Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное департаментом строительства Администрации города Омска (далее - департамент, заказчик) обращение об обществе с ограниченной ответственностью "САХАЛИД" (далее - ООО "САХАЛИД", общество, подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 70-2021/СК от 28.12.2021 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по строительству объекта "Строительство многоквартирных домов в районе ул. 6-я Станционная для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Жилой дом N 1" (Реестровый номер 33.1957.21)" (извещение N 0152300011921001814) (далее - электронный аукцион, аукцион), размещенной уполномоченным органом - департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - "_" (доверенность N 3 от 26.06.2023),
заказчика - "_" (доверенность N Исх-ДС/2543 от 17.08.2023),
в отсутствие представителя подрядчика, уведомленного о времени и месте рассмотрения обращения,
УСТАНОВИЛА:
1. Изначально в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 13.02.2024 было направлено обращение о включении информации о подрядчике в Реестр (вх. N 1405-ЭП/24).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 10 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), департаменту в этот же день направлено уведомление о несоответствии обращения о включении информации об обществе в Реестр (к обращению не было приложено решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта).
На основании подпункта "е" пункта 10 Правил, частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) заказчиком повторно 15.02.2024 в Омское УФАС России было направлено обращение о включении информации об ООО "САХАЛИД" в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 26.11.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 4830000 руб.
01.12.2021, 02.12.2021, 03.12.2021, 07.12.2021 размещались разъяснения положений документации об электронном аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.12.2021 на участие в закупке было подано восемь заявок, каждая из которых была допущена к участию в аукционе.
Протокол проведения электронного аукциона от 13.12.2021 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы пятью участниками закупки. Лучшее ценовое предложение в размере 1123104 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 7 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 16.12.2021 заявки трех участников закупки были признаны несоответствующими требованиям, установленным в документации о проведении электронного аукциона. Победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в документации о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "САХАЛИД").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 28.12.2021 между заказчиком и обществом был заключен контракт с ценой 1123104 руб.
30.01.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N Исх-ДС/251) в связи с неисполнением обществом обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно решению причиной одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта явилось следующее:
"Приказом генерального директора Подрядчика N 15/12-1 от 20.12.2021 "О назначении ответственного лица" ответственным за осуществление строительного контроля в рамках действия муниципального контракта назначен инженер-резидент Подрядчика Морозов А.И.".
"В нарушение условий муниципального контракта в периоды с 09.01.2024 по 12.01.2024, с 15.01.2024 по 17.01.2024 ответственный исполнитель по строительному контролю Подрядчика Морозов А.И. не находился на строительной площадке Объекта во время выполнения Генподрядчиком всех работ по муниципальному контракту N 05-2022/С. Данный факт подтверждается актами N 1 от 09.01.2024, N 2 от 10.01.2024, N з от 11.01.2024, N 4 от 12.01.2024, N 5 от 15.01.2024, N 6 от 16.01.2024, N 7 от 17.01.2024".
"В нарушение условий муниципального контракта Подрядчиком с момента заключения муниципального контракта N 05-2022/С (10.06.2022) и до 24.01.2024 не представлялись Муниципальному заказчику месячные отчеты, а именно:
- после завершения приемки работ по муниципальному контракту N 05-2022/С 15.12.2022 по первому этапу, 16.12.2022 по второму этапу в период с 01.01.2023 по 10.01.2023 (включительно) Подрядчик не представил Муниципальному заказчику месячный отчет за декабрь 2022 года.
- после завершения приемки работ по муниципальному контракту N 05-2022/С 05.04.2023 по третьему этапу, 17.04.2023 по четвертому этапу в период с 01.05.2023 по 10.05.2023 (включительно) Подрядчик не представил Муниципальному заказчику месячный отчет за апрель 2023 года.
- после завершения приемки работ по муниципальному контракту
N 05-2022/С 25.05.2023 по пятому этапу в период с 01.06.2023 по 10.06.2023 (включительно) Подрядчик не представил Муниципальному заказчику месячный отчет за май 2023 года.
- после завершения приемки работ по муниципальному контракту N 05-2022/С 23.06.2023 по шестому этапу в период с 01.07.2023 по 10.07.2023 (включительно) Подрядчик не представил Муниципальному заказчику месячный отчет за июнь 2023 года.
