На основании ч.ч. 2, 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), под. а) п. 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила, ПП N 1576), письма ФАС России N МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019 о проведении инициативных внеплановых проверок по закупкам, осуществляемым в рамках реализации национальных проектов, в соответствии с Приказом Оренбургского УФАС России N 55/24 от 29.01.2024 г., инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции:
членов Инспекции:
при участии в ходе проведения проверки представителей Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области -
представителей Прокуратуры Оренбургской области, прокуратуры Оренбургского района -
проведя внеплановую камеральную проверку действий Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, на основании поступившей информации (уведомление Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области N 1-2/2-669 от 29.12.2023 г., вх. N 9865-ЭП/23 от 29.12.2023 г.), при заключении Договора N 01/23 от 28.12.2023 г. ИКЗ 233563801868956120100100390017112414 по организации и проведению строительного контроля на объекте капитального строительства: "Школа на 825 мест, расположенная по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, п. Ленина в ЖК "Заречье",
УСТАНОВИЛА:
29.12.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступило уведомление Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области (далее - Заказчик, Администрация) (исх. N 1-2/2-669 от 29.12.2023 г., вх. N 9865-ЭП/23 от 29.12.2023 г.) о заключении с Обществом с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "ПРОМТЕХНОЛОГИЯ" (далее - ООО НПП "Промтехнология", Подрядчик), Договора N 01/23 от 28.12.2023 г. по организации и проведению строительного контроля на объекте капитального строительства: "Школа на 825 мест, расположенная по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, п. Ленина в ЖК "Заречье". Цена договора 9 100 000,00 рублей (девять миллионов сто тысяч рублей ноль копеек). Договор заключен в рамках реализации национального проекта "Образование".
Из представленных к уведомлению документов следовало, что данный договор заключен на основании ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 46-ФЗ), пункта 8 Постановления Правительства Оренбургской области N 223-пп от 22.03.2022 г. "О случаях осуществления закупок товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления" (далее - ПП N 223), Постановления администрации муниципального образования Оренбургский район от 22.12.2023 г. N 2526-п "Об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для нужд МО Оренбургский район".
Между тем, в связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2023 г. N 625-ФЗ "О внесении изменений в статью 98 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 625-ФЗ), ч. 2 ст. 15 Закона N 46-ФЗ, предусматривавшая возможность высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации устанавливать в 2022 и 2023 годах дополнительные случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд находящихся на его территории муниципальных образований и порядок их осуществления, признана утратившей силу со дня официального опубликования Закона N 625-ФЗ, то есть с 25 декабря 2023 г.
Учитывая изложенное, установленные высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации соответствующие случаи и порядки заключения таких контрактов с 25 декабря 2023 г. применению не подлежат.
В этой связи, с 25 декабря 2023 г. заказчики субъекта Российской Федерации и находящихся на его территории муниципальные образования не вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании случаев и порядка, установленных высшим исполнительным органом такого субъекта Российской Федерации в реализацию ч. 2 ст. 15 Закона N 46-ФЗ.
Учитывая данное обстоятельство, в адрес Администрации был направлен запрос (исх. N ИБ/288/24 от 19.01.2024 г.) о предоставлении правового обоснования заключения данного договора в указанную дату (с учетом внесенных Законом N 625-ФЗ изменений), а также указать причины, не использования конкурентной процедуры при проведении данной закупки.
Согласно предоставленной на запрос информации, указано на Договор N 01/23 от 22.12.2023 г., при этом, "смена" даты договора с 28.12.2023 г. на 22.12.2023 г. объяснена технической опечаткой, допущенной и в договоре, и в уведомлении о заключении Договора N 01/23 от 28.12.2023 г., направленном в антимонопольный орган. Даны пояснения, что информация об указанной опечатке была направлена на контроль в УФК по Оренбургской области и 12.01.2024 г. Заказчику было направлено уведомление о соответствии контролируемой информации, в связи с чем, в Единой информационной системе размещен контракт от 22.12.2023 г. Кроме того, указано, что проведение конкурентных процедур на осуществление строительного контроля нецелесообразно без наличия проектной и сметной документации по объекту.
