Резолютивная часть решения оглашена 21 февраля 2024 года
Решение в полном объеме изготовлено 21 февраля 2024 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:, Членов Комиссии:
рассмотрение обращения осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" - (на основании доверенности),
представителя Общества с ограниченной ответственностью "РОСТ-Групп" - (на основании доверенности);
представителя Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" - (на основании доверенности),
представителя Общества с ограниченной ответственностью "Русоператор" (единственный участник закупки) - (на основании доверенности);
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "РОСТ-Групп" на действия Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству на улично-дорожной сети стационарных технических средств автоматической фиксации нарушений ПДД в Оренбургской области (номер извещения N 0853500000324000517),
УСТАНОВИЛА:
15.02.2024 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "РОСТ-Групп" (далее - Заявитель, ООО "РОСТ-Групп") на действия Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству на улично-дорожной сети стационарных технических средств автоматической фиксации нарушений ПДД в Оренбургской области (номер извещения N 0853500000324000517) (далее - Закупка, Аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из содержания жалобы следует, что:
1. Заказчиком установлено неверное требование к наличию опыта выполнения работ. При проведении конкурентной закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги заказчик обязан установить требование о наличии опыта работ, предусмотренного позицией 18 приложения к Постановлению N 2571. При этом в нарушение указанных положений законодательства заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлены требования в соответствии c позицией 17 приложения к Постановлению N 2571;
2. Заказчиком при составлении описания объекта закупки использованы противоречивые требования к используемому оборудованию, не позволяющие участнику аукциона сформировать свое предложение. В тексте технического задания и приложения к техническому заданию N 8 указаны требования, прямо противоречащие друг другу.
3. Заказчиком не установлены ограничения согласно Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Представитель Заявителя поддержал указанные доводы жалобы.
Согласно письменным пояснениям Заказчика:
1. в рассматриваемом случае в соответствии с требованиями извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0853500000324000517, а также технического задания Заказчика, требуемым к выполнению видом работ является выполнение работ именно по капитальному ремонту автомобильных дорог;
2. пунктом 15.1 Технического задания установлены требования к комплексам ФВФ для обустройства прямолинейных участков на автомобильных дорогах со ссылкой на Приложение N 8 к Техническому заданию. Пунктом 15.2 установлены требования к комплексам ФВФ для обустройства перекрестков и пешеходных переходов на автомобильных дорогах. В рамках выполнения работ по закупке Подрядчик должен обустроить автомобильные дороги 2 типами стационарных технических средств с разными техническими характеристиками. Следовательно, требования, установленные Заказчиком, не противоречат друг другу.
3. Положения Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции") при осуществлении закупок работ, в том числе в сфере строительства, в настоящее время не применяется. Аналогично данное постановление не применяется в отношении закупок услуг.
Присутствующий на заседании Инспекции Оренбургского УФАС России представитель Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях, просил признать жалобу необоснованной.
Представителем Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" представлены письменные пояснения, аналогичные письменным пояснениям Заказчика. Представитель Уполномоченного органа просил признать жалобу необоснованной.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Русоператор" просил признать жалобу необоснованной, подробно изложив позицию в письменных пояснениях.
В ходе изучения материалов дела и оценки полученных пояснений, в соответствии с положениями ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее:
08.02.2024 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система, далее - ЕИС) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по устройству на улично-дорожной сети стационарных технических средств автоматической фиксации нарушений ПДД в Оренбургской области (номер извещения N 0853500000324000517).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 205 000 000,00 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком при составлении описания объекта закупки установлены противоречивые требования к используемому оборудованию, не позволяющие участнику аукциона сформировать свое предложение. В тексте технического задания и приложения к техническому заданию N 8 указаны требования, прямо противоречащие друг другу.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, а также требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В п. 15.2.2.4, 15.2.2.6, 15.2.4.1 Технического задания на выполнение работ по устройству на улично-дорожной сети стационарных технических средств автоматической фиксации нарушений ПДД в Оренбургской области установлены следующие требования:
"15.2.2.4 Обеспечивать пределы допустимой погрешности измерения скорости движения ТС, не превышающей:
- _ 1 км/ч в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч;
- _ 1 % в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч.
