Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя управления - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - М.А. Грицай, начальника отдела, С.Д. Купцовой, ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - КГБУЗ ККОКБ им. профессора П.Г.Макарова (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об индивидуальном предпринимателе Калашниковой Ларисе Александровне (ИНН 246606603560) (далее - ИП) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку инструментов и приспособлений офтальмологических (краситель глазной), извещение N0319200056823000171, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ИП Калашниковой Л.А. (далее - ИП, поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, номер извещения N0319200056823000171 (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения обществом условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по электронным адресам заказчика и ИП было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о
недобросовестных поставщиках.
До заседания Комиссии ИП и заказчик представили документы и материалы, истребованные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
До начала рассмотрения жалобы по существу ИП было направлено ходатайство о рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи (далее - ВКС). Ходатайство было удовлетворено Комиссией Красноярского УФАС России.
В назначенное время посредством ВКС подключился представитель ИП (личность удостоверена, полномочия подтверждены), лично на заседании присутствовали представили заказчика (личности удостоверены, полномочия подтверждены).
Из обращения заказчика следует, что между заказчиком и ИП был заключен контракт, по условиям которого ИП принял на себя обязательства на поставку инструментов и приспособлений офтальмологических (краситель глазной).
Поскольку поставщиком было допущено нарушение существенного условия исполнения контракта, а именно: в обусловленный контрактом срок поставка не была осуществлена в полном объеме, заказчиком 29.12.2023 было принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
В течение 10 (десяти) дней с момента надлежащего уведомления ИП нарушение, послужившее основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе, не устранено, что послужило основанием для подачи обращения в адрес Красноярского УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Со стороны ИП Комиссии были представлены в письменной форме пояснения о причинах, препятствовавших ИП в исполнении надлежащим образом условий контракта, с приложением документов, подтверждающих, по мнению поставщика, отсутствие фактов его недобросовестности при исполнении контракта.
Рассмотрев обращение заказчика, документы и сведения, представленные заказчиком к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, а также размещенные в единой информационной системе при проведении электронного аукциона, заключении, исполнении и расторжении контракта, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
В связи с возникшей потребностью, заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку инструментов и приспособлений офтальмологических (краситель глазной) с установлением начальной (максимальной) цены контракта 123 240,00 рублей.
На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.10.2023 NИЭА1 с обществом был заключен контракт от 13.11.2023 N171-23а на сумму 122 623,80 рублей.
Проанализировав Контракт, Комиссия установила что Контракт был заключен на следующих условиях.
Пунктом 1.1. раздела 1 Контракта установлено следующее: "В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку инструментов и приспособлений офтальмологических (краситель глазной) (ОКПД2: 32.50.13.120) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется в :порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар".
Разделом 3 Контракта установлены права и обязанности сторон.
Пунктом 5.1 раздела 5 Контракта 5.1. определено, что поставка товара осуществляется поставщиком в место доставки на условиях, указанных в п. 1.3 Контракта, в течение 15 календарных дней с даты заключения Контракта.
Согласно пункту 5.2. того же раздела Контракта фактической датой поставки считается дата, указанная в документе о приемке.
Разделом 12 Контракта предусмотрено: "12.1. Контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует по 31.12.2023, а в части осуществления расчетов по Контракту и ответственности Сторон, предусмотренной разделом 9 Контракта, - до полного исполнения Сторонами взаимных обязательств
12.2. Изменение существенных условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктами 2.4, 2.5, 2.6 Контракта, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе.
12.3. Все изменения Контракта должны быть совершены в письменном виде и оформлены дополнительными соглашениями к Контракту. При наличии технической возможности допускается заключение дополнительных соглашений к Контракту в электронной форме в ЕИС.
12.4. Расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
12.5. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
12.6. Расторжение настоящего Контракта в связи с односторонним отказом стороны от исполнения Контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
12.7. В случае если Заказчиком проведена экспертиза поставленного Товара с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного Товара в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
12.8. Существенные условия Контракта могут быть изменены только в случаях, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе".
Комиссия, изучив представленные материалы, установила, что регламентированный срок поставки товара установлен до 28.11.2023.
Из анализа представленных пояснений Комиссией установлено, что ИП до принятия участия в закупке, направил техническое задание закупаемого товара производителю для уточнения наличия такого товара, на что был получен от последнего положительный ответ, а также документы, подтверждающие соответствия товара требованиям извещения. Данный факт подтвержден скриншотами переписки от 26.10.2023, доказательств иного не представлено.
Однако, из представленных ИП документов следует, что в период исполнения контракта у производителя возникли сложности по доставке товара.
Согласно пояснениям заказчика, по состоянию на 06.12.2023 товар в адрес заказчика не поступил, в результате чего заказчик в адрес ИП направил письмо N1843 с требованиям об оплате неустойки за нарушение сроков поставки.
07.12.2023 в ответ на вышеуказанное письмо ИП направил письмо с просьбой списать неустойку из оплаты по контракту.
08.12.2023 Заказчик в адрес ИП направил письмо N1866 с указанием на то, что сроки поставки товара нарушены.