В соответствии с п.п. "б" п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, п. 19 Правил, контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Учитывая, в том числе, противоречивые сведения, предоставленные Администрацией в отношении заключенного договора, Оренбургским УФАС России назначено проведение внеплановой проверки.
В рамках проводимой внеплановой проверки Оренбургским УФАС России направлены соответствующие запросы в адрес Администрации, Общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "ПРОМТЕХНОЛОГИЯ", Управления Федерального казначейства по Оренбургской области, а также представители Прокуратуры Оренбургской области в рамках работы межведомственной рабочей группы по вопросам соблюдения законодательства о реализации национальных проектов.
Представители Администрации (Сметанников В.В. и Сальников А.Э.), полностью поддержали ранее изложенные доводы, пояснив, что в дате договора была допущена техническая опечатка, которая была устранена путем замены листов, содержащих неверную дату договора. Соответствующие сведения были направлены в УФК по Оренбургской области, для внесения изменений относительно даты заключения договора в реестре контрактов.
Обоснование нецелесообразности осуществления закупки, приложенное к уведомлению, направленному в антимонопольный орган о заключении Договора N 01/23 от 28.12.2023 г., считают надлежащим и достаточным для заключения договора с единственным поставщиком. Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "ПРОМТЕХНОЛОГИЯ" для дачи пояснений представителей не направило, письменные пояснения относительно даты заключения договора не представило, ограничившись предоставлением договора N 01/23 от 22.12.2023 г., несмотря на запрос Оренбургского УФАС России о предоставлении копии Договора N 01/23 от 28.12.2023 г., подписанного сторонами, сведения о заключении которого, содержатся также в реестре контрактов.
В ходе изучения материалов дела, в соответствии с положениями ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее:
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
В силу статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Перечень случаев, при которых Заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 46-ФЗ) и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 339 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления" в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчики вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях на основании акта высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, изданного в соответствии с настоящим постановлением.
В соответствии с пп. 1 Постановления Правительства Оренбургской области N 223-пп определены случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг, в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществить закупку товаров (работ, услуг) для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд Оренбургской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на ее территории, в следующих случаях:
(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 20.12.2022 N 1390-пп)
а) осуществление закупки пищевых продуктов, лекарственных средств, топлива, медицинских изделий одноразового применения, необходимых для обеспечения непрерывного лечебно-диагностического процесса, реагентов и расходных материалов для клинико-диагностических лабораторий, дезинфицирующих средств, товаров бытовой химии и средств личной гигиены, мягкого инвентаря, запасных частей и (или) расходных материалов к машинам и оборудованию, строительных материалов, бумаги и изделий из бумаги, услуг по организации питания для государственных нужд.
При этом объем закупаемых товаров (работ, услуг) не должен превышать объем таких товаров (работ, услуг), необходимый заказчику в течение срока, необходимого для осуществления закупки товаров (работ, услуг) конкурентными способами в соответствии с положениями части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе;
б) осуществление закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенных постановлением Правительства Оренбургской области по предложению главного распорядителя бюджетных средств (далее - ГРБС);
в) осуществление закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением Правительства Оренбургской области по предложению ГРБС;
г) осуществление закупок товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенных правовыми актами администраций муниципальных образований Оренбургской области.
