Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
- заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортоста - Гареев Д.Р.
-специалист-эксперт контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Фарваев А.А.
дистанционно в присутствии представителей сторон ФКУ Упрдор "Приуралье", ООО "Транс Строй".
УСТАНОВИЛА:
В адрес Башкортостанского УФАС России поступило заявление Заказчика о включении ООО "Транс Строй" (далее - Исполнитель) в Реестр недобросовестных
поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по проведенному электронному аукциону N 0301100012723000024 Оказание услуг по содержанию участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных дорожных сооружений на них А-305 Оренбург - Илек - граница с Республикой Казахстан, км 3+000 - км 129+773, Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Республикой Казахстан, км 8+000 - км 161+112, Р-239 Казань-Оренбург - Акбулак - граница с Республикой Казахстан, обход г. Оренбурга км 0+000 - км 17+800, км 17+800 - км 28+065, км 28+065 - км 46+090.
В соответствии с ч.7 ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Башкортостанским УФАС России проведена проверка факта неисполнения обязанностей по контракту.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан как уполномоченный орган при решении вопроса о включении информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков, в каждом случае должно дать полную и объективную оценку всем фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев представленные Заказчиком документы, Комиссией Башкортостанского УФАС России по решению вопроса о включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо отказе от включения такой информации в указанный реестр, установлено следующее.
20.06.2023 г. между Исполнителем и Заказчиком был заключен контракт N 0301100012723000024.2023.16.
Комиссией установлено, что в контракте имеются следующие условия:
1.1 Исполнитель по заданию Заказчика принимает на себя обязательства на оказание услуг по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения А-305 Оренбург - Илек - граница с Республикой Казахстан, участок км 3+000 - км 129+773; Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Республикой Казахстан, участок км 8+000 - км 161+112; Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Республикой Казахстан, обход г. Оренбурга км 0+000 - км 17+800, км 17+800 - км 28+065, км 28+065 - км 46+090 в Оренбургской области".
1.1 (далее - Объект, услуги, работы), в соответствии с требованиями к содержанию Объекта, установленными в Контракте, созданию условий для бесперебойного и безопасного функционирования Объекта, обеспечению сохранности имущественного комплекса Объекта, а Заказчик принимает на себя обязательства оплатить услуги, оказанные с надлежащим качеством, в соответствии с условиями Контракта.
1.2 Состав Объекта, его описание, основные технические и эксплуатационные характеристики и параметры указаны в приложении N 1 к Контракту.
1.3 Заказчик передает, а Исполнитель принимает Объект на содержание по Акту передачи Объекта на содержание, форма которого приведена в приложении N 2 к Контракту. В случае изменения технических и эксплуатационных характеристик и параметров Объекта, указанных в приложении N 1 к Контракту, Исполнитель информируется Заказчиком в соответствии с условиями Контракта, услуги по содержанию Объекта должны оказываться Исполнителем в полном объеме. Отсутствие на момент начала срока оказания услуг по содержанию Объекта, указанного в Контракте, подписанного Сторонами Акта передачи Объекта на содержание не снимает с Исполнителя обязанность по исполнению Контракта.
1.4 Место оказания услуг: по месту нахождения Объекта.
1.5 Качество оказанных Исполнителем услуг по содержанию Объекта оценивается комплексным показателем "Уровень содержания автомобильной дороги", отражающим фактический уровень содержания Объекта, значения которого в течение срока действия Контракта должны быть не ниже уровня, заданного в Контракте.
1.2 Исполнитель обязуется по окончании срока оказания услуг по содержанию Объекта, установленного в Контракте, завершить все мероприятия по содержанию и передать Объект Заказчику в порядке, установленном в Контракте.
1.6 Существенными условиями настоящего Контракта для сторон являются предмет Контракта, цена Контракта, сроки начала и окончания оказания услуг по содержанию Объекта, наличие надлежащего обеспечения исполнения обязательств по Контракту Исполнителем в период действия Контракта.
1.7 Термины, используемые в тексте настоящего Контракта в написании с заглавной буквы, имеют значения, приведенные в приложении N 9 к Контракту, если иное не следует из контекста или не указано иным образом. Там же даны определения и сокращения, используемые в Контракте.
1.10. Идентификационный код закупки 231027800704802780100100510014211244.
В соответствии частью 8 ст.95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст.95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 2 ст. 410 Гражданского кодекса РФ, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15.01.2024 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положения ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны прежде всего с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, и быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона о контрактной системе, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта (пункт 15 Правил).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны прежде всего с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, и быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона о контрактной системе, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Автоматическое включение лица, нарушившего условия государственного контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым и без учета степени его вины несоразмерно ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
Согласно пояснениям ООО "Транс Строй" направил выполнение на общую сумму 40 525,91 тыс. руб. на подписание Заказчику по Объектам за период с 16.12.2023 по 31.12.2023 года в системе ЕИС 09.04.2024 года. При этом за указанный период предписаний и актов по снятию за ненормативное содержание от Заказчика не поступали до момента направления выполнения (до 09.01.2024 года). Выполнение на бумажном носителе было согласованно и подписано 10.01.2024 года, однако утром 11.01.2024 года поступила от Заказчика устная информация об отказе от приемки с учетом направленных актов по снятию за ненормативное содержание от 11.01.2024 года. 16.01.2024 года ООО "Транс Строй" вынуждено разместил выполнение (с суммой снятия1 462,79 тыс. руб.) на сумму 39 063,12 тыс. руб. Однако документы не подписываются, создаются максимально неблагоприятные условия для задерживания оплаты. До настоящего времени выполнение ООО "Транс Строй" в системе ЕИС от 09.01.2024 года, от 16.01 2024 года находится на рассмотрении Заказчика. Официальных отказов не представлено. В то время, когда подрядчикам на обслуживании других участков автомобильных дорог под ведомством ФКУ Упродор "Приуралье" своевременно подписаны и оплачены согласно открытым данным в ЕИС как за период с 16.12.2023-31.12.2023 года, так и за период с 01.01.2024 по 15.01.2024 года.
Комиссией установлено, что ООО "Транс Строй" осуществила действия, которые свидетельствуют об отсутствии намерения уклониться от исполнения контракта.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к выводу что с учетом исполнения контракта, основания для включения информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют. Меры по исполнению контракта предпринимались.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Заказчиком о включении ООО "Транс Строй" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены Комиссии Гареев Д.Р.
Фарваев А.А.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Фарваев А.А.
тел.(347)2163354
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 31 января 2024 г. N РНП-02-31/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2024