Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя, начальник аналитического отдела; члены Комиссии - М.А. Грицай, начальник отдела; А. Н. Пшенникова, главный специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- Министерства здравоохранения Красноярского края (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - реестр) сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Юдес", (ИНН: 2310116859) (далее - общество) установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения запроса котировок в электронной форме ЗК-N-4953/22 "на поставку незарегистрированного на территории Российской Федерации лекарственного препарата (МНН Вигабатрин - торговое наименование "Сабрил") для индивидуального обеспечения пациента", извещение N0119200000122004369 (далее - обращение).
Комиссией Красноярского УФАС России установлено следующее:
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП), обращение было направлено заказчиком в территориальный орган контроля по месту нахождения заказчика - Красноярское УФАС России.
Поступившее в Красноярское УФАС России обращение, сформировано в соответствии с пунктами 4-8 раздела II Правил ведения РНП.
Соответственно, заказчиком соблюдены требования Законодательства о контрактной системе к форме обращения.
Обращение Заказчика поступило в Красноярское УФАС России 09.02.2024 посредством Единой информационной системы (далее - ЕИС), в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП.
Комиссии, при принятии обращения заказчика о включении поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП), необходимо установить, были ли соблюдены сроки, установленные статьёй 95 Закона о контрактной системе для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. В соответствии с частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, не подлежит рассмотрению обращение, направленное заказчиком в орган контроля до вступления в силу решения об одностороннем отказе. Решение об одностороннем отказе вступает в силу после истечения десяти дней с момента его принятия и надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом, в случае повторного нарушения поставщиком условий Контракта, в том случае, если ранее заказчиком уже принималось решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, десятидневный срок поставщику не предоставляется.
На основании сведений, полученных из ЕИС, Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 29.01.2024, при этом, 19.09.2022 заказчиком уже принималось и размещалось в ЕИС решение об одностороннем отказе. Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 19.09.2022 было отменено заказчиком 29.09.2022. Соответственно, повторное решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 29.01.2024.
Комиссия Красноярского УФАС России установила, что заказчиком соблюдён порядок подачи обращения.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе) и раздела III Правил ведения РНП Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В установленный Законодательством о контрактной системе, а также подпунктом "г" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП срок, Красноярское УФАС России по адресам электронной почты указанным в Контракте направило заказчику и обществу уведомления о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с Законодательством о контрактной системе, а также подпунктом "д" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП, указанные уведомления также были размещены в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
В срок установленный Законодательством о контрактной системе и подпунктом "з" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП заказчик, направил документы, запрашиваемые Красноярским УФАС России.
Обществом также предоставлена информация и документы, запрашиваемые Красноярским УФАС России.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Красноярского УФАС России проведена внеплановая проверка, на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Внеплановая проверка была проведена Комиссией Красноярского УФАС России в 10:00 15.02.2024.
Из пункта 13 раздела III Правил ведения РНП, следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
На заседании Комиссии присутствовал представитель общества, личность и полномочия представителя подтверждены.
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и обществом, проведя внеплановую проверку, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 2 статьи 525 ГК РФ "К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами указанного Кодекса".
В соответствии со статьёй 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с разделом 1 Контракта: "В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку лекарственного препарата для медицинского применения - (МНН Вигабатрин - торговое наименование "Сабрил") (код ОКПД 2 -21.20.10.233) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
1.3 Поставка Товара осуществляется с разгрузкой транспортного средства в течение 60 календарных дней с даты заключения Контракта.
Комиссией установлено, что между сторонами заключён Контракт на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с письменными пояснениями заказчика, обществом не были исполнены обязательства в полном объёме, в связи с чем, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Заказчик в своих письменных пояснениях на включении общества в реестр недобросовестных поставщиков не настаивал, указал на то, что у общества отсутствовала возможность осуществить поставку указанных препаратов в установленном Контрактом объёме и в установленные Контрактом сроки.
В соответствии с разделом 14 Контракта: "Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по Контракту, если их неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств".
