Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное департаментом строительства Администрации города Омска (далее - департамент, заказчик) обращение об обществе с ограниченной ответственностью "САХАЛИД" (далее - ООО "САХАЛИД", общество, подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта 59-2023/СК от 25.05.2023 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту объекта "Капитальный ремонт здания "Средняя образовательная школа N 3", расположенного по адресу г. Омск, ул. Шота Руставели, д. 1"
при участии посредством видео-конференц-связи представителя заказчика - "_" (доверенность N Исх-ДС/2543 от 17.08.2023),
в отсутствие представителя подрядчика, уведомленного о времени и месте рассмотрения обращения,
УСТАНОВИЛА:
1. Изначально на адрес электронной почты Омского УФАС России ( to55@fas.gov.ru) заказчиком 20.02.2024 было направлено обращение о включении информации о подрядчике в Реестр (вх. N 1622-ЭП/24).
В связи с тем, что Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), не предусматривают в качестве способа направления обращения адрес электронной почты органа контроля, Омским УФАС России в этот же день было направлено (исх. N ТШ/1006/24) уведомление о несоответствии обращения о включении информации о подрядчике в Реестр.
На основании частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) заказчиком повторно 21.02.2024 в Омское УФАС России было направлено обращение о включении информации об ООО "САХАЛИД" в Реестр (вх. N 1680/24).
Из представленных материалов и информации следует, что 25.05.2023 между заказчиком и обществом на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе был заключен контракт ценой 600000 руб.
30.01.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N Исх-ДС/253) в связи с неисполнением обществом обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно решению причиной одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта явилось следующее:
"В нарушение условий муниципального контракта в периоды с 09.01.2024 по 12.01.2024, с 15.01.2024 по 19.01.2024 ответственный исполнитель по строительному контролю Подрядчика Морозов А.И. не находился на строительной площадке Объекта во время выполнения Генподрядчиком всех работ по муниципальному контракту N 04-2023/С. Данный факт подтверждается актами N 1 от 09.01.2024, N 2 от 10.01.2024, N 3 от 11.01.2024, N 4 от 12.01.2024, N 5 от 15.01.2024, N 6 от 16.01.2024, N 7 от 17.01.2024, N 8 от 18.01.2024, N 9 от 19.01.2024".
"В нарушение условий муниципального контракта Подрядчиком с момента заключения муниципального контракта N 04-2023/С (10.03.2023) и до 24.012024 не представлялись Муниципальному заказчику месячные отчеты, а именно:
- в период с 01.06.2023 по 10.06.2023 (включительно) Подрядчик не представил Муниципальному заказчику месячный отчет за май 2023 года;
- в период с 01.07.2023 по 10.07.2023 (включительно) Подрядчик не представил Муниципальному заказчику месячный отчет за июнь 2023 года;
- в период с 01.08.2023 по 10.08.2023 (включительно) Подрядчик не представил Муниципальному заказчику месячный отчет за июль 2023 года;
- в период с 01.09.2023 по 10.09.2023 (включительно) Подрядчик не представил Муниципальному заказчику месячный отчет за август 2023 года;
- в период с 01.10.2023 по 10.10.2023 (включительно) Подрядчик не представил Муниципальному заказчику месячный отчет за сентябрь 2023 года;
- в период с 01.11.2023 по 10.11.2023 (включительно) Подрядчик не представил Муниципальному заказчику месячный отчет за октябрь 2023 года";
- в период с 01.12.2023 по 10.12.2023 (включительно) Подрядчик не представил Муниципальному заказчику месячный отчет за ноябрь 2023 года";
- в период с 01.01.2024 по 10.01.2024 (включительно) Подрядчик не представил Муниципальному заказчику месячный отчет за декабрь 2023 года".
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 20.02.2024.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "САХАЛИД" подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров.
Согласно пункту 1.1 контракта его предметом выступало следующее: "Подрядчик обязуется по заданию Муниципального заказчика в установленный Контрактом срок выполнить работы по осуществлению строительного контроля (далее - Работы) за выполнением работ по капитальному ремонту объекта "Капитальный ремонт здания "Средняя образовательная школа N 3", расположенного по адресу г. Омск, ул. Шота Руставели, д. 1" (далее - Объект), и сдать их Муниципальному заказчику, а Муниципальный заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в соответствии с Контрактом".
Также в пункте 1.2 контракта было указано на то, что работы по строительству объекта выполняются обществом с ограниченной ответственностью "ДАНСтрой" (далее - Генподрядчик), заключившим муниципальный контракт от 10.03.2023 N 04-2023/С (далее - муниципальный контракт). Действие контракта распространяется на все работы по строительству объекта, выполняемые Генподрядчиком с даты заключения муниципального контракта.