(п. 1 в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 15.06.2022 N 536-пп)
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Оренбургской области N 223-пп, 3. В настоящем постановлении под заказчиком понимается государственный заказчик, муниципальный заказчик, определенные Законом о контрактной системе, а также бюджетное или автономное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие, иное юридическое лицо при осуществлении ими закупок для государственных и (или) муниципальных нужд в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 5 или 6 статьи 15 Закона о контрактной системе. (п. 3 в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 15.06.2022 N 536-пп)
Согласно п. 4 Постановления Правительства Оренбургской области N 223-пп, в целях осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 казенное, бюджетное или автономное учреждение (при осуществлении закупок в соответствии с Законом о контрактной системе) направляет ГРБС обращение о согласовании закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с приложением следующих документов:
а) проект контракта с указанием его предмета, описания объекта закупки, включающего в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), информации о предполагаемом единственном поставщике (подрядчике, исполнителе), его наименовании, идентификационном номере налогоплательщика и обоснование выбора такого поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) обоснование цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), подготовленное в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе и подписанное заказчиком; обоснование предполагаемого срока осуществления закупки у единственного поставщика;
в) обоснование нецелесообразности осуществления закупки с использованием конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, и результаты проведенной заказчиком проверки соответствия предполагаемого единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе.
По итогам указанного согласования закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик, являющийся казенным, бюджетным или автономным учреждением (при осуществлении закупок в соответствии с Законом о контрактной системе), заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и не позднее 5 рабочих дней со дня заключения контракта направляет уведомление о такой закупке в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области. К такому уведомлению прилагаются копия заключенного контракта и документ, предусмотренный подпунктом "в" настоящего пункта.
(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 15.06.2022 N 536-пп)
В соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целью принятия Закона N 46-ФЗ является защита национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Таким образом, решения о принятии актов об осуществлении закупки для нужд субъекта Российской Федерации у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должны приниматься с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
Вместе с тем при наличии возможности осуществления конкурентных закупок товаров, работ, услуг, такие закупки должны проводиться конкурентными способами.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 25 октября 2018 года N 2613-О, положения норм Закона о контрактной системе направлены на предотвращение злоупотреблений при осуществлении закупок в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из правовой позиции, выраженной в пункте 22 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 года, следует, что для осуществления закупки у единственного поставщика заказчик обязан обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме N 24-06-06/12571 от 15.02.2023 г., возможность осуществления закупки у единственного поставщика на основании акта изданного во исполнение Закона о контрактной системе носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика для обеспечения нужд Заказчика.
Таким образом, из норм Закона о контрактной системе следует, что закупка у единственного поставщика носит не ординарный, а экстраординарный характер, но только в случае, если применение конкурентных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Иными словами, закупка не конкурентным способом, является исключением, а не правилом; применение данной нормы не должно становиться системой и способом обхода требований названного Закона в части необходимости соблюдения конкуренции при осуществлении закупок и установленных запретов.
Учитывая вышеизложенное, возможность осуществления закупки у единственного поставщика на основании акта изданного во исполнение Закона N 46-ФЗ носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика для обеспечения нужд заказчика.
В соответствии с п. 1.1 Договора N 01/23 от 28.12.2023 г., Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг, в количестве 1 (одной) условной единицы, по организации и проведению строительного контроля на объекте капитального строительства: "Школа на 825 мест, расположенная по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, п. Ленина в ЖК "Заречье" (далее - Объект), в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, условиями настоящего Договора и техническим заданием (приложение N 1 к Договору) (далее соответственно - Услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные Услуги и оплатить их.
Согласно п. 1.2 Договора N 01/23 от 28.12.2023 г., срок выполнения работ - 27 ноября 2024 г. после подписания Сторонами настоящего Договора. Исполнитель имеет право выполнить работы досрочно. В случае задержки в предоставлении исходных данных для осуществления строительного контроля на срок более 10 дней с даты заключения настоящего Договора, сроков выполнения работ продлеваются дополнительным соглашением.
В соответствии с разделом 13 Договора N 01/23 от 28.12.2023 г., срок действия Договора:
- начало: со дня подписания Договора сторонами;
- окончание: до 25.12.2024 года после полного исполнения сторонами своих обязательств.
К данному Договору также представлено "Приложение N 1 к Договору от "28" декабря 2023 г. N 01/23" (Техническое задание).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 25.12.2023 N 625-ФЗ. "О внесении изменений в статью 98 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", указано внести в Федеральный закон от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Таким образом, поскольку нормы части 2 статьи 15 утратили силу с 25.12.2023 г., субъекты утратили право заключать контракты по ранее утвержденным условиям.
