Резолютивная часть решения объявлена 05.02.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 08.02.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: * И.И. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
Члены Комиссии: * Я.К. - заместитель начальника отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; * О.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
При участии представителей ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ИРКУТСКАЯ ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА N 1" (далее - Заказчик) - * И.С, (доверенность от 02.02.2024); представителя ООО "АВИЛЕС" (далее - Участник закупки, Общество) - * О.Н. (доверенность от 01.02.2024), директора *. (решение N 1 от 27.09.2023);
рассмотрев посредством видео-конференц связи обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "АВИЛЕС" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с уклонением победителя от заключения контракта по результатам Закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ "Тропонин I ИВД, реагент", извещение N 1034200002924000013, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 30 января 2024 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "АВИЛЕС" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "АВИЛЕС" в предусмотренные Федеральным законом N 44-ФЗ сроки подписало проект контракта, однако не было представлено надлежащее обеспечение исполнения контракта, в связи с чем Заказчиком принято решение о признании ООО "АВИЛЕС" уклонившимся от заключения Контракта и направлении рассматриваемого обращения о включении информации в Реестр.
ООО "АВИЛЕС" представлены письменные пояснения о причинах уклонения от заключения контракта по результатам электронного аукциона, согласно которым банковская гарантия была оформлена и оплачена своевременно, однако срок опубликования банковской гарантии в реестре составляет 1 день, в связи с чем внесение гарантии в реестр состоялось уже после признания Общества уклонившимся.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, включается в Реестр.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что Заказчиком 24 января 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение N 1034200002924000013 об осуществлении Закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ "Тропонин I ИВД, реагент" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 937 853,80 руб.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика от 25.01.2024 NИЗТ1 поданы две заявки:
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором электронной площадки |
Порядковый номер заявки, присвоенный заказчиком |
Порядковый номер заявки, присвоенный оператором электронной площадки |
Цена за единицу товара |
Общая сумма |
115753621 |
1 |
1 |
82000,00 |
2214000,00 |
115753622 |
2 |
2 |
90000,00 |
2430000,00 |
На основании рассмотрения заявок на участие в закупке товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, и в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, контракт заключается с участником, идентификационный номер заявки которого: 115753621. Снижение НМЦК составило 24,63%.
Согласно п. 7 ч. 12 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ заключение контракта осуществляется с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6 ст. 50 Федерального закона N 44-ФЗ заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Согласно ч. 3 ст. 51 Федерального закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
Во исполнение указанной нормы Заказчиком 26 января 2024 года в единой информационной системе и на электронной площадке размещен проект контракта для подписания его Участником закупки.
Согласно части 4 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (часть 3 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ).
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Федерального закона N 44-ФЗ, Обществу необходимо было подписать представленный проект контракта и разместить на электронной площадке документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в форме независимой гарантии или платежного поручения, подтверждающего внесения денежных средств на указанный заказчиком счет, в срок до 29 января 2024 года.
Комиссией установлено, что в предусмотренные законом сроки Обществом подписан проект контракта, однако надлежащее обеспечение исполнения контракта представлено не было.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
30 января 2024 года Заказчиком был опубликован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 8 постановления от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъясняет, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях; что, если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. При этом Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает, что не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Таким образом, ООО "АВИЛЕС" принимая участие в закупке, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае непредставления обеспечения исполнения контракта.
Вместе с тем, Комиссия не находит оснований для включения информации в отношении ООО "АВИЛЕС" в Реестр, поскольку его недобросовестность и отсутствие у него намерения на заключение контракта не подтверждается имеющимися материалами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно ч. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Из пояснений ООО "АВИЛЕС" следует, что 29.01.2024 в 15:37 Общество получило на согласование макет банковской гарантии N798277-24-EGB, внесли корректировки и произвели оплату (платежное поручение N 125 от 29.01.2024 на сумму 3500 руб. представлено Комиссии). Внесением в реестр информации о документе занимается банк-гарант. Срок внесения гарантии в реестр составляет 1 рабочий день. Таким образом выпущенная указанная гарантия должна была появиться в реестре не позднее 30.01.2024. Однако Заказчик преждевременно опубликовал протокол уклонения Общества от заключения контракта, поскольку по мнению Общества крайний срок заключения контракта истекал 31.01.2024. Общество подтверждает свои намерения заключить контракт и исполнить по нему обязательства.