Пунктом 2.5 контракта определен порядок оплаты, который должен был производиться заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика:
- 100 000 (Сто тысяч) рублей 00 копеек в течение 25 рабочих дней с даты заключения контракта, на основании выставленного подрядчиком счета;
- 100 000 (Сто тысяч) рублей 00 копеек в течение 75 рабочих дней с даты заключения контракта, на основании выставленного подрядчиком счета;
- 100 000 (Сто тысяч) рублей 00 копеек в течение 125 рабочих дней с даты заключения контракта, на основании выставленного подрядчиком счета;
- окончательный расчет производится заказчиком в течение 10 рабочих дней после завершения в полном объеме работ на объекте, включая устранение выявленных дефектов (недоделок) и приемку законченного капитальным ремонтом объекта, после подписания заказчиком актов выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), на основании счетов (счетов-фактур), выставленных подрядчиком, но не позднее 29.12.2023.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Информация о сроке выполнения работ содержалась в пункте 3.1 заключенного контракта, при этом начало выполнения работ приходилось на дату заключения контракта, окончание выполнения работ - 22.12.2023 года, но не ранее выполнения Генподрядчиком всего объема работ по муниципальному контракту.
Срок действия контракта был определен до 31.12.2023 (пункт 11.7 контракта).
Разделом 4 контракта регламентированы права и обязанности сторон при его исполнении.
Заказчик на основании пункта 4.4.1 имел право в любое время осуществлять контроль за ходом выполнения подрядчиком работ на объекте, включая проверку качества приемки работ, наличия исходно-разрешительной и исполнительной документации, фактических объемов на соответствие сметам, формам N КС-2 и/или электронному документу о приемке.
В обязанности подрядчика согласно пунктам 4.4.3 и 4.4.4 входило, в том числе следующее:
в области контроля за ходом строительства:
- обеспечить присутствие на объекте необходимой численности ответственных исполнителей по строительному контролю в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (далее - Постановление N 468).
Ответственные исполнители должны быть закреплены приказом руководителя подрядчика за объектом персонально, с возможностью обязательного замещения таковых, при их вынужденном отсутствии по причинам, не зависящим от заказчика. Ответственные исполнители должны находиться на объекте не менее 2-х раз в неделю во время выполнения Генподрядчиком всех работ по муниципальному контракту;
в области ведения учета и отчетности:
- представлять заказчику месячный отчет в соответствии с приложением N 2 к контракту на бумажном носителе и в электронном виде в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.1 контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В пункте 10.2 контракта также содержалось право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 данного закона), регламентирован положениями части 12.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной нормой в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Комиссией установлено, что принятое 30.01.2024 департаментом решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 01.02.2024 было направлено заказным письмом с уведомлением о вручении (почтовый идентификатор 65507092025276) по адресу подрядчика, указанному в контракте (677010, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 124, офис 410).
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно информации с сайта АО "Почта России" https://pochta.ru/ "Отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 65507092025276" заказное письмо заказчика было вручено подрядчику 08.02.2024, о чем имеется запись "08 февр. 2024, 13:25 Вручение адресату 677010, Якутск 41 г", что также подтверждается копией почтового отправления.
Следовательно, датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением признается 08.02.2024.
Таким образом, ООО "САХАЛИД" на основании статьи 193 ГК РФ, части 1 статьи 2, частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в период с 09.02.2024 по 19.02.2024 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Омским УФАС России 21.02.2024 сторонам контракта было направлено (исх. N ТШ/1053/24) уведомление о рассмотрении 29.02.2024 в 10 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 26.02.2024:
- заказчику документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения обществом обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- подрядчику письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
На указанный запрос Омского УФАС России какие-либо пояснения и доказательства добросовестности при исполнении контракта обществом представлены не были.
Представленная заказчиком (вх. N 1810-ЭП/24 от 27.02.2024) хронология взаимодействия с ООО "САХАЛИД" в рамках исполнения контракта, документальные доказательства неисполнения обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также вся имеющаяся переписка между сторонами свидетельствуют о следующем.
14.06.2023 (исх. N Исх-ДС/1748), 28.07.2023 заказчиком направлялись (исх. N Исх-ДС/2248) копии протоколов совещаний для исполнения поручений.
26.06.2023 (исх. N Исх-ДС/1882) департаментом направлено письмо, содержащее просьбу принять участие в совещании по вопросам, связанным капитальным ремонтом объекта.
10.07.2023 заказчиком направлены (исх. N Исх-ДС/2247) проектные решения по конструкции полов, а также измененный проект в части усиления внутренних стен.
28.07.2023 (исх. N Исх-ДС/2247), 02.08.2023 (исх. N Исх-ДС/2364) департаментом направлялась уточненная версия проектной документации по объекту.
