Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", рассмотрела обращение ГБУ "Управление автомобильных дорог Владимирской области" о включении информации об ООО "Интеллектуальные системы управления" (ИНН 5836640242, юридический адрес: 440000, Пензенская область, г. Пенза, ул. Плеханова, д. 18, кв. 81) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в виду расторжения контракта N145 от 07.11.2023 г. на выполнение комплекса работ по паспортизации, разработке проектов организации дорожного движения (ПОДД), формированию и обновлению электронного банка данных по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Владимирской области, в открытом заседании, в присутствии представителей заказчика - ГБУ "Управление автомобильных дорог Владимирской области" (доверенность N 106 от 13.10.2023 г., доверенность N 14 от 05.02.2024 г.), представителя ООО "Интеллектуальные системы управления" (доверенность от 09.01.2024 г.).
14.02.2024 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 и частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков Комиссией был объявлен перерыв до 15.02.2024 г.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
08.02.2024 г. во Владимирское УФАС России поступило обращение ГБУ "Управление автомобильных дорог Владимирской области" (далее - заказчик) о включении информации об ООО "Интеллектуальные системы управления" (далее - подрядчик, Общество, ООО "ИСУ") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в виду расторжения контракта на выполнение комплекса работ по паспортизации, разработке проектов организации дорожного движения (ПОДД), формированию и обновлению электронного банка данных по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Владимирской области (N закупки 0128200000123004961, ИКЗ 232332901065733290100100070017120244).
Из обращения заказчика следует, что 07.11.2023 г. между заказчиком и подрядчиком заключен контракт N 145 на выполнение комплекса работ по паспортизации, разработке проектов организации дорожного движения (ПОДД), формированию и обновлению электронного банка данных по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Владимирской области (далее контракт).
Приложением N2 к контракту (календарным планом работ) установлен срок окончания работ - 21.12.2023 г.
13.12.2023 г. подрядчику направлена претензия N 09-8546 о нарушении согласованных сроков выполнения работ по контракту, необходимости надлежащим образом выполнить условия контракта, завершить выполнение работ и сдать результат заказчику в срок, установленный в контракте. 27.12.2023 г. подрядчику предъявлена претензия N 09-8892 о необходимости выполнить работы в полном объеме до 09.01.2024 г. и сдать заказчику результаты работ.
По состоянию на 24.01.2024 г. обязательства по контракту не исполнены и заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N14-351.
Представитель ООО "ИСУ" на заседании комиссии Владимирского УФАС России пояснил следующее.
По результатам осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме (N 0128200000123004961) между заказчиком и Обществом заключен контракт N 145 от 07.11.2023 г., согласно условиям которого подрядчик обязуется выполнить работы по комплексу работ по паспортизации, разработке проектов организации дорожного движения (ПОДД), формированию и обновлению электронного банка данных по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Владимирской области (далее - работы), в сроки, предусмотренные контрактом, а заказчик обязуется принять надлежащим образом выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно условиям Технического задания (приложение N 1 к контракту) предусмотрено поэтапное выполнение работ: подготовительные работы, полевые работы, камеральные работы, передача результатов работ заказчику.
Начало работ - с даты заключения контракта. Окончание работ - 21.12.2023 г.
Во исполнение контракта, работы со стороны ООО "ИСУ" выполнялись согласно календарному графику, который во исполнение пункта 12.1 технического задания, Общество в течение 10 рабочих дней с момента заключения контракта разработал и согласовал с заказчиком (письма 15.11.2023 N 327/11-2023;16.11.2023 N 329/11-2023;17.11.2023 N 04-7830).
Согласно пункту 8.1 технического задания заказчик предоставляет подрядчику следующие материалы: технические паспорта на автомобильные дороги прошлых лет; актуальные данные диагностики автомобильных работ; проекты организации дорожного движения прошлых лет; паспортные и проектные сведения об инженерных сооружениях; информацию о выполненных ремонтных работах за предыдущие периоды; имеющийся картографический материал. В ответ на запрос Общества заказчик 10.11.2023 г. направил запрашиваемые исходные данные на электронную почту подрядчика.
15.11.2023 письмом N 325/11-2023 Общество во исполнение пункта 12.1 технического задания направило следующие документы: документы (копии свидетельств о поверке), подтверждающие готовность передвижных лабораторий, приборов и оборудования к выполнению работ; информацию о составе бригад. Во исполнение пункта 8.2 технического задания Общество направило акты начальных и конечных точек и особенностей прохождения автомобильных дорог (письмо N 328/11-2023 от 15.11.2023). Одновременно Общество просило предоставить доступ к web-сервису - геопортал ГИС IndorRoad для отображения в нем автомобильных дорог.
В письме от 22.11.2023 г. N 04-7946 заказчик согласовал акты начальных и конечных точек и особенностей прохождения автомобильных дорог и согласовало их кроме акта на автомобильную дорогу Колокша-Кольчугино-Александров-Верхние Дворики.
24.11.2023 г. заказчик направил письмо N 20-8009, сообщив о возможности доступа к web-сервису заказчика - геопорталу ГИС IndorRoad только в здании учреждения.
