Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Таврическая центральная районная больница" (далее - БУЗОО "Таврическая ЦРБ", учреждение, заказчик) обращение об обществе с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", общество, подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N Ф.2023.553547 от 21.11.2023 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту помещения под размещение тяжелого оборудования (рентгенограф) технологические условия на первом этаже в здании стационара бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Таврическая центральная районная больница" по адресу: Омская область, Таврический район, р.п. Таврическое, ул. Ленина, д. 129 (Реестровый номер 23.33.2360)" (извещение N 0152200004723002299) (далее - электронный аукцион, аукцион), размещенной уполномоченным органом - Главным управлением контрактной системы Омской области,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа - "_" (доверенность N 151 от 31.01.2023),
в присутствии представителей заказчика - "_" (доверенность N 3 от 09.01.2024), "_" (доверенность N 1 от 09.01.2024),
в отсутствие представителя подрядчика, извещенного о времени месте рассмотрения обращения,
УСТАНОВИЛА:
1. Изначально заказчиком 25.01.2024 на адрес электронной почты Омского УФАС России (to55@fas.gov.ru) было направлено обращение о включении информации о подрядчике в Реестр (вх. N 753-ЭП/24).
В этот же день Омское УФАС России уведомило учреждение (исх. N ТШ/447/24) о несоответствии обращения о включении информации о подрядчике в Реестр ввиду того, что Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), не предусматривают в качестве способа направления обращения адрес электронной почты органа контроля.
На основании частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) заказчиком повторно 26.01.2024 в Омское УФАС России было направлено обращение о включении информации об ООО "СТРОЙИНВЕСТ" в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (вх. N 799-ЭП/24).
Из представленных материалов и информации следует, что 02.11.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 3084480 руб.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 10.11.2023 ценовые предложения были поданы пятью участниками закупки. Лучшее ценовое предложение в размере 2328782, 40 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 23 (порядковый номер 1, присвоенный оператором), при этом снижение составило 24, 5 %.
Размещенный в этот же день протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о том, что победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "СТРОЙИНВЕСТ").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 21.11.2023 между учреждением и обществом был заключен контракт с ценой 2328782, 40 руб.
10.01.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 43) в связи с неисполнением подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 23.01.2024, информация о расторжении контракта 26.01.2024 размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пунктов 8 и 10 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о:
- сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы),
- размере аванса (если предусмотрена выплата аванса).
Извещением об осуществлении закупки были определены даты начала и окончания исполнения контракта: с даты заключения контракта и 31.12.2023, соответственно.
Также извещением было предусмотрено, что размер аванса составляет 40 % от цены контракта. Выплата аванса в силу пункта 2.8 контракта осуществляется путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 5 рабочих дней со дня получения заказчиком счета, выставленного подрядчиком.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу пункта 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
На основании пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора строительного подряда.
Положения пунктов 1.1-1.4 контракта о его предмете, месте и сроке выполнения работ включали следующее: "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить предусмотренные проектной документацией работы по капитальному ремонту помещения под размещение тяжелого оборудования (рентгенограф) технологические условия на первом этаже в здании стационара бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Таврическая центральная районная больница" по адресу: Омская область, Таврический район, р.п. Таврическое, ул. Ленина, д. 129 (далее соответственно - работы, объект) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим контрактом.
Работы по настоящему контракту, если иное не предусмотрено настоящим контрактом, выполняются Подрядчиком, его иждивением - из его материалов (товаров), его силами и средствами, в объеме, определенном актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащий перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов (Приложение N 1 к настоящему контракту).
Место выполнения работ: 646800, Российская Федерация, Омская область, Таврический район, р.п. Таврическое, ул. Ленина, дом 129.
Срок выполнения работ: начало срока выполнения работ - со дня заключения настоящего контракта, окончание срока выполнения работ - 25 декабря 2023 года. Работы по контракту выполняются непрерывно. Заказчик и Подрядчик, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, контрактом, не вправе приостанавливать выполнение работ".
Разделом 7 контракта регламентированы права и обязанности сторон при его исполнении.
В частности, из пункта 7.4 контракта следует, что подрядчик обязан выполнить работы в сроки, установленные контрактом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании пункта 14.7 контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством
В пунктах 7.1.6 и 12.3 контракта также было закреплено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7.1.7 контракта заказчик имеет право отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков если:
- подрядчик не приступает своевременно к исполнению настоящего контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;
- отступления в работе от условий настоящего контракта и иные недостатки и (или) дефекты результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое БУЗОО "Таврическая ЦРБ" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 10.01.2024 в 12:00 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Кроме того, в этот же день в 18:57 час. (МСК) обществом также было принято и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 2553400532523000132) признается 10.01.2024 в 12:00 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой подрядчик.