Заказчик, согласно уведомлению (исх. N 1-2/2-669 от 29.12.2023 г.) обосновывает заключение договора N 01/23 от 28.12.2023 г., ссылаясь на Постановление Правительства Оренбургской области N 223-пп от 22.03.2022 г. "О случаях осуществления закупок товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления", Постановление администрации муниципального образования Оренбургский район от 22.12.2023 г. N 2526-п "Об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для нужд МО Оренбургский район". Между тем, как указывалось выше, в связи с внесенными изменениями в 46-ФЗ, нормы части 2 статьи 15 утратили силу с 25.12.2023 г., субъекты утратили право заключать контракты по ранее утвержденным условиям.
Соответственно, заключение Договора N 01/23 от 28.12.2023 г. является неправомерным.
Оценивая доводы Заказчика относительно "технической опечатки" в дате заключения договора N 01/23 Инспекция исходит из следующего.
В материалах дела имеется копия Договора N 01/23 с приложениями, с датой его заключения 28.12.2023 г., который подписан сторонами (как Заказчиком, так и Обществом с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "ПРОМТЕХНОЛОГИЯ"), приложение к Договору N 01/23 от 28.12.2023 г. Уведомление в антимонопольный орган (исх. N 1-2/2-669 от 29.12.2023 г., также содержит ссылку на договор N 01/23 от 28.12.2023 г.
В ходе проведении проверки Заказчиком представлены письменные объяснения, согласно которым, им была допущена техническая опечатка в дате заключения указанного Договора и на самом деле дата его заключения - 22.12.2023 г., о чем только в 2024 г. в Управление Федерального казначейства по Оренбургской области Заказчиком была направлена информация об изменении сведений контракта. В соответствии с пояснениями Заказчика 12.01.2024 г. УФК по Оренбургской области было направлено уведомление о соответствии контролируемой информации, в связи с чем в ЕИС размещен контракт от 22.12.2023 г. N 01/23. Обществом с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "ПРОМТЕХНОЛОГИЯ" представлена копия указанного Договора, датированная 22.12.2023 г.
Между тем, согласно ответу Управления Федерального казначейства по Оренбургской области (исх. N 53-09-20/15-714 от 19.02.2024 г.) на запрос антимонопольного органа, в личный кабинет органа контроля в отношении договора от 28.12.2023 г. N 01/23 поступила следующая информация:
1. Сведения от 28.12.2023 г. о контракте от 28.12.2023 г. N 01/23 со сроком исполнения с 28.12.2023 г. по 25.12.2024 г. Результат контроля - "контроль пройден", сформировано уведомление от 29.12.2023 г. о соответствии контролируемой информации и направлено Заказчику.
2. Сведения от 09.01.2024 г. об изменении контракта. Тип изменения - исправление сведений. В Сведениях указан контракт от 28.12.2023 г. N 01/23 со сроком исполнения 22.12.2023 г. по 25.12.2024 г., приложен контракт от 22.12.2023 г. По результатам проверки выявлено несоответствие даты заключения контракта, результат контроля - "контроль не пройден", сформирован протокол от 11.01.2024 г. о несоответствии контролируемой информации и направлен Заказчику.
3. Сведения от 11.01.2024 г. об изменении контракта. Тип изменения - исправление сведений. В Сведениях указан контракт от 22.12.2023 г. N 01/23 со сроком исполнения с 22.12.2023 г. по 31.12.2024 г. По результатам проверки выявлено несоответствие срока окончания исполнения контракта, результат контроля - "контроль не пройден", сформирован протокол от 12.01.2024 г. о несоответствии контролируемой информации и направлен Заказчику.
4. Сведения от 12.01.2024 г. об изменении контракта. Тип изменения - исправление сведений. В Сведениях указан контракт от 22.12.2023 г. N 01/23 со сроком исполнения с 22.12.2023 г. по 25.12.2024 г. Результат контроля - "контроль пройден", сформировано уведомление от 15.01.2024 г. о соответствии контролируемой информации и направлено Заказчику.
