Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмакова Т.П. - заместителя руководителя управления, председатель Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев обращение, направленное общеобразовательным учреждением "Прииртышская школа" Таврического района Омской области (далее - заказчик, учреждение, ОУ "Прииртышская школа") о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ЧАША" (далее - ООО "ЧАША", общество, поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора N 2023.967420, заключенного 17.08.2023 по результатам осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на поставку мебели для офисов (поставка мебели в рамках мероприятия по созданию центров цифрового образования детей) (далее соответственно - закупка, контракт) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
общества - Бердникова Евгения Валентиновича (доверенность от 02.02.2024),
заказчика - Трофименко Сергей Александрович (доверенность от 05.02.2024), Ермакович Велерий Евгеньевич (доверенность от 05.02.2024), Голубева Александра Васильевича, директора ОУ "Прииртышская школа"
УСТАНОВИЛА:
1. Изначально в Омское УФАС России по адресу электронной почты to55@fas.gov.ru заказчиком 20.11.2023 в 17:49 час. (по омскому времени) было направлено обращение о включении информации о поставщике в Реестр (вх. N 10740-ЭП/23 от 21.11.2023).
В соответствии с пунктом 3 раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), учреждению 21.11.2023 направлено уведомление Омского УФАС России (исх. N ТШ/7210/23) о несоответствии обращения Правилам (обращение направлено на электронную почту Омского УФАС России при том, что порядок направления обращения, регламентированный разделом II Правил, не предусматривает в качестве способа направления обращения по адресу электронной почты органа контроля).
31.01.2024 заказчиком повторно направлено в Омское УФАС России обращение о включении информации об ООО "ЧАША" в Реестр (вх. N 1021/24).
Из представленных материалов и информации, а также информации с сервиса "Электронный магазин Омской области" (https://zmo-omskobl.rts-tender.ru/) следует, что заказчиком 14.08.2023 была размещена информация о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (закупка N 6470912, наименование закупки "Поставка учебной мебели") на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе.
На дату и время окончания подачи заявок 15.08.2023 в 18.00 час. (МСК) было подано 3 заявки, лучшее предложение 376 315,40 руб. сделано участником закупки 1 (ООО "ЧАША").
17.08.2023 между заказчиком и ООО "ЧАША" был заключен контракт N 2023.967420 на поставку мебели для офисов (поставка мебели в рамках мероприятия по созданию центров цифрового образования детей) на общую сумму 376 315,40 руб.
16.11.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком принятых обязательств по контракту и нарушением сроков их исполнения, в частности в данном решении указана следующая причина расторжения договоров: "К 10 сентября 2023 г. мебель не поставлена, претензии о выполнении условий договора, направленные в адрес Поставщика не исполнены.
В связи с вышеуказанным на основании п.п. 1,2 ст.523, абзаца 4 пункта 2 ст. 450 ГК РФ, ч.9 ст. Закона N 44-ФЗ, п. 4.4.7, 9.2 Договора Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта".
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 16.11.2023.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, Комиссия считает, что информация об ООО "ЧАША" не подлежит включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктами 1.1 и 1.2 договора был определен его предмет:
"1.1. Поставщик обязуется поставить мебель для офисов (поставка мебели в рамках мероприятия по созданию центров цифрового образования детей) (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.
1.2. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение N 1 к Договору), являющейся неотъемлемой частью Договора".
Разделом 3 договора регламентирован порядок, сроки и условия поставки и приемки товара.
В силу пунктов 3.2 и 3.3 договора:
"3.2. Поставщик самостоятельно доставляет Товар заказчику по адресу: 646805, Омская область, Таврический район, село Прииртышье, ул. Ленина, 19 (далее - место доставки), в срок до 10 сентября 2023 года.
3.3. Поставщик не менее чем за 2 дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки".
Раздел 4 договора закрепляет порядок взаимодействия сторон при исполнении контракта.
В частности пунктом 4.1.1 договора установлено, что поставщик обязан поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных договором и спецификацией.
