Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: "__" - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: "__" - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, "__"- специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании комиссии 16.02.2024 и 19.02.2024 в присутствии: представителя МБУ Можгинского района "Централизованная клубная система" (далее - Заказчик) - "__" (выписка из ЕГРЮЛ),
представителя ООО РСФ "Рома" (далее - Общество, Подрядчик) - "__" (доверенность от 14.11.2023),
в отсутствие: уполномоченного учреждения ГКУ УР "РЦЗ УР" уведомленных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
рассмотрев обращение Заказчика о включении сведений об ООО РСФ "Рома" (ИНН 1817007044) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме N зз-30487-2023 Ремонт кирпичной кладки стен в здании Б.Учинского ЦСДК (номер извещения в ЕИС - 0813500000123012738),
УСТАНОВИЛА:
11.08.2023 Заказчик разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 255 890,29 рублей.
18.08.2023 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.08.2023 NИЗК1 поступило две заявки. Победителем признано ООО РСФ "Рома".
23.08.2023 - между МБУ Можгинского района "Централизованная клубная система" и ООО РСФ "Рома" был заключен контракт (далее - Контракт).
На заседании комиссии Заказчик пояснил, что претерпел неблагоприятные последствия, в связи с тем, что работы были выполнены не в срок, предусмотренный контрактом.
При рассмотрении настоящего дела 16.02.2024, Комиссией Удмуртского УФАС было принято решение об объявлении перерыва в рассматриваемом деле до 19.02.2024, с целью получения дополнительной информации.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 1.2. Контракта Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы, указанные в п. 1.1. Контракта (далее по тексту - работы), в соответствии с перечнем и объёмами работ, указанными в Сметной документации (Приложение N 1 к Контракту) (далее - техническая документация) в установленный Контрактом срок, а Заказчик обязуется своевременно принять и оплатить эти работы в соответствии с условиями Контракта.
В соответствии с п. 3.2. Контракта срок выполнения работ:
- дата начала исполнения контракта: с даты заключения Контракта;
- дата окончания исполнения контракта: 30 сентября 2023 года.
Пунктом 4.2.3. Контракта предусмотрено, что Подрядчик обязан качественно выполнить все работы в объеме и в сроки, предусмотренные Контрактом, технической документацией и СНиП, действующими нормами и правилами выполнения работ, техническими условиями. Товары, материалы, используемые при выполнении работ, должны соответствовать требованиям, установленным ГОСТ, техническими условиями, а также иным требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации, к таким товарам, материалам.
Контрактом также предусмотрено, что Подрядчик обязан немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- ненадлежащего качества технической документации, представленной Заказчиком;
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работ;
- иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих сохранности результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок (п. 4.2.6. Контракта).
29.09.2023 Подрядчиком на сайте ЕИС размещен Акт о приемке выполненных работ N 57 на сумму 250 000,00 руб.
Стоит отметить, что несмотря на то, что Подрядчиком размещен акт о приемке выполненных работ в сентябре, из представленных в материалы дела доказательств следует, что работы Обществом начали выполняться лишь с ноября, что подтверждается актами Заказчика, а также фотографиями, где наличествует снежный покров.
26.10.2023 Заказчиком сформирован мотивированный отказ о том, что товары, работы, услуги (включая конструктивные решения и виды работ), указанные в электронном документе: Документ о приемке N 57 от 29.09.2023 - не приняты, так как согласно п.6.1. контракта Подрядчик приступает к выполнению последующих работ только после освидетельствования Заказчиком скрытых работ и составления актов освидетельствования этих работ. Заказчиком скрытые работы не освидетельствованы. Согласно п.6.2. Освидетельствование выполненных работ по контракту не проводилось. Подрядчик не передал Заказчику 3 экземпляра исполнительной документации на выполненный объем работ.
02.10.2023, 09.10.2023, 10.10.2023, 11.10.2023 Заказчиком сформированы акты о том, что на момент освидетельствования Подрядчик не приступил к выполнению обязательств по Контракту, работы не проводятся, рабочие на объекте отсутствуют.
07.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.11.2023 Заказчиком принято решение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, ввиду устранения недостатков Подрядчиком.
15.11.2023 Подрядчик уведомил Заказчика о готовности результатов выполненных работ, а также назначил дату и время для сдачи и приемки работ.
15.11.2023 Заказчиком составлен акт с замечаниями после визуального освидетельствования выполненных скрытых работ по армированию кирпичной кладки южной стены здания Большеучинского ЦСДК.
17.11.2023 Подрядчик направил письма N20 и N21 в адрес Заказчика с просьбой согласовать изменения объема выполнения работ по контракту.
22.11.2023 Заказчик в адрес Подрядчика направил письмо N233 с уведомлением, что изменять условия Контракта в части материалов, качества, а также технические и функциональные характеристики аналогичные или ухудшающие, недопустимы.
22.11.2023 Заказчик в адрес Подрядчика направил письмо N234 с замечаниями к письму Подрядчика от 17.11.2023 N20 о согласовании изменения объема выполненных работ по ремонту кирпичной кладки стен.
29.11.2023 Заказчик направил письмо N238 в адрес Подрядчика с уведомлением, что все сроки по сдаче выполненных работ по контракту истекли, Заказчик просил Подрядчика переделать ремонт кирпичной кладки на "западной" части здания в объеме 12,2 кв.м и предоставить исполнительную документацию по ремонту данного объекта с приложением сертификатов качества материалов.
