Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - Комитета по дорожному хозяйству и транспорту г. Барнаула: Науменко М.В.;
от ИП Усольцева Николая Борисовича: лично
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - Комитета по дорожному хозяйству и транспорту г. Барнаула о включении сведений об ИП Усольцеве Николае Борисовиче в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки N 0317300301923001750 "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок города Барнаула N 37", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Комитета по дорожному хозяйству и транспорту г. Барнаула (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП Усольцеве Н.Б. (далее - Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки N 0317300301923001750 "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок города Барнаула N 37".
Представитель Заказчика пояснила, что Подрядчик условия контракта не исполнил, в связи с чем, последний обратился для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
ИП Усольцев Н.Б. пояснил, что обслуживая данный маршрут, предприятие несет убытки.
09 декабря 2023 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам:
28.11.2023 г. между Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, и Индивидуальным предпринимателем Усольцевым Николаем Борисовичем по результатам аукциона, объявленного Извещением от "09" ноября 2023 г. N 0317300301923001750, на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от "17" ноября 2023 г. N был заключен муниципальный контракт (далее - Контракт) о нижеследующем:
Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок города Барнаула N37 (далее - работы) по маршруту, параметры которого установлены Параметрами маршрута (Приложение N1 к Контракту), а Заказчик принять и оплатить эти работы (пункт 1.1 Контракта).
Цена контракта 5 558 079,17 руб.
Сроки начала выполнения работ: подрядчик приступает к выполнению работ в течение трех календарных дней с даты заключения контракта, но не ранее 01.12.2023.
Срок окончания выполнения работ: 30.11.2024 г. включительно (пункт 1.8 Контракта).
Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до "24" декабря 2024 г. включительно (пункт 9.1 Контракта).
Пунктом 6 приложения N 1 к Контракту определены графики движения транспортных средств малого класса в количестве пяти единиц в будние дни и четырех единиц в выходные дни.
Номер графика |
Класс транспортного средства |
Начало движения (часы и минуты) |
Окончание движения (часы и минуты) |
Продолжительность работы, час |
Пробег транспортного средства, км |
||||
Рабочие дни |
Вых. и празд. дни |
Рабочие дни |
Вых. и празд. дни |
Рабочие дни |
Вых. и празд. дни |
Рабочие дни |
Вых. и празд. дни |
||
1 |
малый |
05.47 |
05.57 |
20.41 |
19.43 |
12,56 |
12,08 |
272,72 |
274,95 |
2 |
малый |
06.17 |
06.32 |
21.11 |
20.18 |
12,56 |
12,08 |
272,72 |
274,95 |
3 |
малый |
06.47 |
07.07 |
19.12 |
20.53 |
10,29 |
12,08 |
223,43 |
274,95 |
4 |
малый |
07.16 |
06.35 |
19.41 |
19.09 |
10,29 |
11,06 |
223,43 |
251,74 |
5 |
малый |
06.32 |
- |
20.11 |
- |
11,51 |
- |
249,92 |
- |
В соответствии с пунктом 5.4.5 Контракта, Подрядчик обязан использовать для осуществления перевозок транспортные средства количество, характеристики и оборудование которых соответствует условиям Контракта.
Заказчиком был проведен анализ исполнения условий Контракта. Согласно ежедневной сводке работы автобусов, маршрутных такси и электротранспорта по часам суток работа транспортных средств на линии была обеспечена в количестве:
Автобусный маршрут |
08.01.2024 |
09.01.2024 |
10.01.2024 |
11.01.2024 |
12.01.2024 |
13.01.2024 |
14.01.2024 |
N 37 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
В связи с тем, что ИП Усольцев Н.Б не исполнил принятые на себя обязательству по Контракту, 19.01.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения об ИП Усольцеве Н.Б. направлены для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, рассмотрев представленные документы, проведя внеплановую проверку, полагает, что сведения о Подрядчике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков силу ниже следующего:
статьей 309 ГК РФ определено, что, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу части 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно условиям заключенного контракта, Подрядчик обязуется выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам и маршруту.
Из обстоятельств дела усматривается, что Подрядчик условия Контракта не выполнил.
Более того, из письма ИП Усольцева Н.Б. от 11.01.2024 г. следует, что Подрядчик просил Заказчика расторгнуть Контракт по соглашению сторон, поскольку предприятие несет убытки в связи с нехваткой водительского состава, с открытием путепровода на проспекте Ленина и возобновлением трамвайных маршрутов на поселок Восточный, с ухудшением пассажиропотока данного маршрута.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Условиями заключенного контракта (п.11.1, 11.2) предусмотрено, что Контракт может быть расторгнут по основаниям в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Сторона вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с существенным нарушением другой Стороной условий Контракта, иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, в порядке и сроки, определенные ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В силу части 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Исходя из требования Заказчика об уплате штрафа (N 200/152/исх-94 от 17.01.2024 г.) недостатки результата работы ИП Усольцевым Н.Б. не были устранены (допущено ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных Контрактом).
В связи с чем, 19.01.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку Контракт надлежащим образом не исполнен, Заказчик в действительности лишился того, на что вправе был рассчитывать при осуществлении закупки.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Для внесения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков, необходим, в том числе, факт расторжения заключенного контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением им условий контракта, при условии, что это предусмотрено контрактом.
Решение Заказчика вступило в законную силу 02.02.2024 г., Контракт расторгнут.
Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в целях обеспечения единства практики применения судами раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации разъяснено, что согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, Подрядчик несет риски, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе связанные с участием в государственных закупках, с установлением необходимых договорных отношений с третьими лицами, подбором персонала и так далее.
Принимая решение об участии в закупке, подавая заявку и делая ценовое предложение, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем.
ИП Усольцев Н.Б. не представил доказательств своего добросовестного поведения, напротив предложил Заказчику расторгнуть Контракт по соглашению сторон, что подтверждает факт уклонения от исполнения контракта.
В силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Включение сведений в недобросовестных не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 N ВАС-5621/12).
Оценив представленные документы, Комиссия приходит к выводу о том, что Подрядчик не надлежащим образом исполнил обязательства по Контракту, не проявил должной заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях исполнения Контракта.
Следовательно, сведения об ИП Усольцеве Н.Б. подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об индивидуальном предпринимателе Усольцеве Николае Борисовиче (ИНН222507079458, 656064 г. Барнаул, ул. Заповедная, 2) сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_____________________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 9 февраля 2024 г. N 022/10/104-108/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2024