В соответствии со спецификацией (приложение N 1 к договору) в рамках исполнения обязательств по договору поставщику надлежало поставить в адрес заказчика следующую мебель:
N п/п |
Наименование товара |
Количество, шт. |
Цена за ед. товара, руб. |
Стоимость товара, руб. |
1 |
Доска настенная 3-элементная магнитно-меловая/3000 (3000*1000*15) |
3 |
12 666,18 |
37 998,54 |
2 |
Стол ученический "Умник" для кабинета химии с бортиком (1200*550*760 гр.4-6, пластик Мрамор, белый 3027, м/к синий RAL 5012) |
12 |
6 069,16 |
72 819,92 |
3 |
Кресло офисное "Престиж" (обивка ткань черная) |
10 |
3 911,21 |
39 112,10 |
4 |
Стул офисный "ИЗО" кожзам (540*610*800, к/з светло-бежевый 56П, м/к серый RAL 7001) |
3 |
3 004,83 |
9 014,49 |
5 |
Стол "Архимед ТР" 2-х местный регулируемый с эргономичной столешницей (1200*500*700 - 820 гр. 5-7, белый (U1630), м/к красный RAL 3000) |
12 |
3 474,47 |
41 693,64 |
6 |
Шкаф открытый многосекционный ТР25 ЛДСП (1846*350*1846 ЛДСП Белый, Красная кромка) |
2 |
11 300,03 |
22 600,06 |
7 |
Шкаф широкий открытый ТР1 ЛДСП (854*450*2010 ЛДСП Белый, Красная кромка) |
2 |
8 014,94 |
16 029,88 |
8 |
Шкаф широкий полуоткрытый ТР3 ЛДСП (854*450*2010 ЛДСП корпус Белый, кромка Белая/ фасад Красный, кромка Красная) |
4 |
9 455,10 |
37 820,40 |
9 |
Стол преподавателя двухтумбовый (2 ящика) (1400*600*760, ЛДСП 16 мм Белый U1630, кромка красная 2 мм) |
3 |
8 803,86 |
26 411,58 |
10 |
Стол компьютерный "КОМПАКТ" (750*450*750, ЛДСП 16 мм Белый U1630 кромка красная 2 мм) |
10 |
4 379,96 |
43 799,60 |
11 |
Шкаф вытяжной (1500*600*2100 ЛДСП 16 мм, Белый (U1655), разборный) |
1 |
29 005,19 |
29 005,19 |
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.2 договора было предусмотрено условие о том, что расторжение договора допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Также пункт 4.4.7 договора определял право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Пункт 2 указанной статьи также определяет, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Пунктами 1 и 2 статьи 525 ГК РФ установлено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
При этом в силу статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно изначально представленной заказчиком в материалы дела информации (вх. 10740-ЭП/23 от 21.11.2023) решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора было направлено 17.11.2023 в 14:16 час. в адрес поставщика по электронной почте.
Также в материалах дела содержится скриншот с почты заказчика, в котором указано, что решение направлено Почтой России, при этом в Омское УФАС России заказчиком не предоставлены сведения о почтовом идентификаторе отправления.
При повторном направлении обращения о включении информации об ООО "ЧАША" в Реестр (вх. N 1021/24 от 31.01.2024) заказчиком в материалы дела представлена информация, согласно которой решение об одностороннем отказе от исполнения договора направлено заказчиком 30.11.2023 заказным письмом посредством Почты России (почтовый идентификатор почтового отправления 64680072006865).
Однако доказательств, подтверждающих надлежащее уведомление ООО "ЧАША" об одностороннем отказе от исполнения договора, предусмотренное пунктом 2 части 12.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе (дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом)), в Омское УФАС России заказчиком не представлено.
Согласно информации, размещенной на сайте АО "Почта России", почтовое отправление с идентификатором 64680072006865 было возвращено отправителю 04.01.2024 по причине истечения срока хранения.
Исходя из указанной даты, в соответствии со статьей 193 ГК РФ и частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора могло вступить в силу и договор считаться расторгнутым с 16.01.2024.
Вместе с тем в обращениях заказчика (вх. N 10740-ЭП/23 от 21.11.2023 и вх. N 1021/24 от 31.01.2024) указана дата расторжения договора - 16.11.2023.
С учетом изложенного, Комиссия считает, что заказчиком были нарушены требования частей 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок Омским УФАС России была размещена на официальном сайте ЕИС 01.02.2024.