30.11.2023 Подрядчиком сформирована Претензия с просьбой осуществить приемку выполненных Подрядчиком работ, подписать Дополнительное соглашение по изменению объемов выполненных Подрядчиком работ ввиду некорректности сметной документации, оплатить задолженность за выполненные работы по контракту.
04.12.2023 Заказчик в ответ на письмо Подрядчика от 30.11.2023 сообщил, что после рассмотрения представленного Обществом локально-сметного расчета Заказчик отметил с какими положениями согласен, а с какими нет, в частности, Заказчик указал, что ремонт лицевой поверхности наружных кирпичных стен при глубине заделки в 1,2 кирпича площадью в одном месте более 1-м в объеме 11,96-м выполненные на "Западной стене" дома культуры кирпичом, бывшим в употреблении рассматриваться не будет, о чем Заказчик уже сообщал Подрядчику ранее в устной форме.
15.12.2023 Подрядчик в адрес Заказчика направил письмо с просьбой направить представителя Заказчика для присутствия при проведении строительно-технического и оценочного исследования на предмет определения объема выполненных работ по контракту.
18.12.2023 Заказчиком составлен акт о том, что в назначенное время представитель Общества на объекте отсутствовал.
19.12.2023 Заказчик в адрес Подрядчика направил письмо о том, что в назначенное время представитель Общества на объекте отсутствовал, а прибывший позднее представитель Общества не представил документы, подтверждающие его полномочия, не организовал и не провел строительно-техническое и оценочное исследование. Заказчик просил в письме предоставить сметную документацию согласно выполненным объемам работ и разместить ее согласно условий Контракта в ЕИС, предоставить сертификат качества на арматуру, предоставить акт освидетельствования скрытых работ.
27.12.2023 были готовы результаты экспертизы, проведенного Подрядчиком, согласно которому объем выполненных работ составляет 206 672.76 руб.
29.12.2023 Подрядчиком на сайте ЕИС размещен Акт о приемке выполненных работ N 57 на сумму 206 672.76 руб.
02.02.2024 Заказчиком сформирован мотивированный отказ о том, что товары, работы, услуги (включая конструктивные решения и виды работ), указанные в электронном документе: Документ о приемке N 57 от 29.12.2023 - не приняты, в связи с тем, что результаты исполнения не соответствуют условиям контракта.
Заказчик на заседании комиссии пояснил, что бльшая часть ремонта лицевой поверхности наружных кирпичных стен выполнены из старого кирпича, работы выполнены безобразно, цементные швы различных размеров, что в целом портит внешний облик здания.
В связи с неисполнением Подрядчиком условий контракта Заказчиком 02.02.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО РСФ "Рома", выразившемся в следующем:
- контракт в срок не исполнен;
-согласно приложенным фотографиям объекта, а также пояснениям Заказчика, работы Подрядчик начал выполнять лишь в ноябре, тогда как срок окончания исполнения контракта 30 сентября 2023 года.
- в нарушение п. 4.2.3. Контракта Подрядчиком использован кирпич, бывший в употреблении, что подтверждается результатами экспертизы (п.2 Таблица N1), а также приложенными фотографиями;
- указанные Заказчиком замечания, Подрядчиком до настоящего времени не устранены.
Стоит также отметить, что Подрядчиком нарушены требования свода Правил 70.13330 "Несущие и ограждающие конструкции", не выдержаны толщина вертикальных и горизонтальных швов, вертикальные швы заполнены раствором частично, расшивка швов не произведена, кирпич керамический лицевой, размером 250 120 65 мм Подрядчиком применен не был.
Комиссия Удмуртского УФАС обращает внимание, что экспертиза была проведена на предмет определения фактического объема и стоимости выполненных на объекте, перед экспертом не стоял вопрос о соответствии выполненных работ условиям контракта и требованиями строительных правил и норм.
Комиссия опровергает довод Общества о том, что сметная документация Заказчика содержала множество несоответствий и ошибок, так как пунктом 4.2.6. Контракта прямо предусмотрено, что Подрядчик обязан немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- ненадлежащего качества технической документации, представленной Заказчиком.
Так как работы Подрядчиком не приостанавливались, можно сделать вывод, что несоответствие сметной документации никак не могло повлиять на исполнение обязательств по контракту в срок.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как уже было указано выше, решение об одностороннем отказе было принято Заказчиком 02.02.2024.
Таким образом, устранить нарушения, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Подрядчик мог не позднее 13.02.2024.
В срок, установленный Законом о контрактной системе, Подрядчик не предпринял каких-либо действий, направленных на устранение выявленных нарушений.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае Подрядчик предпочел не исполнять условия контракта, соответственно должен был осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае расторжения контракта и рассмотрения обращения о включении в РНП.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО РСФ "Рома", так как Подрядчик не предпринял мер, направленных на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности должен был совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО РСФ "Рома" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО РСФ "Рома" (ИНН 1817007044) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме N зз-30487-2023 Ремонт кирпичной кладки стен в здании Б.Учинского ЦСДК (номер извещения в ЕИС - 0813500000123012738), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО РСФ "Рома" (ИНН 1817007044) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
13.02.2024 |
15.02.2024 |
13.02.2024 |
0 |
13.02.2024 |
20.02.2024 |
19.02.2024 |
0 |
22.02.2024 |
22.02.2024 |
0 |
0 |
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ "__"
___________ "__"
___________ "__" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 19 февраля 2024 г. N 018/06/104-104/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2024