- после завершения приемки работ по муниципальному контракту N 05-2022/С 21.07.2023 по седьмому этапу в период с 01.08.2023 по 10.08.2023 (включительно) Подрядчик не представил Муниципальному заказчику месячный отчет за июль 2023 года.
- после завершения приемки работ по муниципальному контракту N 05-2022/С 23.08.2023 по восьмому этапу в период с 01.09.2023 по 10.09.2023 (включительно) Подрядчик не представил Муниципальному заказчику месячный отчет за август 2023 года".
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 13.02.2024, информация о расторжении контракта в этот же день размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "САХАЛИД" не подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения закупки) заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено данным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено данным законом, информация о сроках завершения работы.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения закупки) к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения закупки) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров.
Согласно пункту 1.1 контракта его предметом выступало следующее: "Подрядчик обязуется по заданию Муниципального заказчика в установленный Контрактом срок выполнить работы по осуществлению строительного контроля (далее - Работы) за выполнением работ по строительству объекта "Строительство многоквартирных домов в районе ул. 6-я Станционная для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Жилой дом N 1" (далее - Объект), и сдать их Муниципальному заказчику, а Муниципальный заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в соответствии с Контрактом".
Также в пункте 1.2 контракта было указано на то, что работы по строительству объекта выполняются _ (далее - генподрядчик), заключившим муниципальный контракт от _ N _ (далее - муниципальный контракт). Действие контракта распространяется на все работы по строительству объекта, выполняемые генподрядчиком с даты заключения муниципального контракта.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Разделом "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" извещения о проведении электронного аукциона было определено, что начало выполнения работ приходится на дату заключения контракта, окончание выполнения работ - 14.12.2022.
Аналогичная вышеприведенной информация о сроке выполнения работ содержалась в пункте 3.1 заключенного контракта.
Срок действия контракта был определен до 31.12.2022 (пункт 11.7 контракта).
Разделом 4 контракта были регламентированы права и обязанности сторон при его исполнении.
Заказчик на основании пункта 4.4.1 имел право в любое время осуществлять контроль за ходом выполнения подрядчиком работ на объекте, включая проверку качества приемки работ, наличия исходно-разрешительной и исполнительной документации, фактических объемов на соответствие сметам, формам N КС-2, N КС-3.
В обязанности подрядчика согласно пунктам 4.4.3 и 4.4.4 входило, в том числе следующее:
в области контроля за ходом строительства:
- обеспечить присутствие на Объекте необходимой численности ответственных исполнителей по строительному контролю в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства";
в области ведения учета и отчетности:
- по истечении каждого месяца в течение 10 календарных дней после завершения приемки работ по муниципальному контракту за истекший месяц Подрядчик представляет Муниципальному заказчику месячный отчет в соответствии с приложением N 2 к Контракту на бумажном носителе и в электронном виде.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения закупки) в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 данного закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.1 контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, в том числе в связи с несоблюдением подрядчиком обязанности, предусмотренной пунктом 4.4.12 контракта.
В пункте 10.2 контракта также содержалось право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое 30.01.2024 департаментом решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 31.01.2024 в 10:05 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 3550305358321000078) признается 31.01.2024 в 10:05 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой подрядчик.
Таким образом, ООО "САХАЛИД" на основании статьи 193 ГК РФ, части 1 статьи 2, частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в период с 01.02.2024 по 12.02.2024 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Омским УФАС России 19.02.2024 сторонам контракта было направлено (исх. N ТШ/955/24) уведомление о рассмотрении 21.02.2024 в 10 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 20.02.2024:
- заказчику документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения обществом обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- подрядчику письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
На указанный запрос Омского УФАС России какие-либо пояснения и доказательства добросовестности при исполнении контракта обществом представлены не были.
Представленные заказчиком (вх. N 1644-ЭП/24 от 20.02.2024) сведения о взаимодействии с ООО "САХАЛИД" в рамках исполнения контракта, в том числе информация официального сайта ЕИС об исполнении контракта, документальные доказательства неисполнения обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также вся имеющаяся переписка между сторонами свидетельствуют о следующем.
10.06.2022 между департаментом и ООО "ДСК-3" был заключен муниципальный контракт N 05-2022/С, предметом которого являлось выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта, подлежащего строительному контролю.