Из пояснений Заказчика, в обеспечение исполнения контракта Обществом представлены проект независимой гарантии N798277-24-EGB от 29.01.2024 (гарант ПАО "МТС-Банк") не подписанный гарантом и принципалом, не заверенный печатями; гарантийное письмо о предоставлении в дальнейшем оригинала независимой гарантии, как только банк заверит копию печатью, платежное поручение N 125 от 29.01.2024. 30.01.2024 при решении вопроса о подписании контракта, заказчиком были рассмотренные представленные Обществом документы, проверены сведения реестра независимых гарантий за 2024 г. Реестр независимых гарантий, размещенный в единой информационной системе в течении всего рабочего дня с 08-00 до 16-30 30.01.2024 не содержал сведений об указанной гарантии. Поскольку согласно положениям закона, заказчик обязан подписать контракт не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, подписание контракта было возможно не позднее 30.01.2024, поскольку по окончании указанного рабочего дня надлежащим образом подписанная независимая гарантия обществом не представлена, сведений об указанной гарантии в реестре не появилось, заказчиком был размещен протокол о признании Общества уклонившимся. В последствии было установлено, что гарантия была подписана только 30.01.2024 и появилась в реестре 30.01.2024 в 18-12, т.е. уже после окончания рабочего времени Заказчика.
Согласно ч. 8 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ Независимая гарантия, используемая для целей настоящего Федерального закона, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр независимых гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением независимых гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Ведение такого реестра осуществляется путем включения в соответствии с порядком, предусмотренным частью 8.2 настоящей статьи, таких информации и документов в реестр и присвоения номера реестровой записи. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр независимых гарантий гарант направляет принципалу выписку из реестра независимых гарантий.
Правила ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра независимых гарантий утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Согласно п. 5 указанного Постановлением Правительства РФ в целях ведения реестра гарант не позднее рабочего дня, следующего за днем выдачи независимой гарантии или днем внесения изменений в условия независимой гарантии, формирует и включает в соответствии с настоящими Правилами указанные в пункте 4 настоящих Правил информацию и документы в реестр.
Таким образом, Комиссией установлено, что проект контракта размещен заказчиком 26.01.2024, и, следовательно, при условии своевременного обращения Обществом в банк (26.01.2024, а не 29.01.2024), независимая гарантия была бы оформлена и внесена в реестр в установленные законом сроки, при условии размещения протокола подведения итогов еще 25.01.2024 (Обществу стало известно о победе в закупке еще 25.01.2024), в связи с чем возможность принять соответствующие меры у Общества имелась.
Однако по мнению Иркутского УФАС России, данные обстоятельства не могут свидетельствовать о намеренном уклонении Общества от заключения контракта.
Комиссия отмечает, что при принятии решения о включении победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не ограничивается формальной констатацией, а в рамках выполнения возложенной на него функции выясняет все обстоятельства, определяет вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решает вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение.
С учетом конкретных обстоятельств дела Комиссия, а также с учетом выбранной заказчиком процедуры определения поставщика, применением ст. 50 Федерального закона N44, которая сокращает сроки процедуры заключения контракта, полагает, что в действиях Общества отсутствовало недобросовестное поведение или злонамеренное уклонение от заключения контракта.
При изложенных обстоятельствах Комиссия полагает, что действия и воля Участника закупки не были направлены на уклонение от заключения контракта. Также Комиссия отмечает, что установленные обстоятельства по делу не являются достаточным основанием для включения лица в реестр недобросовестных поставщиков. Доказательства недобросовестного поведения в материалах дела отсутствуют.
Также, Комиссией исследован вопрос о добросовестности Участника закупки, в частности исследован реестр контрактов единой информационной системы, согласно которому Участником закупки исполнено 723 контракта, заключенных в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, 106 контракта находится на исполнении, что свидетельствует о добросовестности Участника закупки, как лица исполняющего обязательства по контракту в сфере государственных закупок.
Из смысла статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих намерение ООО "АВИЛЕС" отказаться от заключения контракта и недобросовестности его поведения.
На основании изложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в отношении ООО "АВИЛЕС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078.
Согласно пп. "б" п. 13 указанного Постановлением Правительства Не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом: орган контроля устанавливает информацию о лицах, указанных в пункте 3 части 3 статьи 104 Федерального закона;
орган контроля на основании мотивированного запроса в письменной форме вправе запрашивать и получать информацию и документы, необходимые для рассмотрения обращения и проведения таких проверок;
рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки, созданной в соответствии с пунктом 4 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок;
заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля;
заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта);
участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта;
проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона, и с учетом настоящих Правил;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Таким образом, при проведении внеплановой проверки Комиссией Иркутского УФАС России установлено следующее.
Из пояснений Общества Заказчик направил проект контракта со сниженной стоимостью, не соответствующей протоколу подведения итогов, что ввело в заблуждение Общество о банк гарант. От заказчика получено письмо о том, что Заказчику нужны тест-полоски с другими характеристиками, но был выбран способ закупки, который не позволил раскрыть описание объекта закупки надлежащим образом.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. В то же время Законом N 44-ФЗ предусмотрена возможность снижения цены контракта на сумму НДС. Так, пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в частности при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.
