Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев обращение, направленное казенным учреждением Омской области "Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений" (далее - заказчик, КУ "Управление по строительству") о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Теплый дом" (далее - ООО "Теплый дом", общество, подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N Ф.2023.002043 от 16.10.2023, заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по содержанию объекта "Пусковой комплекс совмещенного с метрополитеном мостового перехода через реку Иртыш в городе Омске с правобережным и левобережным подходами и наружным освещением протяженностью 1905 м" в части дооснащения техническими средствами организации дорожного движения (Реестровый номер 23.34.2055)" (извещение N 0152200004723002043) (далее - закупка, электронный аукцион, контракт), размещенной Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган)",
в отсутствие представителя подрядчика, извещенного о дате, времени и месте рассмотрения обращения,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа - <_> (доверенность N 162 от 22.02.2024);
в присутствии представителей заказчика - <_>(доверенность N 12 от 21.02.2024), <_> (доверенность N 11 от 21.02.2024)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 19.02.2024 было направлено (вх. N 1592-ЭП/24) обращение о включении информации о подрядчике в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 27.09.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0152200004723002043 с начальной (максимальной) ценой контракта 4 086276,67 руб. (идентификационный код закупки 232550124705455010100100410034399244).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.10.2023 заявка единственного участника закупки (ООО "Теплый дом") признана соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 16.10.2023 между заказчиком и обществом был заключен контракт с ценой 4 086276,67 руб. (номер реестровой записи 2550124705423000024).
05.02.2024 заказчиком на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом с приложением решения в виде электронного документа от 05.02.2024 (исх. N 01-12/205).
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 16.02.2024.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "Теплый дом" подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пунктов 8 и 10 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию:
- о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы),
- о размере аванса (если предусмотрена выплата аванса).
Извещением об осуществлении закупки были определены даты начала и окончания исполнения контракта: с даты заключения контракта по 29.12.2023.
Также извещением было предусмотрено, что размер аванса составляет 30 % от цены контракта.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу пункта 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
На основании пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Положения пунктов 1.1-1.4 контракта о его предмете, месте и сроке выполнения работ включали следующее:
"Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по содержанию объекта "Пусковой комплекс совмещенного с метрополитеном мостового перехода через реку Иртыш в городе Омске с правобережным и левобережным подходами и наружным освещением протяженностью 1905 м" в части дооснащения техническими средствами организации дорожного движения (далее соответственно - объект, работы) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим контрактом.
Работы по настоящему контракту, если иное не предусмотрено настоящим контрактом, выполняются Подрядчиком, его иждивением - из его материалов (товаров), его силами и средствами, в соответствии с Техническим заданием на выполнение работ по содержанию объекта "Пусковой комплекс совмещенного с метрополитеном мостового перехода через реку Иртыш в городе Омске с правобережным и левобережным подходами и наружным освещением протяженностью 1905 м" в части дооснащения техническими средствами организации дорожного движения (Приложение N 1 к настоящему контракту) (далее - Техническое задание). Объем работ по содержанию объекта определяется в соответствии со сметным расчетом стоимости работ по содержанию объекта (Приложение N 2 к настоящему контракту).
Место выполнения работ: Российская Федерация, Омская область, г. Омск, объект "Пусковой комплекс совмещенного с метрополитеном мостового перехода через реку Иртыш в городе Омске с правобережным и левобережным подходами и наружным освещением протяженностью 1905 м" от ул. Орджоникидзе до пер. Енисейский: Мост им. 60-летия Победы через р. Иртыш, левобережный подход по ул. Конева.
Срок выполнения работ: начало срока выполнения работ - с даты заключения настоящего контракта, окончание срока выполнения работ - 20 декабря 2023 года".
Пунктами 2.7-2.9 контракта было предусмотрено следующее:
"2.7. Размер аванса составляет 30 % от цены контракта, что составляет 1 225 883(один миллион двести двадцать пять тысяч восемьсот восемьдесят три) рубля 00 копеек. Выплата аванса осуществляется путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 10 рабочих дней со дня получения Заказчиком счета, выставленного Подрядчиком.
2.8. Оплата выполнения работ производится Заказчиком за вычетом аванса в размере 30 % от суммы предъявленных Подрядчиком к оплате работ.