15.2.2.6 Обеспечивать распознавание ГРЗ, находящихся в зоне контроля, с вероятностью распознавания ГРЗ в пределах, указанных в Таблице 2:
Таблица 2 - Вероятность распознавания ГРЗ
Описание параметра |
Вероятность |
Вероятность полного распознавания ГРЗ ТС (движущихся или неподвижных) от общего числа ТС, проследовавших через зону контроля |
не менее 90% |
В п. 1.5, 1.8 приложения N 8 к Техническому заданию "Показатели товаров, предлагаемых для использования при выполнении работ по обустройству прямолинейных участков на улично-дорожной сети Оренбургской области техническими комплексами фотовидеофиксации нарушений ПДД" установлено следующее:
N п/п |
Показатели |
Значения показателей |
1.5. |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений скорости движения в зоне контроля ТС, км/ч |
_ 1 |
1.8. |
Вероятность полного распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств (при соблюдении положений ГОСТ Р 50577-2018 "Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования" и Конвенции о дорожном движении 1968 г., % |
Не менее 98 |
Согласно письменным пояснениям Заказчика пунктом 15.1 Технического задания установлены требования к комплексам ФВФ для обустройства прямолинейных участков на автомобильных дорогах со ссылкой на Приложение N 8 к Техническому заданию. Пунктом 15.2 установлены требования к комплексам ФВФ для обустройства перекрестков и пешеходных переходов на автомобильных дорогах. В рамках выполнения работ по закупке Подрядчик должен обустроить автомобильные дороги 2 типами стационарных технических средств с разными техническими характеристиками. Следовательно, требования, установленные Заказчиком, не противоречат друг другу.
Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав положения извещения об осуществлении закупки и приложений к нему, приходит к выводу о том, что пункты 15.2.2.4, 15.2.2.6 Технического задания относятся к разделу 15.2 "Требования к комплексам ФВФ для обустройства перекрестков и пешеходных переходов на автомобильных дорогах".
Также установлено, что приложение N 8 к Техническому заданию "Показатели товаров предлагаемых для использования при выполнении работ по обустройству улично-дорожной сети Оренбургской области техническими комплексами фотовидеофиксации нарушений ПДД" относится к разделу 15.1 "Требования к комплексам ФВФ для обустройства прямолинейных участков на автомобильных дорогах", поскольку данным разделом установлено, что "Комплекс должен являться специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, внесенным в реестр средств измерений РФ и сертифицированным на измерение скорости (Показатели товаров, предлагаемых для использования при выполнении работ по обустройству улично-дорожной сети муниципальных образований Оренбургской области техническими комплексами фотовидеофиксации нарушений ПДД приведены в Приложение N 8 к Техническому заданию)".
Таким образом, Комиссией Оренбургского УФАС России нарушений в указанной части не установлено.
2. В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Если объект закупки включен в приложение к Постановлению N 2571, а начальная (максимальная) цена превышает установленные подпунктом "а" пункта 3 этого постановления размеры, то заказчик обязан установить дополнительные требования по соответствующей позиции приложения к Постановлению N 2571.
В соответствии с абзацем 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0853500000324000517 объект закупки - "Выполнение работ по устройству на улично-дорожной сети стационарных технических средств автоматической фиксации нарушений ПДД в Оренбургской области".
Согласно извещению о проведении закупки заказчиком установлены требования в соответствии с позицией 17 раздела III приложения к Постановлению N 2571:
"3. 1 Требования в соответствии с позицией 17 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации".
Разделом III, п. 17 Постановления N 2571 установлены следующие требования:
Раздел III. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере дорожной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям | |||
17. |
Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги |
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей |
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации |
Согласно доводу Заявителя, при проведении конкурентной закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги заказчик обязан был установить требование о наличии опыта работ, предусмотренного позицией 18 раздела III приложения к Постановлению N 2571:
18. |
Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги |
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию |
Заявитель указывает на соответствие проводимых Заказчиком работ подпункту 1 п. 10 раздела IV Классификации, установленной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 г. N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог"
Согласно подпункту 1 п. 10 раздела IV Классификации в состав мероприятий по содержанию входят работы по установке следующих элементов обустройства:
1) установка габаритных, удерживающих ворот, недостающих дорожных знаков и табло индивидуального проектирования, автономных и дистанционно управляемых знаков, светофорных объектов, метеорологических систем мониторинга погодных условий и прогнозирования условий движения, видеосистем, систем контроля линий электроосвещения, пунктов автоматизированного учета интенсивности дорожного движения и других пунктов контроля за дорожным движением, элементов весового и габаритного контроля транспортных средств, элементов интеллектуальных транспортных систем и элементов автоматизированных систем управления дорожным движением, в том числе элементов систем передачи данных.
Вместе с тем, согласно пояснениям Заказчика в рассматриваемом случае в соответствии с требованиями извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0853500000324000517, а также технического задания Заказчика, требуемым к выполнению видом работ является - выполнение работ именно по капитальному ремонту автомобильных дорог.
Согласно техническому заданию Заказчика в рамках исполнения настоящего контракта требуется установить стационарные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, предназначенные для обеспечения контроля за дорожным движением, в том числе для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (далее - комплекс, комплекс ФВФ, технические средства автоматической фотовидеофиксации)
Настоящие комплексы устанавливаются на участке автомобильной дороги для видеонаблюдения за дорожно-транспортной обстановкой в режиме реального времени и фиксации количества пересекающих зону видеоконтроля транспортных средств (далее - ТС) с распознаванием государственного регистрационного знака каждого ТС.
