Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе: <_>
в присутствии представителя заказчика ГКУ РБ "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" <_> в режиме ВКС, директора ООО "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" <_>,
рассмотрев обращение ГКУ РБ "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" от 06.02.2024 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта Выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция здания Бурятского республиканского хореографического колледжа Республики Бурятия, г. Улан-Удэ ул. Ербанова д.3" (извещение N 0102200001620001045), в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Из обращения Заказчика следует, что 26 мая 2020 г. между ГКУ РБ "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" и ООО "Архитектурная мастерская "ПроектБайкал" заключен государственный контракт N0102200001620001045 на выполнение работ разработке проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция здания Бурятского республиканского хореографического колледжа Республики Бурятия". Цена контракта составила 6 456 100,00 руб. В соответствии с условиями контракта конечный срок выполнения работ (с учетом прохождения обязательных государственных экспертиз) - до 01.12.2020.
По состоянию на 25.01.2024 ООО "Архитектурная мастерская "ПроектБайкал" не исполнило обязательства по контракту. До настоящего времени не представлен результат работ, предусмотренный контрактом: разработанные Подрядчиком (генеральным проектировщиком) и принятые Государственным заказчиком Проектная документация и документы, содержащие результаты инженерных изысканий при наличии положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, достоверности определения сметной стоимости и положительного заключения государственной экологической экспертизы и Рабочая документация, согласованная со всеми заинтересованными сторонними организациями. ООО "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" направило проектную документацию на рассмотрение 02.08.2023 письмом N 88. По результатам рассмотрения проектной документации ГКУ РБ "УКС ПРБ" документация не принята в связи с отсутствием положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Кроме того, в связи с затягиванием сроков разработки проектной документации требуется повторное проведение инженерных изысканий ввиду истечения срока действия инженерно-изыскательской документации соответствии с СП 47.13330.2016, что влечет полную переработку проектной документации.
До настоящего времени проектная документация не доработана и не направлена на прохождение государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости, государственной экологической экспертизы. Подрядчик (проектировщик) нарушил конечный срок выполнения работ (п. 3 ст. 708 ГК РФ). В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и пунктом 14.4 Контракта Государственным заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с действующим законодательством. Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, заказчиком направлены сведения о включении ООО "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев представленные сторонами документы, установила следующее.
08.04.2020 в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме, номер извещения - 0102200001620001045.
26 мая 2020 года ГКУ РБ "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" и ООО "Архитектурная мастерская "ПроектБайкал" заключен государственный контракт N0102200001620001045 на выполнение работ разработке проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция здания Бурятского республиканского хореографического колледжа Республики Бурятия, г. Улан-Удэ ул. Ербанова д.3". Цена контракта составила 6 456 100,00 руб. В соответствии с условиями контракта конечный срок выполнения работ (с учетом прохождения обязательных государственных экспертиз) - до 01.12.2020.
В соответствии со следующими пунктами контракта:
2.1. Подрядчик (генеральный проектировщик) обязуется выполнить работы по разработке проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция здания Бурятского республиканского хореографического колледжа Республики Бурятия, г. Улан-Удэ ул. Ербанова д.3" (далее по тексту именуемый "Объект") в установленные Контрактом сроки, а также от имени Государственного заказчика направить Проектную документацию на государственную экспертизу для получения положительных заключений государственной экспертизы проектной документации, достоверности сметной стоимости и положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее - "положительное заключение государственной экспертизы") и согласовать Проектную документацию вместе с Государственным заказчиком со всеми компетентными государственными органами и органами местного самоуправления (далее - Работы), а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить результат Работ на условиях, указанных в Контракте.
2.2. Подрядчик (генеральный проектировщик) обязан разработать и передать Государственному заказчику Проектную и Рабочую документации, в том числе в форме электронных документов, документы содержащие результаты инженерных изысканий.
3.1 Перечень Исходных данных для проектирования установлен Приложением N 4 к Контракту ("Состав Исходных данных").
3.2 . Подрядчик (генеральный проектировщик) в течение 3 (трёх) рабочих дней осуществляет проверку достаточности для разработки Проектной документации и Рабочей документации, представленных ему Исходных данных и их соответствия применимым нормативным правовым актам, действующим на территории Российской Федерации, по результатам которой Подрядчик (генеральный проектировщик) подписывает и направляет Государственному заказчику двусторонний письменный акт приема-передачи Исходных данных либо направляет мотивированное письменное уведомление о необходимости предоставления недостающих Исходных данных и (или) о несоответствии их нормативным правовым актам, действующим на территории Российской Федерации (далее по тексту - "Уведомление").