УФК по Оренбургской области отмечено, что Управлением, как органом контроля части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе проверка соответствия информации, указанной при изменении сведений о контракте проведена в рамках контрольных мероприятий и полномочий согласно Правилам ведения реестра контрактов N 60. Между тем, при внесении заказчиком исправлений в ранее представленные им Сведения не предусмотрено представление документов, подтверждающих вносимые исправления. Изменение же Заказчиком даты контракта на основании исправлений сведений в ЕИС является сферой ответственности клиента.
При этом, все пояснения Заказчика сводятся к "технической опечатке" допущенной в дате заключения договора, которая, при наличии названных выше обстоятельств, а также специфики заключения контрактов в рамках Закона о контрактной системе, является значимой. Кроме того, ни Заказчик, ни ООО НПП "Промтехнология" не привело доводов и доказательств о наличии объективных причин для изменения даты заключения контракта (договора), во всех документах, включая обращение в антимонопольный орган и информации о контракте, подлежащей размещению в Реестре контрактов, материалами дела, ответом УФК по Оренбургской области.
Кроме того, в рамках проведения проверки также установлено, что 10.02.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" Заказчиком было размещено извещение об открытом конкурсе в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по объекту "Школа на 825 мест в ЖК "Заречье" п. Ленина Оренбургского района" (номер извещения N 0853500000323000631). Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1199730628,61 рублей. Закупка осуществлялась в рамках национального проекта "Образование".
Согласно информации официального сайта Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru, контракт по итогам данной закупки заключен 16.03.2023 г. (Муниципальный контракт N 0853500000323000631 от 16.03.2023 г. (реестровый номер контракта: 3563801868923000004). Согласно приложению N 2 к контракту(график), срок выполнения проектно-изыскательских работ по объекту - с момента заключения контракта до 30.09.2023 г. (с учетом дополнительного соглашения), срок выполнения строительно-монтажных работ: с 01.10.2023 г. до 29.12.2023 г., с 01.01.2024 г. по 27.11.2024 г.).
Установлено, что 28.07.2023 г. (с последующим изменением от 09.08.2023 г.) на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" Заказчиком было размещено извещение об открытом конкурсе в электронной форме на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по строительству объекта "Школа на 825 мест в ЖК "Заречье" п. Ленина Оренбургского района" (номер извещения N 0153300004523000030). Начальная (максимальная) цена контракта составляет 15923907,64 рублей. Закупка осуществлялась в рамках национального проекта "Образование".
Дата и время окончания срока подачи заявок: 21.08.2023 г. 09:00 (МСК+2).
При этом, 10.08.2023 г. 12:28 (МСК+2) Заказчиком размещается извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.08.2023 г. N ИО1, основанием для отмены явилось решение Заказчика (конкурс отменен по решению заказчика).
23.11.2023 г. (с последующим изменением от 08.12.2023 г.) на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" Заказчиком вновь было размещено извещение об открытом конкурсе в электронной форме на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по строительству объекта "Школа на 825 мест в ЖК "Заречье" п. Ленина Оренбургского района" (номер извещения N 0153300004523000044). Начальная (максимальная) цена контракта составляет 15923907,64 рублей. Закупка осуществлялась в рамках национального проекта "Образование".
Дата и время окончания срока подачи заявок: 25.12.2023 г. 09:00 (МСК+2).
При этом, 21.12.2023 г. 17:30 (МСК+2) Заказчик размещает извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.12.2023 г. N ИО1, основанием для отмены явилось решение Заказчика.
Таким образом, Заказчик самостоятельно дважды отказывается от проведения закупки на осуществление строительного контроля по указанному объекту.
В соответствии с пояснениями Заказчика, указанное решение было обусловлено необходимостью корректировки технического задания. Вместе с тем, Заказчиком не дано пояснений относительно того, чем была вызвана такая необходимость - допущенными Заказчиком нарушениями в Техническом задании или иными причинами (в Единой информационной системе решения заказчика с обоснованием причин отказа от проведения закупок отсутствуют).