Подпунктом "д" пункта 4 части 3 раздела II Классификации предусмотрено, что при капитальном ремонте проводятся, в том числе, работы по элементам обустройства автомобильных дорог: устройство и замена специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, а также их отдельных элементов
Следовательно, действия заказчика, установившего требования в соответствии с позицией 17 раздела III приложения к Постановлению N 2571, не нарушают положений законодательства о контрактной системе.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком не установлены ограничения согласно Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Подтверждением производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в едином реестре российской радиоэлектронной продукции. В названном реестре есть сведения о продукции, относящейся к тому же классу, что и закупаемый товар - комплексы ФВФ находятся в реестре под ОКПД2 26.51.66.190.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В развитие требований части 3 статьи 14 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции") (далее - Постановление N 878)
Постановлением N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 3 Постановления N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является одно из следующих условий:
а) наличие сведений о такой продукции в реестре и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 года N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
б) наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза, и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза требованиям, установленным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 года N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
в) наличие сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 года, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами, - для целей осуществления закупок радиоэлектронной продукции, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены:
до 30.06.2022 года включительно - в отношении радиоэлектронной продукции, кроме продукции, указанной в абзаце третьем настоящего подпункта, страной происхождения которой являются государства - члены Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации);
до 31.12.2022 года включительно - в отношении радиоэлектронной продукции, являющейся медицинским изделием и классифицируемой в рамках следующих кодов в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014: 26.51.53.140, 26.51.53.190, 26.51.70.110, 26.60.11.111, 26.60.11.112, 26.60.11.113, 26.60.12.110, 26.60.12.129, 32.50.1, 32.50.21.112, 26.60.11.119, 26.60.11.120, 26.60.11.129, 26.60.11.130, 26.60.12.111, 26.60.12.119, 26.60.12.120, 26.60.12.124, 27.40.39.110, 32.50.13.190, 32.50.13, 26.60.12.121, 26.60.12.122, 26.60.12.123, 26.60.12.131, 26.60.12.132, 26.60.13.130, 26.60.13.190, 26.60.13, 26.60.13.120, 26.60.13.140, 26.60.13.150, 26.60.13.180, 26.60.13.190, 28.25.13.110, 32.50.50, 28.25.14.110, 32.50.50.190, 32.50.12, 32.50.21.121, 32.50.21.122, 32.50.21.129, 32.50.21.160, 32.99.59.000.
Согласно письменным пояснениям Уполномоченного органа, условиями закупки (в частности, локальным сметным расчетом) предусмотрен Перечень товаров (материалов и оборудования) используемых при выполнении работ по устройству на улично-дорожной сети стационарных технических средств автоматической фиксации нарушений ПДД в Оренбургской области. Перечень указанных товаров (Устройство обработки и хранения данных, Источники сетевого питания и другие) входит в стоимость контракта. Кроме того, рассматриваемая закупка проводится в форме открытого аукциона в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в форме электронного документа.
Описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, информацию о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
Согласно письменным пояснениям Заказчика и Уполномоченного органа, в рамках проведения настоящей закупки объектом является выполнение работ, а не поставка товара, в связи с чем, в извещении отсутствуют сведения о товарах, требуемых к поставке, а также о его качественных/количественных характеристиках (в том числе по п. 6 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе). В случае, если бы объектом закупки являлась поставка товара или выполнение работ/оказание услуг, в рамках которых требуется поставка товара/оборудования - сведения о таких товарах в силу положений ст. 42 Закона о контрактной системе, Заказчик был обязан включить в содержание извещения об осуществлении закупки.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что совместным письмом Минфина России N 24-01-07/111357, Минпромторга России N ШВ-124486/11, Минцифры России N А3-П29-085-243351, Минстроя России N 78336-СМ/09 от 20.11.2023 г. "Об ограничении допуска товара, являющегося радиоэлектронной продукцией и происходящего из иностранного государства, при осуществлении закупок работ в сфере строительства для обеспечения государственных и муниципальных нужд" разъяснено, что положениями пункта 3 Постановление N 878 установлено ограничение при осуществлении закупки товара, являющегося радиоэлектронной продукцией, включенной в перечень, утвержденный Постановлением N 878.
Вместе с тем при осуществлении закупок работ в сфере строительства объектом закупки является работа.
Постановление N 878 (в отличие, например, от постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 617, пункт 4) не содержит требования о его применении при осуществлении закупок работ (услуг), при выполнении (оказании) которых поставляется товар, включенный в перечень, утвержденный Постановлением N 878.
Таким образом, исходя из представленной закупки, сведений, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок, Комиссия Оренбургского УФАС России находит доводы Заказчика убедительными в данной части.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает, что действия Заказчика не противоречат действующему законодательству о контрактной системе.
Довод Заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 3, ч. 8, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "РОСТ-Групп" на действия Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству на улично-дорожной сети стационарных технических средств автоматической фиксации нарушений ПДД в Оренбургской области (номер извещения N 0853500000324000517) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 21 февраля 2024 г. N 056/06/106-143/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.02.2024