29.11.2023 г. подрядчику был предоставлен доступ к web-сервису-геопорталу ГИС IndorROAD, необходимые данные по автомобильным дорогам, согласно перечню, были внесены, о чем Общество уведомило заказчика письмом N347/11-2023.
Общество письмом от 21.11.2023 г. проинформировало заказчика о приостановке выполнения работ по контракту с 27.11.2023 г. по причине ухудшения погодных условий. 21.11.2023 г. в месте проведения полевых работ установился устойчивый снежный покров, что не позволяет выполнить полевые работы в соответствии с техническим заданием, качественно и в срок. Дополнительно сообщено, что контрактом предусмотрена необходимость определения местоположения сооружений на местности, географических координат, размеров конструкций и элементов искусственных сооружений, измерение параметров насыпи над трубой и т.д., фотофиксация искусственных сооружений, то есть работ, требующих проведение натурных исследований, достоверное проведение которых возможно при благоприятных погодных условиях, в бесснежный период, на территории, свободной от снежного покрова. Одновременно указано, что работы будут возобновлены при наступлении благоприятных погодных условий- бесснежного периода. Кроме того, сообщено, что на настоящий момент работы по аэрофотосъемке выполнены в полном объеме, геодезические работы выполнены на 100,0 км по автомобильным дорогам.
Заказчик письмом от 21.11.2023 N04-7893 ответил, что работы должны быть выполнены в установленные контрактом сроки, но по сухой проезжей части, погода должна быть без осадков и тумана.
Письмом от 22.12.2023 г. N04-8780 заказчик направил акт выявленных недостатков.
Письмом от 27.12.2023 г. N09-8892 заказчик направил претензию, указав обязательство подрядчика по исполнению контракта в установленный срок.
24.01.2024 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, мотивированное нарушением подрядчиком обязательств по объему и сроку выполнения работ по контракту.
Однако Общество выполнило большую часть работы и гарантировало, что оставшиеся работы будут выполнены в кратчайшие сроки после наступления благоприятных погодных условий, позволяющих провести видеосъёмку и фотофиксирование искусственных сооружений. Также Обществом в феврале 2024 г. согласованы в УГИБДД УМВД России по Владимирской области ПОДД на 12 автомобильных дорог (приложение N1 к техническому заданию).
Таким образом, Общество полагает, что односторонний отказ по основанию недобросовестности исполнения обязательств со стороны подрядчика необоснован и противоречит фактическим обстоятельствам исполнения контракта. Общество предприняло все возможные действия для исполнения контракта в установленный срок.
Заслушав мнения сторон, проанализировав представленную информацию, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к следующему.
07.11.2023 между ГБУ "Управление автомобильных дорог Владимирской области" и ООО "ИСУ" заключен контракт N145 на выполнение комплекса работ по паспортизации, разработке проектов организации дорожного движения (ПОДД), формированию и обновлению электронного банка данных по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Владимирской области.
Согласно п. 1.3 контракта срок выполнения работ определяется в соответствии с календарным планом (Приложение N2 к контракту). В соответствии с указанным приложением срок окончания работ - 21.12.2023 г.
Как указывает заказчик, по состоянию на 24.01.2024 г. обязательства по контракту подрядчиком не исполнены.
На основании вышеизложенного, заказчиком 24.01.2024 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 14-351.
В силу части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно определению Верховного Суда РФ от 11.02.2016 N 305-КГ 15-19295 основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действия (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
При этом, как подтверждается судебной практикой о недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Судами отмечено, что сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупок недобросовестным, антимонопольный орган обязан выяснить все обстоятельства нарушения, определить вину нарушителя, характер совершенного правонарушения, размер причинного вреда, имущественного положения и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения этого лица в реестр недобросовестных поставщиков.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона, а также иные обстоятельства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах указывает, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Таким образом, по мнению Комиссии Владимирского УФАС России, для включения в РНП победителя закупки необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер его поведения, а также отсутствие реального намерения исполнить контракт.
Таким образом, по мнению Комиссии Владимирского УФАС России, для включения в реестр недобросовестных поставщиков победителя закупки необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер его поведения, а также отсутствие реального намерения исполнить контракт.
Принимая во внимание пояснения сторон, учитывая действия ООО "ИСУ" направленные на исполнение контракта (выполнение части полевых работ; неоднократные обращения к заказчику с целью получения информации, необходимой для надлежащего исполнения контракта; внесение сведений в геопортал ГИС IndorROAD; согласование ПОДД в УГИБДД УМВД России по Владимирской области), Комиссия Владимирского УФАС России в действиях ООО "ИСУ" не усматривает факта недобросовестности, следовательно, приходит к выводу об отказе во включении ООО "ИСУ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и статьей 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения ГБУ "Управление автомобильных дорог Владимирской области" о включении информации в отношении ООО "Интеллектуальные системы управления" (ИНН 5836640242, юридический адрес: 440000, Пензенская область, г. Пенза, ул. Плеханова, д. 18, кв. 81) в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 15 февраля 2024 г. N 033/06/104-68/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2024