Более того, Омским УФАС России в этот же день сторонам контракта было направлено (исх. N ТШ/614/24) уведомление о рассмотрении 06.02.2024 в 10 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 05.02.2024 12 час. 00 мин.:
- заказчику документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения обществом обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- поставщику письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
Хронология взаимодействия заказчика и общества при исполнении контракта свидетельствует о следующем.
Согласно товарной накладной N 84 от 18.09.2023 заказчиком 20.09.2023 была принята часть товаров: доска настенная 3-элементная магнитно-меловая/3000 (3000х100х15) в количестве 3 шт.; кресло офисное "Престиж" в количестве 10 шт.; стул офисный "ИЗО" кожзам (540х610х800, к/з светло-бежевый 56П м/к серый RAL 7001) в количестве 3 шт., что соответствует по наименованию и количеству позициям 1, 3 и 4 Спецификации (приложение N 1 к договору N 2023.967420 от 17.08.2023) соответственно.
При цене договора 376 315,40 руб. всего поставлено товаров на общую сумму 86 125,13 руб.
25.10.2023 поставщиком было направлено письмо (исх. N 43/10/25) в адрес заказчика, в котором было указано на то, что в связи с непредвиденными обстоятельствами поставка товара невозможна. Также в данном письме было дословно указано: "В связи с этим направляем вам дополнительное соглашение на расторжение данного договора. Просим свои извинения за предоставленные неудобства". К письму было приложено дополнительное соглашение о расторжении договора по соглашению сторон.
16.11.2023 заказчиком на письмо ООО "Чаша" от 25.10.2023 о заключении дополнительного соглашения о расторжении договора направлен ответ, в котором заказчик проинформировал поставщика об отсутствии у него оснований для заключения дополнительного соглашения о расторжении договора по инициативе поставщика.
16.11.2023 заказчиком в связи с неисполнением обязательств по договору, поставкой мебели не в полном объеме, невыполнением претензий было принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора.
17.11.2023 заказчиком направлена претензия поставщику об оплате неустойки.
В письменных пояснениях ООО "ЧАША", представленных в Омское УФАС России (вх. N 1146-ЭП/24 от 05.02.2024), поставщиком сообщено, что неисполнение обязательств по договору в полном объеме вызвано объективными причинами, связанными с возникшими у общества трудностями финансового характера, повышением цен заводом-изготовителем, сроками поставки товара. При этом ООО "ЧАША" ссылалось на отсутствие у общества намерения на нарушение обязательств по договору.
В пояснениях обществом, в частности указано: "Для обеспечения мебелью Общеобразовательное учреждение "Прииртышская школа" Таврического района Омской области по Договорам N 2023.967420 от 17.08.2023 г. и N 2023.967650 от 17.08.2023 г. нами запрошен счет в ООО "Рост", являющейся изготовителем учебной мебели "Точка Роста" в соответствии с наименованиями позиций и артикулами мебели, указанных вспецификациях к Договорам (Счет на оплату N ТД000009251 от 16 августа 2023 г., N ТД000009248 от 16 августа 2023 г., N ТД000009531 от 22 августа 2023 г. прилагаю). На основании данных счетов мы заключили с ООО "Рост" Договор поставки N ТД000009248 от 16.08.2023 г. (Договор и Спецификацию N ТД000009251, Спецификацию N ТД000009248, Спецификацию N ТД000009330 от 22.08.2023 г. прилагаю). По условиям Договора поставки необходимо совершить предварительную оплату в размере 50% в течение 3(трех) дней с момента подписания Спецификации, окончательная оплата в размере 50% в течение 5 дней с момента уведомления Покупателя о готовности товара к отгрузке. При соблюдении данных условий Срок поставки товара: 45 (Сорок пять) рабочих дней с момента поступления суммы предварительной оплаты, при условии подписания сторонами Спецификации. Срок поставки Товара продлевается пропорционально сроку получения предоплаты (в случае поставки Товара на условиях предоплаты), а также сроку подписания договора, сроку согласования сторонами Товара и подписания спецификации. Спецификации были выставлены 22.08.2023 г., оплатить необходимо было до 25.08.2023 г. 285 068 рублей 00 копеек. В этом случае срок поставки составил 27 октября 2023года. По Договору N 2023.967420 от 17.08.2023 г. и Договору N 2023.967650 от 17.08.2023 г. с Общеобразовательное учреждение "Прииртышская школа" Таврического района Омской области срок поставки - 10 сентября 2023 г. Таким образом, срок поставки с Заказчиком изначально был ниже, чем возможность поставки завода-изготовителя ООО "Рост".