3.3. Подрядчик (генеральный проектировщик) оказывает возможное содействие Государственному заказчику в получении недостающих и соответствующих Исходных данных.
3.4. Государственный заказчик в разумный срок с момента получения Уведомления обеспечивает передачу Подрядчику (генеральному проектировщику) недостающих Исходных данных, а также Исходных данных, соответствующих требованиям применимых нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации. При этом, в случае если задержка в предоставлении Государственным заказчиком достаточных и соответствующих Исходных данных повлечет невозможность исполнения Подрядчиком (генеральный проектировщиком) своих обязательств, предусмотренных Контрактом, исполнение которых обусловлено предоставлением Государственным заказчиком всех Исходных данных, Подрядчик (генеральный проектировщик) не несет ответственности за просрочку исполнения соответствующих обязательств.
6.1. Срок выполнения работ (с учетом прохождения обязательных государственных экспертиз). Начало выполнения работ: с даты заключения Контракта. Окончание выполнения работ: 01 декабря 2020 г. Окончание срока выполнения работ по Контракту не влечет прекращение неисполненных обязательств Сторон, в том числе гарантийных обязательств Подрядчика (генерального проектировщика).
На основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 14.4 контракта 25.01.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств по контракту, размещено в Единой информационной системе.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 06.02.2024.
Представителем общества на заседании комиссии даны следующие пояснения с приложением подтверждающих документов.
Контрактом не оговорено присутствие в единых конструкциях здания (в уровне его подвала) самостоятельного объекта недвижимости - защитное сооружение гражданской обороны N 512-4, указанное не позволяло приступить к работам согласно предмета контракта. В течении 2020-2023 г.г. ООО "АМ Проект Байкал" неоднократно обращалось о предоставлении разрешительной документации для проекта реконструкции здания колледжа без учета защитного сооружения, в письме Министерства культуры РБ содержится информация о планах переноса защитного сооружения в целях организации продолжения работ по разработке проектной документации (письмо N 86-01-01-И 1532/20 от 17.09.2020). В течении 2021-2023 года ООО "АМ Проект Байкал" неоднократно обращался к Заказчику с просьбой предоставить данную разрешительную документацию (письма N146 от 28.07.2021; N189 от 06.09.2021; N 29 от 17.02.2022). ООО "АМ Проект Байкал" не было возможности сформировать полный пакет исходно-разрешительной документации для формирования заявления и заключения договора на Государственную экспертизу проектной документации.
Также в документации выявлено несоответствие в "Техническом задании" п.п. 2.5; п.п. 2.7 (Приложение N2 контракта), противоречащее предмету контракта (согласно п.п. 2.5; 2.7 реконструкцией здания колледжа следовало предусмотреть концертный зал на 390 мест, эстрада с аванссценой и т.д. для проведения концертов классической музыки, хоровой музыки, эстрадного и джазового жанра). По завершению разработки и согласования с Заказчиком объемно-планировочных решений по проекту реконструкции хореографического колледжа ООО "АМ Проект Байкал" направлено Заказчику приведенная в соответствие форма Технического задания для актуализации контрактной документации, неоднократно направлялись обращения заказчику о необходимости актуализации Технического задания (письма N 233 от 01.12.2021; N 26 от 11.02.2022; N 29 от 17.02.2022). Техническое задание, не соответствующее предмету контракта, также не может быть предоставлено в органы Государственной экспертизы.
В соответствии с условиями контракта все исходные данные для проектирования должны были быть предоставлены Заказчиком подрядчику до 25.06.2020 года (приложение N3 к контракту). Остальные сроки выполнения работ подрядчиком зависят от сроков предоставления исходно-разрешительной документации. Предоставление исходно-разрешительной документации Заказчиком подрядчику растянулось на 2020-2023 г.г. На 17.02.2022 не предоставлены следующие исходные данные (письмо ООО "АМ Проект Байкал" N 29 от 17.02.2022): Разрешительная документация о выводе из реестра защитного сооружения. Актуализация градостроительного плана по решению о нулевых отступах от границ земельного участка. Актуализация Приложения N2 контрактной документации "Техническое задание" ТУ на технологическое присоединение к тепловым сетям. Разрешительная документация по земельным участкам для размещение тепловых сетей, сетей водоснабжения, водоотведения. ТУ на вынос электрических сетей, попадающих под пятно застройки.