Следовательно, Заказчик имел возможность определить подрядчика (исполнителя) для осуществления строительного контроля на указанном объекте и заключить муниципальный контракт путем проведения конкурентных процедур, но Заказчиком не были предприняты надлежащие меры по проведению конкурентной закупки.
Исходя из Постановления Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области N 2526-п от 22.12.2023 г. "Об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для нужд администрации МО Оренбургский район", заместитель главы администрации МО - начальник управления по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству ___. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2023 г. N 667 О проведении строительного контроля в отношении объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) муниципальной собственности, включенных в комплексную государственную программу Российской Федерации "Строительство, с частью 2 стать 15 Федерального закона от 08.03.2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с подпунктом "г" пункта 1, п. 2, п. 7, 8 Постановления Правительства Оренбургской области N 223-пп, руководствуясь Уставом муниципального образования, постановил осуществить закупку товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд муниципального образования Оренбургский район у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) согласно перечню, представленному в приложении к настоящему постановлению.
Согласно данному перечню, заключению с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подлежит контракт на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по строительству объекта "Школа на 825 мест, расположенная по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, пос. п. Ленина (ЖК "Заречье"). Определены стороны по контракту - Администрация муниципального образования Оренбургский район и Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "ПРОМТЕХНОЛОГИЯ".
А также указанным приложением к Постановлению Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области N 2526-п от 22.12.2023 г. "Об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для нужд администрации МО Оренбургский район", определен предельный срок осуществления закупки - 31.12.2024 г.
К представленному в антимонопольный орган уведомлению о заключении Договора N 01/23 от 28.12.2023 г. приложено "Обоснование нецелесообразности осуществления закупки с использованием конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) требующих затрат времени" (далее - Обоснование) (не содержит номера, даты составления).
Согласно данному Обоснованию, в адрес администрации поступили письма от организаций, датированные 12.10.2023 г., 13.10.2023 г., 17.10.2023 г., 27.10.2023 г. с предложением о заключении договорных отношений по осуществлению строительного контроля на указанном объекте. Ранее предложений до проведения конкурентных процедур в адрес Заказчика не поступало. Стоимость услуг, предложенная Обществом с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "ПРОМТЕХНОЛОГИЯ" была самой низкой. Далее Заказчик в Обосновании ссылается на то, что 21.07.2023 г. администрация опубликовала извещение о проведении конкурса по осуществлению строительного контроля при строительстве объекта: "Школа на 1135 мест расположенная по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район с. Нежинка", который длился 52 дня. Также, Заказчиком указано, что ориентировочно строительные работы по объекту должны начаться в 2023 году, с целью предупреждения и недопущения отсутствия контроля за строительно-монтажными работами, Заказчик считает целесообразным заключить контракт с Обществом с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "ПРОМТЕХНОЛОГИЯ".
Инспекция Оренбургского УФАС России указанные в Обосновании доводы, считает несостоятельными, не свидетельствующими о законности заключения Договора без проведения конкурентных процедур. Так, само по себе наличие или отсутствие предложений от подрядчиков о заключении контракта, не может свидетельствовать о законности его заключения с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Ссылка на длительность проведения конкурентной закупки по осуществлению строительного контроля при строительстве объекта: "Школа на 1135 мест расположенная по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район с. Нежинка" не может расцениваться как доказательство правомерности заключения Договора N 01/23 от 28.12.2023 г. на ином объекте, как с единственным поставщиком.
О том, что строительно-монтажные работы по объекту "Школа на 825 мест, расположенная по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, п. Ленина в ЖК "Заречье", должны ориентировочно начаться в 2023 г. Заказчик знал заблаговременно, еще при планировании закупки N 0853500000323000631, 10.02.2023 г. разместив соответствующие требования по срокам выполнения работ при размещении извещения N 0853500000323000631, а также заключив 16.03.2023 г. соответствующий Муниципальный контракт N 0853500000323000631, реестровый номер контракта: 3563801868923000004), содержащий требования по срокам начала строительно-монтажных работ на объекте.