22.06.2022 между сторонами рассматриваемого контракта заключено дополнительное соглашение N 1, в соответствии с которым в пункт 1.2 контракта было включено наименование организации, осуществляющей работы по строительству объекта.
12.08.2022 (исх. N Исх-ДС/1867) и 26.06.2023 (исх. N Исх-ДС/1881) заказчиком направлялись письма, содержащие просьбу принять участие в совещаниях по вопросам, связанным со строительством объекта, 22.08.2023 (исх. N Исх-ДС/2577) по вопросу подключения объекта к инженерным сетям (копия протокола совещания для исполнения поручений направлена 28.08.2023).
10.01.2023 департаментом направлен (исх. N Исх-ДС/16) для согласования проект производства работ на строительство объекта, утвержденный подрядной организацией.
13.07.2023 заказчиком направлены (исх. N Исх-ДС/2085) приказы NN 104, 105 от 07.07.2023 об утверждении изменений, внесенных в проектно-сметную документацию объекта.
10.10.2023 ранее заключенный заказчиком и ООО "ДСК-3" контракт на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта был расторгнут.
В целях завершения строительно-монтажных работ 18.10.2023 между департаментом и ООО "СМУ N 1" был заключен муниципальный контракт N 127-2023/С.
30.10.2023 департаментом в адрес общества направлены (Исх-ДС/3436) приказы нового генерального подрядчика "О назначении ответственного лица за производство строительно-монтажных работ при строительстве" и "О назначении уполномоченного представителя лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля".
07.12.2023 заказчиком направлена (исх. N Исх-ДС/3860) копия протокола совещания, проведенного 04.12.2023, для исполнения поручений.
Согласно решению заказчика о нарушении условий контракта со стороны подрядчика свидетельствует несвоевременное выполнение работ, связанное с непредоставлением месячных отчетов и ненахождением на строительной площадке объекта в периоды времени, указанные в таком решении.
Нарушение срока выполнения обществом соответствующих мероприятий в части ненахождения ответственного исполнителя по строительному контролю на строительной площадке объекта приходится на период с 09.01.2024 по 17.01.2024, в части непредоставления месячного отчета - в период с декабря 2022 года по август 2023 года.
Утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства) устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений (пункт 2 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства).
В силу пунктов 3 и 4 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства строительный контроль проводится:
лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик);
застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).
Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.
Пунктом 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства закреплен перечень контрольных мероприятий, которые включает строительный контроль, осуществляемый заказчиком.
Анализ вышеуказанных положений о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства позволяет прийти к выводу о том, что составление месячных отчетов не представляет собой обязательство подрядчика, непосредственно связанное с осуществлением строительного контроля, а является иным обязательством в рамках заключенного контракта.
Более того, в Положении отсутствуют требования о фиксировании проведения контрольного мероприятия и его результатов путем составления какого-либо отчета. По смыслу пункта 12 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства такие результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов.
О нарушении ООО "САХАЛИД" условий контракта по причине ненахождения ответственного исполнителя по строительному контролю на строительной площадке объекта Комиссия отмечает следующее.
Из материалов дела следует, что 09.01.2024, 10.01.2024, 11.01.2024, 12.01.2024, 15.01.2024, 16.01.2024, 17.01.2024 в присутствии представителей заказчика и генерального подрядчика по контракту, заключенному для целей строительства объекта, составлялись акты о простое, согласно которым при осмотре строительной площадки было установлено отсутствие ответственного исполнителя по строительному контролю ООО "САХАЛИД" Морозова А.И. на строительной площадке.
Таким образом, указанные заказчиком нарушения в данной части приходятся на период с 09.01.2024 по 17.01.2024, притом что срок выполнения работ по контракту был определен 14.12.2022, срок действия контракта истек 31.12.2022. Одновременно материалы дела не содержат информации о заключении между сторонами дополнительных соглашений в целях продления срока действия контракта.
В связи с чем, по убеждению Комиссии, подрядчик не может быть признан нарушившим условия контракта, срок выполнения работ по которому, а также срок его действия истекли.
