рассмотрев материалы дела N 7-3/121 по обращению Муниципального казенного учреждения "Управление хозяйственного обслуживания" Солнечного муниципального района Хабаровского края о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "РусАвто" (ИНН: 2700006347) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 16.11.2023 N 0122300026923000100 на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (извещение N 0122300026923000100),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 16.11.2023 N 0122300026923000100 на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств между Муниципальным казенным учреждением "Управление хозяйственного обслуживания" Солнечного муниципального района Хабаровского края и ООО "РусАвто" заключен по результатам проведения аукциона в электронной форме N 0122300026923000100 (далее - контракт).
В соответствии с п. 1.1 контракта Исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок Оказать услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения муниципальных нужд (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
Согласно п. 2.1 контракта услуги оказываются Исполнителем в соответствии с требованиями технической части (далее - ТЧ) (приложение N1), являющегося неотъемлемой частью настоящего Контракта, а также техническими нормами, требованиями общепринятых стандартов качества, эксплуатационно-техническими и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации выполнения работ и оказания услуг, действующими в Российской Федерации и (или) определяемыми заводами-изготовителями основных изделий автомобилей.
Содержание и сроки оказания услуг определяются в календарном плане оказания услуг (приложение N 2), являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта (п. 2.2 контракта).
В соответствии с п.п. "а" п. 3.2 контракта Исполнитель обязан оказать услуги в соответствии с ТЧ в предусмотренный настоящим Контрактом срок.
Согласно п. 4.1 контракта услуги (этапы услуг) оказываются в сроки, указанные в календарном плане оказания услуг.
Начало оказания услуг - с 01.01.2024.
Окончание оказания услуг - 30.06.2024.
Согласно п. 14.7 контракта настоящий Контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 2 Приложения N1 к контракту "Техническая часть" работы по ремонту транспортных средств включают в себя диагностические, ремонтные работы всех узлов и агрегатов служебного транспорта (в том числе работы по ремонту электрооборудования), установка развала-схождения колес, шиномонтажные, балансировочные, жестяно-сварочные, слесарные, арматурные, покрасочные и полировочные работы, перечисленные в Приложениях N 1,2 технической части "Перечень работ по ремонту российских/иностранных ТС".
При проведении работ допускается установка на автотранспортные средства только оригинальных запасных частей и расходных материалов, рекомендуемых заводами-изготовителями автотранспортных средств.
Согласно п. 5 Приложения N1 к контракту "Техническая часть" Исполнитель обязан выполнять работы в следующем порядке: при приемке автотранспортного средства Заказчика провести проверку (диагностирование) технического состояния автотранспортного средства на предмет наличия неисправностей, запрещающих его эксплуатацию. После определения технического состояния в присутствии уполномоченного представителя Заказчика составить заказ-наряд. В заказе-наряде указывается: марка (модель), государственный номер транспортного средства, характер неисправностей, перечень работ, стоимость работ, перечень заменяемых запасных частей, стоимость каждой запасной части, срок работ, дата и время принятия Исполнителем автотранспортного средства. Заказ-наряд должен быть подписан уполномоченным представителем Заказчика. Заказчик в течение одного рабочего дня рассматривает заказ-наряде и принимает решение о проведении ремонта с подписанием заказа-наряда или об отказе путем направления Исполнителю соответствующего уведомления. Работы не указанные в заказ-наряде и произведенные без согласования с Заказчиком, оплате не подлежат. После согласования с Заказчиком производить работы в сроки, предусмотренные в Контракте и Техническом задании и согласованные в заказ-наряде. Исполнитель обязан возместить Заказчику в полном объеме ущерб, причиненный в ходе выполнения работ (оказания услуг), если ущерб нанесен Исполнителем по его вине, либо восстановить поврежденное имущество за свой счет и своими силами.