В соответствии с Техническими характеристиками товара, приложение N1 к извещению N 0119200000122004369, товар должен был поставляться обществом в фасовке 500 мг N100. Товар не зарегистрирован в установленном порядке на территории РФ.
В соответствии с письменными пояснениями общества, необходимый заказчику товар производится на территории Французской республики, обществом предпринимались все меры для поставки товара.
Дистрибьютор товара K.S. Kim International Ltd (далее - дистрибьютор) 10.06.2022 заявил о дефектуре товара, данное обстоятельство подтверждается письмом дистрибьютора от 10.06.2022.
В дальнейшем дистрибьютором, в переписке с обществом, неоднократно указывалось на наличие дефектуры товара, что подтверждается письмами от 01.08.2022, от 17.08.2022, 04.10.2022, 23.11.2022, 15.12.2022, 02.03.2023, 13.04.2023.
В соответствии с письменными пояснениями общества, заказчик неоднократно уведомлялся обществом о сложившейся ситуации.
Общество обращалось к следующим дистрибьюторам: MEDIZONE и Pharmahandel KOHNEN GmbH, однако, MEDIZONE и Pharmahandel KOHNEN GmbH также заявили о дефектуре товара, в доказательство переписки с иными дистрибьюторами обществом приложены письма от 09.12.2022, 15.11.2022, 29.06.2023, 31.08.2023, 24.10.2023, 08.12.2023, 30.01.2024.
В октябре 2022 года обществу удалось получить доступ к товару, в отличной от указанной в технических характеристиках к контракту фасовке (500 мг N60 вместо 500 мг N100).
18.10.2022 между заказчиком и обществом было заключено дополнительное соглашение о замене фасовки товара.
До 31.12.2022 общество осуществляло поставку товаров в фасовке установленной дополнительным соглашением, а также в фасовке, предусмотренной техническими характеристиками.
26.12.2022, в связи со сложностями поставки товара, из-за указанной дистрибьютором дефектуры, общество направило заказчику письмо N366, в котором указало, что до 31.12.2022 не сможет в полном объёме осуществить поставку требуемого заказчиком товара, общество предложило заказчику расторгнуть Контракт по соглашению сторон. Заказчик от расторжения Контракта по соглашению сторон отказался.
В 2023 году дистрибьютор указал обществу на то, что предоставлять обществу товар, в связи с глобальной дефектурой не представляется возможным, кроме того, дистрибьютор указал, что не даёт никаких гарантий обществу на бедующее. В 2023 году общество перестало получать товар от дистрибьютора. По настоящее время обязательства общества по Контракту не исполнены обществом в полном объёме.
Комиссией установлено, что обществом осуществлялись действия, направленные на надлежащее исполнение контракта.
Комиссия установила, что недопоставка товаров произошла по причине глобальной дефектуры товара, то есть обстоятельств, независящих от общества.
В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия установила следующее: во-первых, обществом были предприняты всевозможные меры для надлежащего исполнения обязательств по контракту, велась регулярная переписка с дистрибьютором и заказчиком, общество предпринимало меры по поиску иных дистрибьюторов, а также частично исполнило обязательства по поставке товара. Во-вторых, поставка товаров оказалась невозможной из-за глобальной дефектуры товара, необходимого заказчику, дефектура товара никак не связана с действиями общества, более того общество никак не могло и не может повлиять на данный процесс, в связи с чем неисполнение обязательств по Контракту в полном объёме имело место из-за обстоятельств непреодолимой силы.
У Комиссии имеются бесспорные основания для отказа заказчику во включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
К моменту проведения заседания по рассмотрению обращения по существу Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении общества от исполнения контракта заключенного по результатам запроса котировок в электронной форме.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Юдес" (ИНН: 2310116859) в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
М.А. Грицай
|
|
А.Н. Пшенникова |
Исп.Пшенникова А.Н.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 февраля 2024 г. N 024/10/104-336/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2024