Комиссия также признает несостоятельными доводы представителя заказчика о том, что обязательства подрядчика по договору строительного контроля прекращаются окончанием выполнения работ по строительству объекта.
Какую-либо оговорку о продлении действия контракта на срок, необходимый для строительства объекта, заключенный между обществом и департаментом контракт не содержал.
Соответственно, в рамках самостоятельного контракта подрядчик связан обязательствами, исключительно возникшими из такого контракта, без учета действительного срока строительства объекта, в отношении которого осуществляется строительный контроль.
Таким образом, Комиссия не может согласиться с тем, что нарушения, послужившие принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, являются существенными.
Указанное противоречит положениям части 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, наделяющим заказчика правом на односторонний отказ от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
При таких обстоятельствах в силу пункта 15 Правил (неподтверждения заказчиком фактов существенного нарушения подрядчиком условий контракта) информация об обществе с ограниченной ответственностью "САХАЛИД" не подлежит включению в Реестр.
Дополнительно в рамках рассмотрения настоящего обращения заказчика Комиссия отмечает следующее.
Заключенным сторонами контрактом отдельные этапы его исполнения выделены не были, цена в отношении этапов исполнения контракта также не указана.
При этом раздел 5 контракта, регламентирующий порядок сдачи и приемки выполненных работ, включал сведения о подписании сторонами документов о приемке по окончании каждого этапа.
Из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС, следует, что при исполнении контракта сторонами были составлены и подписаны следующие документы:
- документ о приемке от 26.12.2022 на сумму 77871,14 руб. (подписан заказчиком 28.12.2022), платежное поручение N 1175 от 29.12.2022;
- документ о приемке от 05.05.2023 на сумму 40720,10 руб. (подписан заказчиком 12.05.2023), платежное поручение N 220 от 15.05.2023;
- документ о приемке от 05.06.2023 на сумму 38086,85 руб. (подписан заказчиком 08.06.2023), платежное поручение N 316 от 09.06.2023;
- документ о приемке от 30.06.2023 на сумму 47354,21 руб. (подписан заказчиком 05.07.2023), платежное поручение N 403 от 06.07.2023;
- документ о приемке от 21.08.2023 на сумму 16941,14 руб. (подписан заказчиком 24.08.2023), платежное поручение N 580 от 25.08.2023;
- документ о приемке от 28.08.2023 на сумму 33782,11 руб. (подписан заказчиком 30.08.2023), платежное поручение N 601 от 31.08.2023.
Всего по контракту оплачено заказчиком 254755,55 руб.
Указанное однозначно свидетельствует о том, что фактически сложившийся между сторонами порядок приемки и оплаты противоречил требованиям Федерального закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с пунктом 14 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению.
В приложении к Положению о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля определяются с учетом стоимости строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (млн. рублей), от размера которой зависит норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль (человек).
Исходя из заключенного между департаментом и ООО "САХАЛИД" муниципального контракта N 05-2022/С от 10.06.2022 цена строительства объекта составляла 590251284 руб. (за вычетом цены работ по разработке рабочей документации в размере 6368762,64 руб. от общей цены контракта).
Так, на основании приложения к Положению о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства для стоимости строительства от 500 до 600 млн. руб. норматив численности работников составляет 21 человек.
В свою очередь, согласно представленной заказчиком информации ответственным за осуществление строительного контроля в рамках действия контракта был назначен только один работник подрядчика.
С учетом указанного Комиссия считает необходимым направить материалы дела в орган внутреннего муниципального финансового контроля для проведения проверки в данной части.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Отказать во включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации:
- об обществе с ограниченной ответственностью "САХАЛИД" (677010, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 124, офис 410), ИНН 1435340597, КПП 143501001;
- о генеральном директоре общества с ограниченной ответственностью "САХАЛИД" "_", ИНН 352526857842;
- об участниках общества с ограниченной ответственностью "САХАЛИД" (размер доли (в процентах) - 51 % "_", ИНН 143516641499, (размер доли (в процентах) - 49 % "_", ИНН 352526857842.
2. Передать материалы рассмотрения настоящего обращения в Управление финансового контроля Администрации города Омска в целях проверки соблюдения департаментом строительства Администрации города Омска предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе требований к исполнению контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 21 февраля 2024 г. N 055/10/104-149/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.02.2024