Резолютивная часть решения оглашена 14 февраля 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 16 февраля 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Индивидуального предпринимателя Саёлкина Романа Викторовича (далее - ИП Саёлкин Р.В., заявитель) о признаках нарушения законодательства о контрактной системе при осуществлении ФГКУ "Уральский УСЦ МЧС России" закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), на поставку набора инструментов (далее - закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Территориального органа Федерального государственного казенного учреждения "Уральский учебный спасательный центр МЧС России" (далее - ФГКУ "Уральский УСЦ МЧС России", заказчик) Петричиц Анны Вадимовны, Костаревой Элины Зуфаровны, действующих на основании доверенностей NN 1/2024, 2/2024 от 12.02.2024;
- в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 08.02.2024 поступило перенаправленное Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) обращение ИП Саёлкина Р.В. о признаках нарушения законодательства о контрактной системе при осуществлении ФГКУ "Уральский УСЦ МЧС России" закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), закупочная сессия N 100320646124100009, размещенная на ЕАТ "Березка" на сайте: https://agregatoreat.ru/ на поставку набора инструментов.
Согласно представленным документам, заказчик посредством функционала единого агрегатора торговли "Березка" 01.02.2024 объявил о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (N100320646124100009) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Наименование закупки (предмет контракта) "поставка набора инструментов".
Стартовая цена/ максимальная цена - 99 990,00 руб.
Итоговый протокол закупочной сессии N 100320646124100009 от 01.02.2024.
Договор N 3 на поставку набора инструментов между ФГКУ "Уральский УСЦ МЧС России" и ООО "Регион-Поставка" заключен 07.02.2024.
Согласно обращению заявителя заказчик неправомерно отказался от заключения контракта с ИП Саёлкиным Р.В., признанным победителем закупки согласно протоколу закупочной сессии N 100320646124100009 от 01.02.2024.
Представители заказчика с доводами обращения заявителя не согласились, пояснили, что по итогам проведения закупочной сессии определено, что наименьшее предложение о цене составило 75 000,00 рублей. В связи с установленным Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р "О создании единого агрегатора торговли" (далее - Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р) правом заказчика осуществлять закупки без использования единого агрегатора торговли при условии осуществления закупки по цене контракта ниже цены, по которой закупка могла быть осуществлена с использованием единого агрегатора торговли. Цена предложения поставщика Общества с ограниченной ответственностью "Регион-Поставка" составляла 74 910,00 (семьдесят четыре тысячи девятьсот десять рублей 00 копеек).
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Так, заказчиком посредством функционала единого агрегатора торговли "Березка" заказчиком объявлено о намерении совершить закупку закупочная сессия N 100320646124100009 на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Стартовая (максимальная) цена контракта - 99 990,00 рублей, что не противоречит требованиям пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р единый агрегатор торговли является автоматизированной информационной системой, обеспечивающей осуществление заказчиками закупок, предусмотренных пунктами 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, а также иных закупок, осуществляемых юридическими и физическими лицами.
Согласно пункту 6 Распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р Заказчикам, являющимся федеральными органами исполнительной власти и находящимся в их ведении федеральными казенными учреждениями, за исключением заказчиков, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 части 11 статьи 24 Закона о контрактной системе, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере управления государственным материальным резервом, и находящихся в его ведении федеральных казенных учреждений, осуществлять закупки, указанные в пункте 1 Распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р, с использованием единого агрегатора торговли.
Пунктом 7 Распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти вправе осуществлять закупки без использования единого агрегатора торговли при условии осуществления закупки по цене контракта ниже цены, по которой закупка могла быть осуществлена с использованием единого агрегатора торговли, по которой закупка могла быть осуществлена с использованием единого агрегатора торговли, или при отсутствии в едином агрегаторе торговли товаров, работ, услуг, соответствующих потребностям таких органов и учреждений.
Порядок проведения закупочной сессии установлен пунктом 7.1 Регламента функционирования единого агрегатора торговли, утвержденного приказом генерального директора АО "РТ-Проектные технологии" N 24 от 25.04.2023 (далее - Регламент).
Так, согласно подпункту 15 пункта 7.1 Регламента заказчик и победитель закупочной сессии в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента размещения на ЕАТ итогового протокола закупочной сессии совершают сделку (заключают контракт). Срок, указанный в настоящем пункте, а также сроки, указанные в подпунктах 17) - 19) пункта 7.1 данного раздела могут быть изменены по взаимному соглашению сторон при условии, что такие изменения не превысят срок (график) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, указанный в объявлении о закупочной сессии. Заказчик вправе отказаться от заключения контракта с победителем закупочной сессии с обоснованием причины такого отказа. В этом случае Обеспечительный депозит Победителя закупочной сессии, разблокируется Оператором ЕАТ в течение 1 (одного) рабочего дня.
Из содержания информации, документов, представленных заказчиком, следует, что в рамках рассматриваемой закупочной сессии поставщиками поданы ценовые предложения: ИП Саёлкин Р.В. - 75000,00 рублей, ИП Сафаргалин Е.В. - 75123,00 рублей; ООО "КИП-МОНТАЖ" - 81900,00 рублей; ООО "РА-ЛОГИСТИКА" - 95040,00 рублей; ИП Хуснуллин Р.Р. - 95100,00 рублей; ИП Максим И.А. - 95666,64 рублей; ООО "Комплектстрой" - 96000,00 рублей; ООО "Снабоптторг" - 96990,00 рублей; ИП Зуева И.С. - 99000,00 рублей. Итоговым протоколом закупочной сессии N 100320646124100009 от 01.02.2024 победителем закупочной сессии признан участник ИП Саёлкин Р.В. Предложение ООО "Регион-Поставка" на сумму 74 910,00 рублей поступило 01.02.2024 после публикации итогового протокола закупочной сессии N100320646124100009. Заказчиком закупка отменена 02.02.2024.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа не усматривает нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика, выраженных в заключении контракта вне единого агрегатора торговли "Березка" по наименьшей из предложенных цен.
Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание заявителя, что Законом о контрактной системе порядок проведения закупок с применением заказчиками информационных систем, обеспечивающих автоматизацию таких закупок (например, единый агрегатор торговли "Березка") не предусмотрен.
В отношении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в том числе с использованием информационных систем, обеспечивающих их автоматизацию) без применения порядка, установленного частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, специальные положения об их обжаловании в соответствии с главой 6 Закона о контрактной системе не предусмотрены.
Вместе с тем, вне зависимости от наличия механизма обжалования контрольные органы в сфере закупок уполномочены проводить внеплановые проверки таких закупок (осуществляемых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе без применения порядка, установленного частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе) на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, то есть в том числе при получении заявления, сообщения физического или юридического лица.
Указанная позиция отражена в Письме Минфина России от 21.12.2021 N 24-03-08/104212 "О направлении информации по отдельным вопросам осуществления государственных (муниципальных) закупок".
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать доводы обращения заявителя не нашедшими подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 февраля 2024 г. N 074/06/99-269/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2024