Резолютивная часть решения объявлена 14.02.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14.02.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: * И.И. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
Члены Комиссии: * О.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; * О.С. - специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
в отсутствие надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения представителей Областного Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения "Иркутская Областная Инфекционная Клиническая Больница" (далее - Заказчик); ООО "ТАЛИОН" (далее - Участник закупки, Общество);
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "ТАЛИОН" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения Электронного аукциона "Оказание услуг по вывозу медицинских отходов класса А (подобных коммунальным)", извещение N 0134200000123005375, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 07 февраля 2024 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "ТАЛИОН" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "ТАЛИОН" принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном ч. 19 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, в связи с чем Заказчиком направлено рассматриваемое обращение о включении информации в Реестр.
ООО "ТАЛИОН" не представлены письменные пояснения и документы, запрашиваемые в уведомлении Иркутского УФАС России N038/149/24 от 08.02.2024.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, включается в Реестр.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что 28 ноября 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение N 0134200000123005375 об осуществлении электронного аукциона "Оказание услуг по вывозу медицинских отходов класса А (подобных коммунальным)" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 128 877,35 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок 06.12.2023 09:00 (МСК+5).
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.12.2023 NИЭА1 По окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке. В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 52 Закона 44-ФЗ, электронная процедура признана несостоявшейся.
18.12.2023 между заказчиком и ООО "Талион" заключен контракт N 19-ЭА/24 на Оказание услуг по вывозу медицинских отходов класса А (подобных коммунальным).
Согласно п. 1.1. Контракта Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по вывозу медицинских отходов класса А, (подобных коммунальным) (далее - Услуги) в объеме, установленном в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные Услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 3.1. Контракта Срок оказания Услуг Исполнителем по Контракту в полном объеме: с момента заключения Контракта, но не ранее (01.01.2024) по 31.12.2024 г., ежемесячно, три раза в неделю (понедельник, среда, пятница) в соответствии с Техническим заданием (Приложение 1 к Контракту).
Из пояснений Заказчика - В нарушение условий Контракта, Исполнитель не оказал услуги по регулярной вывозке медицинских отходов класса А, (подобных коммунальным) образующихся на объектах Заказчика.
Исполнителю было направлено Письменное уведомление N 64 от 18.01.2024 г о просрочке исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, неоказании услуг. Также в письменном уведомлении Исполнитель был уведомлен о праве Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта с учетом положений статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В ответ на Письменное уведомление N 64 от 18.01.2024 г исполнитель ООО "ТАЛИОН" ответил исх.N 1653 от 23.01.2024 г что у общества ООО "ТАЛИОН" нет и не будет возможности исполнить обязательства по Контракту.
ООО "ТАЛИОН" принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 19 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п. 9.8. Контракта стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно части 2 ст. 782 ГК РФ Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
На основании изложенного, расторжение контракта с заказчиком на основании части 19 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ допускается в случае наличия положения контракта, предусматривающего возможность одностороннего отказа стороны контракта от исполнения такого контракта в связи с существенным нарушением его другой стороной. (Письмо ФАС России от 13.09.2018 N ИА/73410/18)
Кроме того, в соответствии с частью 20 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику.
Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.
С учетом указанной нормы Закона о контрактной системе необходимо проверить осуществление поставщиком (подрядчиком, исполнителем) следующих действий:
- направление решения поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте;
- направление решения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчику телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование направления такого решения и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику.
Неисполнение вышеперечисленных действий свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 21 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления заказчика о принятом решении поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 21 статьи 95 Закона о контрактной системе.
При этом, необходимо учитывать, что в соответствии с частью 22 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Из пояснений заказчика следует, что Заказчик (ОГБУЗ "ИОИКБ") получил уведомление о одностороннем отказе от исполнения Контракта сформированный исполнителем (ООО "ТАЛИОН") в ЕИС N 1 от 24.01.2024 г. Исполнитель отказался исполнять взятые на себя обязанности по Контракту N 19-ЭА/24 от 18.12.2023 г. ссылаясь на предстоящее прекращение деятельности (ООО "Талион").
Таким образом, комиссией установлено, что дата надлежащего уведомления заказчика о принятом решении поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта - 24.01.2024 г.
Соответственно дата вступления соответствующего решения - 05.02.2024.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу, что при исполнении Контракта ООО "ТАЛИОН" проявило недобросовестное поведение по отношению к Заказчику, не исполнило в установленные сроки свои обязательства по Контракту.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, ООО "ТАЛИОН" несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Действуя в рамках заключения и исполнения Контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы Заказчика, приходит к выводу о виновности участника закупки в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Указанная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Также по мнению Верховного суда РФ под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Доказательства, свидетельствующие о невозможности Обществом выполнить работы в соответствии с условиями Контракта либо доказательства того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ООО "ТАЛИОН" не представлены, Комиссией самостоятельно не добыто.
Наличие иных не зависящих от ООО "ТАЛИОН" причин, препятствовавших ему надлежащим образом исполнить свои обязательства по Контракту, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
Кроме того, ООО "ТАЛИОН", при подаче заявки на участие в электронном аукционе, согласилось на участие в данном аукционе со всеми условиями, указанными Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "ТАЛИОН" не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные Контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях ООО "ТАЛИОН" как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
Учитывая соблюдение процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение ООО "ТАЛИОН", выразившееся в ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок Контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии Иркутского УФАС имеются все основания для включения сведений об ООО "ТАЛИОН" в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Принимая указанное решение, Комиссия учитывала тот факт, что Общество ранее уже неоднократно включено в реестр недобросовестных поставщиков, на момент рассмотрения данного обращения находится в реестре недобросовестных поставщиков, а также от представителей Общества не поступило никаких письменных пояснений о причинах нарушения обязательств по контракту.
Проанализировав представленные доказательства, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком обоснованно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и принятии решения о направлении обращения в Иркутское УФАС России о включении сведений в отношении ООО "ТАЛИОН" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества c Ограниченной Ответственностью "ТАЛИОН" (680000, Хабаровский край, г.о., ГОРОД ХАБАРОВСК, Г ХАБАРОВСК, УЛ ЗАПАРИНА, Д. 87, ПОМЕЩ. II (24-33), ИНН: 2722137470), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года;
2. Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица и Сведения об участниках / учредителях юридического лица (*, ИНН 270308566906) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года;
3. Направить копии решения сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 14 февраля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2024