Несмотря на недостатки и противоречия документации ООО "АМ Проект Байкал" выполнило работы по контракту: запроектированы и получены согласования объемно-планировочных решений согласно предмету контракта с Заказчиком и Министерством культуры РБ (письмо ГКУ РБ "УКС ПРБ" N 488 от 25.02.2021), отработано для приведения в соответствие "Задание на проектирование" в части п.п 2.5; п.п. 2.7 и передано Заказчику с просьбой привести "Техническое задание" в соответствие. Заключен договор субподряда на инженерные изыскания с ООО "ГеоСтройИзыскания", работы по договору выполнены в 2021 году. Заключен договор субподряда на документацию театрально-технологических систем с ООО "Театрпроект" г. Санкт-Петербург. Проектная документация согласно договору подготовлена в 2021 году, рабочая документация выполнена 09.03.2022. Подготовлена и передана проектная документация для прохождения Государственной экспертизы (накладная N14 от 22.10.2023). В 2023 году истек срок действия выполненных работ по инженерным изысканиям, также встал вопрос о полной переработке документации театрально-технологических систем (в связи со сложившимися санкционными условиями).
На июнь 2023 года Заказчиком не предоставлена исходно- разрешительная документация в полном объеме для формирования заявительной документации и заключения договора на прохождение Государственной экспертизы, проигнорировано обращение о финансировании возникшей потребности дополнительных затрат по независящим обстоятельствам, обществом принято решение об одностороннем расторжении контракта, о чем заказчик уведомлен (письмо ООО "АМ Проект Байкал" N 77 от 22.06.2023). Заказчик требует предоставить результаты выполненных работ (письмо ГКУ РБ "УКС ПРБ" N 1461 от 03.07.2023). 02.08.2023 выполненная документация передана Заказчику в электронном виде (письмо N 88 от 02.08.2023), комплект документации на бумажном носителе (накладная N 14 от 22.10.2023). За весь период своей деятельности с 2005 года ООО "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" разработала проектно-сметную документацию на более чем 200 объектов и практически всегда выполняла свои обязательства по подписанным договорам, государственным и муниципальным контрактам (портфолио прилагается).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Основанием для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно также учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Для возникновения таких правовых последствий как признание недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган обязан определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий контракта, необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия Бурятского УФАС России считает необходимым отметить, что из документов и сведений, представленных в распоряжение Комиссии, не следует вывод о наличии у подрядчика намерения на совершение умышленных действий, направленных на неисполнение контракта.
При рассмотрении материалов обращения Комиссией установлено, что подрядчиком принимались возможные меры и совершались действия с целью выполнения работ, являющихся предметом контракта. Более того, в соответствии с условиями контракта (приложение N 3 к контракту) все исходные данные для проектирования должны были быть предоставлены заказчиком подрядчику до 25.06.2020 года. Исходные данные предоставлялись заказчиком обществу на протяжении 2020-2023 годов, что подтверждается представленными документами и пояснениями сторон. Вместе с тем, исходные данные - это документация в составе согласно приложению N4 контракта, содержащая информацию, сведения и данные, необходимые для подготовки проектной документации и рабочей документации.
Согласно пункту 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
В пункте 14 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2017 года, разъяснено, что Закон о контрактной системе указывает лишь на необходимость закрепить в контракте саму возможность его расторжения в одностороннем порядке по правилам гражданского законодательства. При этом основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от договора установлены в Гражданском кодексе Российской Федерации и подлежат применению. Неуказание в контракте какого-либо конкретного существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для заявления одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права при наличии соответствующего основания в Гражданском кодексе Российской Федерации.
При осуществлении проверки одностороннего отказа от исполнения контракта антимонопольный орган оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение сторонами контракта процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной Законом, во избежание нарушения прав каждой из сторон контракта, установленных указанным законом.
При этом обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Бурятского УФАС России,
р е ш и л а:
отказать ГКУ РБ "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" во включении сведений в отношении ООО "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" (ИНН 032603350752), юридический адрес: 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Банзарова, дом 15) в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии |
|
|
Члены комиссии |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 13 февраля 2024 г. N 003/10/104-63/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2024