В ответ на вышеуказанную претензию ИП сообщил, что готов поставить товар до 18.12.2023.
Таким образом, товар был поставлен в адрес заказчика 18.12.2023, что подтверждено товарной накладной NЦБ-1685, размещенной в ЕИС.
Однако, согласно акту приемки товара от 19.12.2023, заказчиком была проведена экспертиза в соответствии с условиями контракта, в ходе которой было выявлено, что характеристики поставленного товара не соответствовали параметрам, установленным в контракте.
20.12.2023 заказчик в адрес ИП направил письмо N1921 с требованием оплатить неустойку и поставить товар, соответствующий требованиям контракта, до 28.12.2023.
На заседании представитель ИП пояснил, что поставщик был уверен в том, что товар соответствует требованиям технического задания, так как, как уже отмечалось выше, до подачи заявки для участия в закупке, ИП направлял запрос контрагенту для уточнения наличия товара, требуемого к поставке. Однако, после отказа в приемке, ИП для устранения сложившейся ситуации незамедлительно направил запросы другим производителям для поиска товара, что подтверждено скриншотами переписок.
После чего, ИП в адрес заказчика направил письмо N1389/1223 от 29.12.2023 о том, что готов поставить товар, который будет соответствовать условиям контракта, что подтверждено документами о приобретении такого товара, а именно платежным поручением N97 от 28.12.2023. Однако, в связи с тем, что товар производится не на территории России, сроки поставки контрагентом установлены до 25.01.2024.
Однако, по состоянию на 29.12.2023 товар не был поставлен, срок действия контракта истекал 31.12.2023, в связи с чем заказчиком было принято решение об односторонне отказе от исполнения контракта на основании части 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ, части 15 статьи 95 Федерального Закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 3.3.5 12.5 Контракта.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно статье 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что ИП были нарушены существенные условия Контракта, поскольку товар, предусмотренный Контрактом, не был поставлен, ввиду чего Заказчик лишается того, на что рассчитывал при заключении Контракта.
Учитывая истечение срока, предоставленное на поставку товара и фактическое неисполнение вышеуказанных обязательств в полном объеме, заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное пунктом 2 статьи 715, статьей 783 ГК РФ, пунктом 12.1 контракта, частями 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, принял 29.12.2023 решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта урегулирована частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании сведений ЕИС Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 29.12.2023, что соответствует условиям, определенным частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Следовательно, с 29.12.2023 исполнитель в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим образом уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Комиссией не установлено, что ИП устранило нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения о расторжении контракта, ввиду чего контракт считается расторгнутым с 10.01.2024.
В период срока, предоставленного ИП на устранение причин, послуживших принятию заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта, как было указано ранее, поставщиком был приобретен товар иностранного производителя с характеристиками, удовлетворяющими потребности заказчика. Вместе с тем, осуществить поставку в десятидневный срок у поставщика не представлялось возможным в связи с необходимость ввоза товара с территории иностранного государства.
Однако комиссия, учитывая представленные поставщиком платежные документы, свидетельствующий о приобретении товара, приходит к выводу, что поставщик не имел намерений уклониться от исполнения условий контракта, что исключает в его действиях признаки недобросовестности.
Вместе с тем, проанализировав сведения об исполнении контракта, размещенные в ЕИС, Комиссия Красноярского УФАС России установила, что заказчиком статус "Исполнение завершено" в отношении рассматриваемого контракта изменен 05.02.2024, что так же исключает в действия заказчика нарушения процедуры одностороннего расторжения контратака.
Кроме того, Комиссия Красноярского УФАС России отмечает о наличии информации об оплате ИП выставленной заказчиком неустойки, что также свидетельствует о добросовестности его действий по исполнению условий контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия, оценивая вышеуказанные обстоятельства в рамках своих полномочий, а также иные действия, совершенные ИП и заказчиком, приходит к выводу, что действия ИП были направлены на поставку товара, предусмотренного контрактом. Доказательств умышленного и намеренного уклонения исполнителя от исполнения обязательств по контракту или иных неопровержимых доказательств недобросовестного поведения исполнителя Комиссии представлено не было, факт существования таких доказательств Комиссией не установлен.
Красноярское УФАС России отмечает, что Комиссия не приходит к выводу, что заказчиком принято неправомерное решение или что заказчиком нарушена процедура расторжения контракта, а лишь приходит к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что ИП должно быть подвержено такой санкции, как включение в РНП. При этом Комиссия отмечает, что за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). При этом такая мера ответственности, как включение в РНП предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
Вместе с тем, включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой, как уже было отмечено выше, специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Также Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Постановления Правительства от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Учитывая изложенное выше и тот факт, что ИП представлены доказательства того, что им принимались меры для надлежащего исполнения условий контракта, Комиссия не находит оснований для включения сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении индивидуального предпринимателя Калашниковой Ларисы Александровны (ИНН 246606603560) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
С.Д. Купцова
Исп.Купцова С.Д.
тел.211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 февраля 2024 г. N 024/10/104-283/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2024