Денежные средства, которыми мы должны были оплатить Договор поставки ООО "Рост", чтобы запустить изготовление учебной мебели должны были поступить к нам с исполненного Государственного контракта N 38Э от 30.05.2023 г. с Министерством образования Омской области в размере 245 215 (Двести сорок пять тысяч двести пятнадцать) рублей 99 копеек, НДС не облагается. Министерство образование Омской области нарушало сроки исполнения своих обязательств. Мы пытались решить сложившуюся проблему: писали письма, звонили, приезжали лично. Денежные средства поступили только после нашего обращения в прокуратуру и с нами Министерство образования рассчиталось только 06.12.2023 г. (платежное поручение прилагаю). Также в этот период времени были задержки по оплатам и по другим Государственным контрактам. Мы подали заявку на кредитование в ПАО "АТС БАРС" БАНК (заявку на получение кредитного продукта прилагаю) Данные задержки в расчетах с нами, отказ в кредитовании повлекли за собой невозможность заказа и оплаты по Договору поставки ООО "Рост". 31 августа нам пришло уведомление от ООО "Рост" о повышении стоимости на учебную мебель, что еще больше усложнило задачу в заказе. При сравнении счетов видно, что повышение цен на товары увеличилось почти на 20% (фото уведомления, а также счета, выставленные в тот период, прилагаю). В сентябре посредством телефонного разговора ООО "Рост" передали нам информацию, что в связи с увеличением заказов срок изготовления и поставки товара увеличивается с 45 (Сорок пять) рабочих дней до 60 (Шестидесяти) рабочих дней".
Комиссия считает необходимым отметить, что, исходя из предоставленных обществом копий документов, договор N ТД000009248 от 16.08.2023 с ООО "Рост", на который ссылается в своих пояснениях общество, заключен не с ООО "ЧАША", а с ООО "СИБСТРОЙ".
Материалами дела подтверждено и не оспаривается самим обществом, что поставка товаров по договору осуществлена не в полном объеме.
Комиссия отмечает, что в соответствии с условиями контракта частичная поставка товара договором не была предусмотрена.
Действуя в рамках заключенного контракта, лицо должно осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Материалы дела не содержат доказательств принятия поставщиком мер для надлежащего исполнения условий договора, а равно доказательств того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В связи с указанным Комиссия считает, что ООО "ЧАША" обязательства по поставке товара не были исполнены.
Однако Комиссия при принятии решения учитывает следующее.
Право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта предусмотрено в пункте 9.2 договора. В силу части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (пункт 2 статьи 450 ГК РФ).
При этом нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным, в том числе, в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров (абзац 3 пункта 2 статьи 523 ГК РФ).
Данная норма не исключает право заказчика на односторонний отказ от договора при наличии иных нарушений договора со стороны поставщика, если они отвечают критериям абзаца четвертого пункта 2 статьи 450 ГК РФ, в соответствии с которым существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Подпункта "а" пункта 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Учитывая, что заказчиком не были представлены документальные доказательства существенного нарушения поставщиком условий контракта, которые послужили основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 450, абзацем 3 пункта 2 статьи 523 ГК РФ, а также то, что в действиях заказчика выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора, Комиссия на основании пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказывает во включении информации об участнике закупки в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информацию об обществе с ограниченной ответственностью "ЧАША" ИНН 5507284221, КПП 550701001;
- о генеральном директоре и единственном участнике общества с ограниченной ответственностью "ЧАША" Чайкиной Наталье Ивановне, ИНН 550514624524.
2. Признать в действиях общеобразовательного учреждения "Прииртышкая школа" Таврического района Омской области нарушение части 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
Председатель Комиссии |
Т.П. Шмакова |
Члены Комиссии: |
Е.С. Курленко
А.О. Миняева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 6 февраля 2024 г. N 055/10/104-113/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2024