2.9. В случае, если Подрядчик не приступил своевременно к выполнению работ либо работы выполнены не в полном объеме, то Подрядчик обязан возвратить аванс за вычетом стоимости фактически выполненных и принятых Заказчиком работ не позднее 3 рабочих дней с даты получения соответствующего уведомления от Заказчика".
Разделом 7 контракта были регламентированы права и обязанности сторон при его исполнении.
В частности, из пункта 7.4 контракта следует, что подрядчик обязан выполнить работы в сроки, установленные контрактом.
Пунктом 7.2.2 контракта установлены обязанности заказчика в течение 5 рабочих дней со дня заключения настоящего контракта:
"7.2.2.2. Предоставить Подрядчику в письменной форме сведения об ответственном представителе Заказчика, который уполномочен Заказчиком на основании доверенности, выданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, осуществлять контроль за выполнением работ, приемку выполненных работ, в том числе подписывать документы, предусмотренные настоящим контрактом.
7.2.2.3. Передать Подрядчику по акту приема-передачи объект".
В свою очередь, в данной части у подрядчика возникали встречные обязанности в течение 2 рабочих дней со дня заключения настоящего контракта:
" 7.4.2.2. Предоставить Заказчику доверенность на ответственного представителя Подрядчика, выданную в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, на представление интересов Подрядчика при исполнении настоящего контракта с правом подписи всех документов.
7.4.2.1. Принять от Заказчика по акту приема-передачи объект".
Кроме того, в соответствии с пунктом 7.4.3 контракта подрядчик обязан перед началом производства работ предоставить схему организации движения, согласованную в установленном порядке с соответствующими органами.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.
Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ регламентировано, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании пункта 12.7 контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством
В пункте 7.1.7 контракта также было закреплено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7.1.6 контракта заказчик имеет право отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков если:
- подрядчик не приступает своевременно к исполнению настоящего контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;
- отступления в работе от условий настоящего контракта и иные недостатки и (или) дефекты результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое КУ "Управление по строительству" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 05.02.2024 в 18:39 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 2550124705423000024) датой поступления обществу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением признается 05.02.2024 в 18:39 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой подрядчик.
Таким образом, ООО "Теплый дом" на основании статьи 193 ГК РФ, части 1 статьи 2, частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в период с 06.02.2024 по 15.02.2024 имело право на устранение нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена в ЕИС 20.02.2024.
Кроме того, Омским УФАС России в этот же день сторонам контракта было направлено (исх. N ТШ/994/24) уведомление о рассмотрении 26.02.2024 в 11 час. 20 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 21.02.2024:
- заказчику документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения обществом обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- подрядчику письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
На указанный запрос Омского УФАС России какие-либо пояснения и доказательства добросовестности при исполнении контракта ООО "Теплый дом" представлены не были.
Представленные заказчиком сведения (вх. N 1692/24 от 21.02.2024) о взаимодействии с обществом в рамках исполнения контракта, вся имеющаяся переписка между сторонами, а также информация официального сайта ЕИС об исполнении контракта свидетельствуют о следующем.
18.10.2023 учреждение направило (исх. N 03-10/1705) подрядчику информацию об ответственных представителях заказчика, которые уполномочены на основании доверенности, выданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, осуществлять контроль за выполнением работ, приемку выполненных работ, в том числе подписывать документы, предусмотренные контрактом.
К указанному письму был приложен акт приема-передачи объекта, подписанный представителем заказчика.
Сведения об ответственном представителе подрядчика были направлены с адреса электронной почты общества ( arutik.grigoryan@mail.ru), указанного в контракте, на адрес электронной почты заказчика (письмо N 1 от 18.10.2023).
При этом 19.10.2023 подрядчиком в адрес заказчика был направлен счет на оплату аванса N 12 на сумму 1 225 883 руб.
24.10.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо (исх. N 02-24/1744) о предоставлении схемы организации дорожного движения, а также информации о начале выполнения обществом работ на объекте.
26.10.2023 подрядчиком направлен график выполнения работ на объекте, согласно которому общество планировало приступить к работам с 06.11.2023, с окончанием всех работ по контракту 20.12.2023. Следует отметить, что представленный график выполнения работ не был подписан со стороны ООО "Теплый дом".