Возможность снижения цены контракта по соглашению сторон допускается также и в Письме ФАС России от 21.08.2014 N АЦ/33651/14.
Минфином России в Письме от 20.03.2016 N 02-02-15/17135 отмечено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 34 и статьей 95 Закона.
Вместе с тем подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона предусмотрена возможность снижения цены контракта по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта, при условии, что возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - контрактом.
Согласно ч. 6 ст. 50 Федерального закона N 44-ФЗ осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Таким образом, Комиссией установлено, что Общество не имело возможности направить Заказчику протокол разногласий в связи с ограничениями выбранного порядка определения поставщика.
Согласно пп. б п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи: заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать: цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта.
Комиссией установлено, что согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика от 25.01.2024 NИЗТ1 цена предложенная в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки составила
Цена за единицу товара |
Общая сумма |
82000,00 |
2214000,00 |
Однако проект контракта, размещенный заказчиком 26.01.2024 содержал следующее условия о цене контракта:
Цена Контракта составляет Цена Контракта составляет 1 217 700,00 (один миллион двести семнадцать тысяч) рублей 00 копеек, без учета НДС на основании ст.346.11 п.2 НК РФ.
Таким образом, указывая в проекте контракта цену, не соответствующую цена предложенная в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, отраженную в протоколе подведения итогов, заказчик нарушает положения подпункт "б" пункт 1 часть 2 статьи 51; часть 6 статьи 50; пункт 7 часть 12 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
Кроме того, согласно пп. "в" п. 3 ч. 12 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, начальную цену единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей, количество закупаемого товара, единицу измерения товара по общероссийскому классификатору, используемому для количественной оценки технико-экономических и социальных показателей, срок и место поставки товара по общероссийскому (общероссийским) классификатору (классификаторам), используемому (используемым) для сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления, систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав. Предусмотренный настоящим подпунктом срок поставки товара исчисляется календарными днями и указывается в извещении об осуществлении закупки в календарных днях.
В своей заявке участник Закупки в предварительном предложении должен указывать характеристики с использованием каталога товаров, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пп. "а" п. 1 ч. 12 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ).
При проведении Закупки Заказчиком указан код КТРУ - 21.20.23.110-00010121, для которого характеристики товара в разделе "Описание товара, работы, услуги" полностью отсутствуют.
В связи с чем, Заказчик ни в проекте контракта, ни в извещении не установил требований к характеристикам товара, не включенным в каталог товаров, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Если описание объекта закупки, содержащее характеристики товара, не сформировано и не включено в позицию каталога, возможность реализации положений п. "в" п. 3 ч. 12 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ отсутствует, поскольку в этом случае указать в извещении об осуществлении закупки характеристики закупаемого товара с использованием каталога невозможно.
В этой связи закупка товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе, осуществляется при наличии в каталоге позиции, содержащей описание объекта закупки, включающее характеристики товара (письмо Министерства Финансов РФ от 10.08.2023 N 24-03-06/75075).
Положения п. 3 ч. 12 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ предусматривают отсутствие возможности установление требований к характеристикам товара, которые отсутствуют в каталоге товаров, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, следовательно, действия Заказчика, неверно выбранный способ определения поставщика нарушают положения пп. "в" п. 3 ч. 12 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
Исходя из изложенного, Комиссия пришла к выводу, что заказчик не имел оснований для заключения указанного контракта в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, заказчиком неверно выбран способ определения поставщика, в нарушение части 5 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ, вместо конкурентных способов определения поставщика заказчиком осуществлена закупка у единственного поставщика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества c Ограниченной Ответственностью "АВИЛЕС" (630099, РОССИЯ, НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛ., ГОРОД НОВОСИБИРСК Г.О., НОВОСИБИРСК Г., КРАСНЫЙ ПР-КТ, Д. 42, ОФИС 201, ИНН: 5408304491), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица и Сведения об участниках / учредителях Общества c Ограниченной Ответственностью "АВИЛЕС" (****, ИНН 544591351216) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Признать заказчика нарушившим:
- подпункт "б" пункт 1 часть 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ;
- часть 6 статьи 50 Федерального закона N 44-ФЗ;
- пункт 7 часть 12 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ;
- подпункт "в" пункт 3 часть 12 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ;
- часть 5 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ.
4. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены извещения N 1034200002924000013 о проведении Закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ "Тропонин I ИВД, реагент".
5. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения заказчиком выданного предписания
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
7. Направить копии решения сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 8 февраля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2024