Приложением N1 к контракту "Техническая часть" установлен перечень транспортных средств:
N п/п |
Марка ТС |
Год выпуска |
1 |
MITSUBISHI PAJERO |
1997 |
2 |
TOYOTA CAMRY |
2009 |
3 |
MITSUBISHI PAJERO |
2001 |
4 |
TOYOTA LAND CRUISER PRADO |
2011 |
5 |
TOYOTA TOYACE |
1991 |
6 |
LADA 21310 |
2012 |
7 |
UAZ PATRIOT |
2022 |
8 |
UAZ PATRIOT |
2013 |
9 |
TOYOTA HIACE |
1994 |
10 |
ПАЗ 320370-08 |
2019 |
11 |
NISSAN URVAN |
2004 |
12 |
Погрузчик DIGGER |
2011 |
13 |
UAZ PATRIOT |
2017 |
14 |
UAZ PATRIOT |
2022 |
|
Всего: 14 единиц |
Как установлено материалами дела 16.01.2024 Обществом направлено письмо в адрес Заказчика с просьбой расторгнуть контракт по соглашению сторон в связи с невозможностью оказания услуг должным образом ввиду технической поломки оборудования.
18.01.2024 Заказчиком направлен заказ-наряд в котором указано, что для оказания услуг по ремонту автомобиля марки TOYOTA HIACE, перечень услуг: приобрести радиатор охлаждения.
22.01.2023 Обществом отказано в оказании услуг, ввиду отсутствия возможности, о чем сделана запись на заказ-наряде.
24.01.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с отказом в выполнении работ Обществом.
В результате изучения материалов дела 7-3/121, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
24.01.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
06.02.2024 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что приложением к контракту N1 "Техническая часть" установлен конкретный порядок действий для оказания услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортного средства. Так, в первую очередь необходимо провести проверку (диагностирование) технического состояния автотранспортного средства на предмет наличия неисправностей, запрещающих его эксплуатацию и только потом в присутствии уполномоченного представителя Заказчика Исполнителем составляется заказ-наряд.
Вместе с тем, как пояснил директор Общества, автомобиль марки TOYOTA HIACE на СТОА Общества не поступал. Однако Заказчиком в нарушение порядка действий, без диагностики автомобиля составлен заказ-наряд, который в свою очередь в соответствии с контрактом составляется Обществом в присутствии представителя Заказчика.
Таким образом, отказ Общества в оказании услуг не может служить основанием для принятия решения об одностороннем отказе, поскольку Заказчиком нарушен порядок действий для оказания услуг по диагностике.
Также не является основанием для принятия решения об одностороннем отказе письмо Общества от 16.01.2024 о расторжении контракта по соглашению сторон в связи с невозможностью оказания услуг должным образом ввиду технической поломки оборудования.
Срок исполнения контракта с 01.01.2024 по 30.06.2024. Заказчиком в период исполнения контракта направлялся только один заказ-наряд, иных заявок Обществу не направлялось, равным образом не направлялись в адрес Общества письма и претензии.
Также директор Общества пояснил, что готов был оказывать работы в соответствии с контрактом.
Из анализа представленных в материалы дела документов, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО "РусАвто" не имело возможности оказывать услуги по контракту, в связи с принятием решения об одностороннем отказе до срока окончания работ.
При этом само по себе нарушение исполнения Обществом обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Обществом обязательств, в соответствии с разделом 9 контракта может являться основанием для начисления Заказчиком неустоек (штрафов, пеней), однако без наличия доказательств, подтверждающих наличие умышленных действий (бездействия) Исполнителя в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, не является самостоятельным и достаточным основанием для включения сведений об ООО "РусАвто" в реестр недобросовестных поставщиков.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях: а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика; б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанных в п. 15 Правил, а также об отсутствии умышленного неисполнения ООО "РусАвто" условий контракта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - Муниципальное казенное учреждение "Управление хозяйственного обслуживания" Солнечного муниципального района Хабаровского края в отношении ООО "РусАвто" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 12 февраля 2024 г. N РНП-27-75
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2024