02.11.2023 заказчиком была осуществлена выплата аванса по контракту в размере 1 225 883 руб. (платежное поручение N 816).
16.11.2023 заказчиком направлено письмо (исх. N 02-24/1832), в котором учреждение указало о невыполнении обществом условий контракта:
- акт приема-передачи, подписанный со стороны ООО "Теплый дом", заказчику не представлен;
- не предоставлена схема организации дорожного движения;
- по состоянию на 16.11.2023 подрядчик не приступил к выполнению работ.
Заказчиком также было указано о том, что обращения посредством сотовой связи на контактный номер руководителя, указанный в карточке ООО "Теплый дом", последним игнорируются.
В связи с изложенным заказчик требовал у общества предоставить в срок до 20.11.2023 оформленную надлежащим образом схему организации дорожного движения на период выполнения работ по контракту, а также в кратчайшие сроки приступить к исполнению принятых обязательств по контракту
23.11.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлено требование (исх. N 06-30/1866) об уплате обществом штрафа в размере 15000 руб. за неисполнение обязательств по контракту.
11.12.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо (исх. N 02-24/1983) о неисполнении им условий контракта, в котором учреждение требовало от общества незамедлительно приступить к исполнению обязательств по контракту.
19.12.2023 заказчиком в адрес подрядчика было направлено требование (исх. N 01-09/2038) о возврате аванса по контракту, которое ООО "Теплый дом" не исполнено.
Все перечисленные письма со стороны заказчика направлялись заказными письмами по адресу места нахождения ООО "Теплый дом", указанному в контракте, а также путем направления их по адресу электронной почты ООО "Теплый дом" ( arutik.grigoryan@mail.ru).
Комиссия, оценив представленные сторонами контракта доказательства, признает односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по указанным в нем основаниям обоснованным.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что к выполнению работ по контракту подрядчик не приступил, т.е. обществом были нарушены как начальный, так и конечный сроки выполнения работ по контракту.
При этом обществу был выплачен аванс в размере 1 225 883 руб., который не был возвращен заказчику несмотря на его требование от 19.12.2023.
С учетом вышеизложенного, Комиссия усматривает в действиях подрядчика направленность на несоблюдение условий контракта и недобросовестность при его исполнении.
В материалах дела отсутствуют данные, указывающие на то, что неисполнение условий контракта о сроках выполнения работ было допущено по независящим от общества обстоятельствам.
Имеющиеся в деле документы и сведения указывают на то, что неисполнение обязательств обществом повлекло невозможность достижения результата, на который рассчитывало учреждение при заключении контракта.
Заключая контракт, ООО "Теплый дом" знало о характере и объемах необходимых к выполнению работ, обязано было проанализировать их характер с учетом требований специального законодательства, которые предъявляются к таким работам, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач, совершать другие действия, направленные на соблюдение срока выполнения работ.
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, несмотря на получение аванса, а равно о наличии у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Кроме того, в 10-дневный срок, установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе для устранения нарушения условий контракта, какие-либо работы ООО "Теплый дом" на объекте не велись.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Комиссией также не выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 15 Правил являются основанием для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в Реестр.
Действуя в рамках заключенного контракта, подрядчик должен был осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
На основании представленных документов и сведений Комиссия приходит к выводу о подтверждении заказчиком фактов существенного нарушения подрядчиком условий контракта, в связи с чем информация об ООО "Теплый дом" подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года информацию:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Теплый дом" (155312, Ивановская область, микрорайон Вичугский, с.п. Сунженское, д. Артюшино, д. 15), ИНН 3700007180, КПП 370001001;
- о генеральном директоре и единственном участнике общества с ограниченной ответственностью "Теплый дом" (размер доли (в процентах) - 100 % Григоряне Грагате Самвеловиче, ИНН 370114316106.
2. В рамках межведомственного взаимодействия передать материалы дела в правоохранительные органы для оценки на предмет наличия (отсутствия) в действиях ООО "Теплый дом" (ИНН 3700007180, ОГРН 1233700005186) признаков преступления.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
Т.П. Шмакова
А.Н. Зефиров
А.П. Алексина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 февраля 2024 г. N 055/10/104-156/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.02.2024