Таким образом, ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на основании статьи 193 ГК РФ, части 1 статьи 2, частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в период с 11.01.2024 по 22.01.2024 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена в ЕИС 29.01.2024.
Кроме того, Омским УФАС России в этот же день сторонам контракта было направлено (исх. N ТШ/527/24) уведомление о рассмотрении 02.02.2024 в 10 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 31.01.2024:
- заказчику документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения обществом обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- подрядчику письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
На указанный запрос Омского УФАС России какие-либо пояснения и доказательства добросовестности при исполнении контракта ООО "СТРОЙИНВЕСТ" представлены не были.
Представленные заказчиком (вх. N 1031-ЭП/24 от 31.01.2024) сведения о взаимодействии с обществом в рамках исполнения контракта, вся имеющаяся переписка между сторонами, а также информация официального сайта ЕИС об исполнении контракта свидетельствуют о следующем.
27.11.2023 учреждение направило (исх. N 2439) подрядчику уведомление о невыполнении работ по контракту, в котором обратилось с просьбой предоставить информацию о причинах нарушения начального срока выполнения работ.
В этот же день ООО "СТРОЙИНВЕСТ" выдана доверенность N 32 лицу, ответственному за выполнение строительно-монтажных работ на объекте заказчика.
В письме от 28.11.2023 общество в ответ на уведомление БУЗОО "Таврическая ЦРБ" от 27.11.2023 сообщило (исх. N 186) о выполнении подготовительных работ, направлении 22.11.2023 счета N 43 от 21.11.2023 для выплаты аванса, а также о невыполнении заказчиком своих обязательств по передаче подрядчику акта приема-передачи, необходимой документации и выплате аванса.
29.11.2023 подрядчик уведомил заказчика о начале выполнения работ по контракту.
01.12.2023 обществом направлено (исх. N 189) уведомление о приостановке работ до момента получения аванса, предусмотренного контрактом.
В ответ на уведомление ООО "СТРОЙИНВЕСТ" от 01.12.2023 БУЗОО "Таврическая ЦРБ" в письме от 06.12.2023 (исх. N 2540) сообщил о том, что счет, ранее направленный обществом, был исправлен в части предмета контракта, а также обществом позже была заменена дата выставления счета на 01.12.2023, который и был принят к бухгалтерскому учету. В связи с указанным согласно письму срок для перечисления платежа не позднее 07.12.2023, однако в настоящее время счета учреждения заблокированы, перечисление аванса планируется в период с 12.12.2023 по 14.12.2023.
В этот же день общество сообщило (исх. N 197) о возможности возобновления работ по контракту только после получения аванса.
20.12.2023 заказчиком была осуществлена выплата аванса по контракту в размере 931512, 96 руб. (платежное поручение N 6112), а также направлено (исх. N 01-14/2665) уведомление о невыполнении работ по контракту, содержащее просьбу приступить к выполнению таких работ.
25.12.2023 БУЗОО "Таврическая ЦРБ" направлена (исх. N 2683) претензия, содержащая предложение в добровольном порядке в срок до 08.01.2024 выполнить обязательства по контракту.
27.12.2023 ООО "СТРОЙИНВЕСТ" в ответ на претензию от 25.12.2023 сообщило о просрочке выполнения заказчиком обязательств по перечислению аванса, фактической его оплате только 20.12.2023, что влечет увеличение срока выполнения работ до 15.01.2024.
28.12.2023 учреждением направлено (исх. N 2721) уведомление о невыполнении работ по контракту, в котором указано на выполнение обществом демонтажных работ и приостановлении оставшейся части работ по капитальному ремонту помещения.
29.12.2023 БУЗОО "Таврическая ЦРБ" уведомило (исх. N 2756) подрядчика о невыполнении работ по контракту, обратился с просьбой незамедлительно приступить к выполнению ранее начатых работ.
02.01.2024 и 05.01.2024 учреждением в адрес общества направлены уведомления, идентичные по содержанию письму от 29.12.2023.
Комиссия, оценив представленные сторонами контракта доказательства, признает односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по указанным в нем основаниям обоснованным. Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о невыполнении подрядчиком работ в полном объеме.
Одновременно нельзя признать состоятельными доводы подрядчика о возможности приступить к выполнению работ только после выплаты заказчиком аванса по контракту в связи со следующим.
Если наступлению обстоятельства, с которым связано начало течения срока исполнения обязательства, недобросовестно воспрепятствовала или содействовала сторона, которой наступление или ненаступление этого обстоятельства невыгодно, то по требованию добросовестной стороны это обстоятельство может быть признано соответственно наступившим или ненаступившим (пункт 1 статьи 6, статья 157 ГК РФ).
