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП.
Реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае выясняет причины неисполнения контракта и оценивает существенность допущенного нарушения.
Вместе с тем, отказ Заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно разъяснял, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной проверкой, а должен устанавливать по делу обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
В соответствии с пп. а). п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. а). п. 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
При рассмотрении материалов РНП Подрядчиком представлены документы о принятии им мер к надлежащему исполнению обязательств по контракту, что подтверждается выполнением необходимых работ (фотоматериалы, письма от ООО "" от 11.10.2023 г. N 482, от 24.10.2023 г. N 525); закупкой необходимых материалов (чеки от 22.09.2023 г. N 219884, от 22.09.2023 г. N 220133, от 27.09.2023 г. N 224234, от 08.10.2023 г. N 234706, от 01.12.2023 г. N 279806, от 13.12.2023 г. N 289372, от 13.12.2023 г. N 289173, от 13.12.2023 г. N 289376, от 18.12.2023 г. N 293561, от 19.12.2023 г. N 294007).
Кировское УФАС учитывает малый опыт участия у ИП, который в закупках с 2023 года. Согласно информации из ЕИС у ИП 6 исполненных Контрактов, на общую сумму около 2,6 млн. руб.
Учитывая, что Подрядчиком предприняты меры к исполнению контракта, Комиссия Кировского УФАС России считает возможным не включать ИП в Реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные КОГКУ "Центр охраны и использования животного мира" в отношении ИП в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по текущему ремонту административного здания (извещение N 0340200003323011170), в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 5 февраля 2024 г. N 043/10/104-96/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2024