Несмотря на это, Заказчик от проведения конкурентных процедур самостоятельно дважды отказался, заключив Договор N 01/23 от 28.12.2023 г. (Договор N 01/23 от 22.12.2023 г.) с единственным поставщиком.
Иных доводов и доказательств правомерности заключения Договора N 01/23 от 28.12.2023 г. (Договора N 01/23 от 22.12.2023 г.), Заказчиком не представлено.
Таким образом, в результате заключения рассматриваемого договора, Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "ПРОМТЕХНОЛОГИЯ" получило доступ к выполнению работ (оказанию услуг) без конкурентной борьбы и было поставлено в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами - потенциальным участникам торгов, осуществляющими аналогичную деятельность.
Более того, неразмещение заказчиком закупки путем проведения конкурентных процедур (надлежащим образом) нарушает принцип прозрачности и открытости закупок, влечет нарушение прав участников закупки, которые были лишены возможности принять участие в конкурентной закупке.
Заказчик самостоятельно принимает решение о заключении контракта на основании части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на закупку любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требуемых Заказчику, в связи с возникновением таких обстоятельств, при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие экономической ситуации, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также срочностью осуществления закупки.
Инспекцией Оренбургского УФАС России установлено отсутствие обстоятельств, подтверждающих причинно-следственную связь между заключением указанного Договора N 01/23 и экономической ситуацией, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций. Кроме того, не установлено обстоятельств, объективно свидетельствующих о необходимости срочности заключения контракта (договора) без проведения торгов, возникшей не по вине Заказчика.
Таким образом, по мнению Инспекции Оренбургского УФАС России у Заказчика отсутствовали правовые основания для заключения Договора N 01/23 от 28.12.2023 г. ИКЗ 23 35638018689561201001 0039 001 7112 414 по организации и проведению строительного контроля на объекте капитального строительства: "Школа на 825 мест, расположенная по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, п. Ленина в ЖК "Заречье" (Договора N 01/23 от 22.12.2023 г. ИКЗ 23 35638018689561201001 0039 001 7112 414 по организации и проведению строительного контроля на объекте капитального строительства: "Школа на 825 мест, расположенная по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, п. Ленина в ЖК "Заречье") с единственным поставщиком, в рассматриваемом случае такое заключение не отвечает целям Закона о контрактной системе в силу отсутствия целесообразности, срочности и обоснованности применения такого способа определения поставщика, не обладает признаками, которые необходимы для защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций. Указанные работы (услуги) являются запланированными в рамках реализации Национального проекта "Образование".
Каких-либо возможных обстоятельств, объективно препятствующих проведению конкурентной процедуры при осуществлении указанной закупки Заказчиком не приведено.
Таким образом, заключение указанного Договора не вызвано обстоятельствами, в связи с которыми принят Закон N 46-ФЗ.
На основании вышеизложенного, в действиях Администрации по заключению Договора N 01/23 от 28.12.2023 г. ИКЗ 23 35638018689561201001 0039 001 7112 414 по организации и проведению строительного контроля на объекте капитального строительства: "Школа на 825 мест, расположенная по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, п. Ленина в ЖК "Заречье" (Договора N 01/23 от 22.12.2023 г. ИКЗ 23 35638018689561201001 0039 001 7112 414 по организации и проведению строительного контроля на объекте капитального строительства: "Школа на 825 мест, расположенная по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, п. Ленина в ЖК "Заречье") без проведения конкурентных способов осуществления закупки, установлено нарушение положений ст. 8, ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.29 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам проведения внеплановой проверки, руководствуясь ч. 3, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, п. 32-33, пп. "б" п. 35 Правил, Инспекция Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области нарушение требований ст. 8, ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что на момент вынесения решения договор заключен, предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе, не выдавать.
3. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Оренбургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 26 февраля 2024 г. N 056/10/99-84/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.02.2024