По смыслу пункта 1 статьи 314 ГК РФ, статьи 327.1 ГК РФ срок исполнения обязательства может исчисляться в том числе с момента исполнения обязанностей другой стороной, совершения ею определенных действий или с момента наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором. Если действия кредитора, совершением которых обусловлено исполнение обязательства должником, не будут выполнены в установленный законом, иными правовыми актами или договором срок, а при отсутствии такого срока - в разумный срок, кредитор считается просрочившим (статьи 328 или 406 ГК РФ).
Применительно к данным отношениям сторон при неисполнении заказчиком встречных обязательств по договору подряда в силу пунктов 1 и 2 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Вместе с тем в рамках заключенного между сторонами контракта выплата заказчиком аванса, с одной стороны, и начало выполнения подрядчиком работ, с другой стороны, не представляют собой встречные обязательства. Начальный и конечный сроки выполнения работ по договору подряда в настоящем случае не определяются указанием на уплату заказчиком аванса, невнесение которого влечет последствия, предусмотренные статьей 719 ГК РФ*(1).
С учетом вышеизложенного, Комиссия усматривает в действиях подрядчика направленность на несоблюдение условий контракта и наличие фактов недобросовестности при его исполнении.
Дополнительно Комиссия отмечает, что материалы дела не содержат доказательств невозможности выполнения работ в изначально запланированном объеме и в сроки, установленные контрактом, а также того, что выполнение таких работ невозможно.
В материалах дела также отсутствуют данные, указывающие на то, что неисполнение условий контракта о сроках выполнения работ допущено по независящим от общества обстоятельствам.
Кроме того, подрядчиком не были предприняты какие-либо меры к ускорению темпов выполнения работ после направленных в его адрес писем заказчика.
Имеющиеся в деле документы и сведения указывают на то, что неисполнение обязательств обществом повлекло невозможность достижения результата, на который рассчитывало учреждение при заключении контракта.
Заключая контракт, ООО "СТРОЙИНВЕСТ" знало о характере и объемах необходимых к выполнению работ, обязано было проанализировать их характер с учетом требований специального законодательства, которые предъявляются к таким работам, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач, совершать другие действия, направленные на соблюдение срока выполнения работ.
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а равно о наличии у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
По мнению Комиссии, социальная значимость осуществляемой заказчиком деятельности требует от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, несоблюдение которых может привести к нарушению нормальной работы учреждения здравоохранения.
В свою очередь, Комиссия не может признать обоснованным односторонний отказ подрядчика от исполнения контракта, решение о котором было принято наряду с заказчиком 10.01.2024.
Причиной одностороннего отказа общества согласно решению, сформированному и размещенному на официальном сайте ЕИС, выступает невыполнение заказчиком встречных обязательств по контракту, связанных с неосуществлением выплаты аванса, счет на перечисление которого был предоставлен еще 21.11.2023.
Следует отметить, что наименование работ, указанное в счете от 21.11.2023, не соответствовало предмету заключенного контракта, надлежащий счет, приятый заказчиком к бухгалтерскому учету, был направлен подрядчиком только 01.12.2023. Однако на дату принятия подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта аванс заказчиком в полном объеме хоть и с нарушением регламентированного контрактом срока был выплачен.
Таким образом, обстоятельства, указанные подрядчиком как основание принятия рассматриваемого решения, на момент его размещения отсутствовали.
Более того, исходя из момента фактической выплаты аванса и даты принятия заказчиком решения об одностороннем отказе подрядчик имел возможность выполнять работы по капитальному ремонту дополнительно 15 календарных дней.
Однако как в этот срок, так и в 10-дневный срок, установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе для устранения нарушения условий контракта, какие-либо работы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на объекте не велись.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Комиссией также не выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 15 Правил являются основанием для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в Реестр.
Действуя в рамках заключенного контракта, подрядчик должен был осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
На основании представленных документов и сведений Комиссия приходит к выводу о подтверждении заказчиком фактов существенного нарушения подрядчиком условий контракта, в связи с чем информация об ООО "СТРОЙИНВЕСТ" подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года информацию:
- об обществе с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (614095, г. Пермь, ул. Танкистов, стр. 25, оф. 209), ИНН 5905299731, КПП 590501001;
- о директоре и единственном участнике общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (размер доли (в процентах) - 100 % "_", ИНН 361005014809.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
"_"
"_"
"_"
|
-------------------------------------------
*(1) пункт 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 2 февраля 2024 г. N 055/10/104-94/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2024