11.09.2023 заказчиком направлены (исх. N Исх-ДС/2834) проектные решения по устройству крылец и козырьков на объекте.
05.10.2023 департаментом запрошена (исх. N Исх-ДС/31) информация о передаче подрядной организации исполнительной документации и актов выполненных работ для приемки по состоянию на дату данного письма.
17.10.2023 заказчик обратился с просьбой (исх. N Исх-ДС/326) в течение 5 рабочих дней проверить документацию, представленную генеральным подрядчиком, подписать или направить мотивированный отказ с приложением перечня замечаний.
24.01.2024 департаментом выставлено требование (исх. N Исх-ДС/165) об уплате подрядчиком неустойки (пени, штрафа) по контракту.
В рамках исполнения контракта департаментом осуществлялась оплата выполненных работ, что подтверждается платежным поручением N 399 от 06.07.2023 на сумму 100000 руб., платежным поручением N 585 от 29.08.2023 на сумму 100000 руб., платежным поручением N 882 от 14.11.2023 на сумму 100000 руб.
Согласно решению заказчика о нарушении условий контракта со стороны подрядчика свидетельствует несвоевременное выполнение работ, связанное с непредоставлением месячных отчетов и ненахождением на строительной площадке объекта в периоды времени, указанные в таком решении.
Нарушение срока выполнения обществом соответствующих мероприятий в части ненахождения ответственного исполнителя по строительному контролю на строительной площадке объекта приходится на период с 09.01.2024 по 12.01.2024, с 15.01.2024 по 19.01.2024, в части непредоставления месячного отчета - в период с мая 2023 года по декабрь 2023 года.
Утвержденное Постановлением N 468 Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства) устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений (пункт 2 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства).
В силу пунктов 3 и 4 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства строительный контроль проводится:
лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик);
застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).
Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.
Пунктом 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства закреплен перечень контрольных мероприятий, которые включает строительный контроль, осуществляемый заказчиком:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
Анализ вышеуказанных положений о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства позволяет прийти к выводу о том, что составление месячных отчетов не представляет собой обязательство подрядчика, непосредственно связанное с осуществлением строительного контроля, а является иным обязательством в рамках заключенного контракта.
Более того, в Положении о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства отсутствуют требования о фиксировании проведения контрольного мероприятия и его результатов путем составления какого-либо отчета. По смыслу пункта 12 данного Положения такие результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов.
Вместе с тем материалы дела свидетельствуют о нарушении ООО "САХАЛИД" условий контракта по осуществлению контроля за ходом строительства по причине отсутствия ответственного исполнителя по строительному контролю на строительной площадке объекта.
Так, 09.01.2024, 10.01.2024, 11.01.2024, 12.01.2024, 15.01.2024, 16.01.2024, 17.01.2024, 18.01.2024, 19.01.2024 в присутствии представителей заказчика и генерального подрядчика по контракту (ООО "ДАНСтрой"), заключенному для целей капитального ремонта объекта, составлялись акты о простое, согласно которым при осмотре строительной площадки было установлено отсутствие ответственного исполнителя по строительному контролю ООО "САХАЛИД" Морозова А.И. на строительной площадке.
Таким образом, работы, предусмотренные контрактом, подрядчиком в указанные периоды не выполнялись.
Одновременно обществом не представлено доказательств невозможности выполнения работ в изначально запланированном объеме и в сроки, установленные контрактом.
При этом ООО "САХАЛИД" о приостановлении выполнения работ в соответствии со статьями 716, 719 ГК РФ заказчика не уведомляло.
С учетом вышеизложенного Комиссия усматривает в действиях подрядчика направленность на несоблюдение условий контракта и наличие фактов недобросовестности при его исполнении.
Материалы дела также не содержат данных, указывающих на то, что неисполнение условий контракта о сроках выполнения работ допущено по независящим от общества обстоятельствам.
Имеющиеся в деле документы и сведения указывают на то, что неисполнение обязательств обществом повлекло невозможность достижения результата, на который рассчитывал департамент при заключении контракта.
Заключая контракт, ООО "САХАЛИД" знало о характере и объемах необходимых к выполнению работ, обязано было проанализировать их характер с учетом требований специального законодательства, которые предъявляются к таким работам, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач, совершать другие действия, направленные на соблюдение срока выполнения работ.
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а равно о наличии у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Общество также не воспользовалось своим правом на исправление нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Доказательства, которые подтверждают, что в установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе 10-дневный срок нарушения условий контракта подрядчиком устранены, представлены не были.
Комиссией не выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 15 Правил являются основанием для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в Реестр.
Действуя в рамках заключенного контракта, подрядчик должен был осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах информация об обществе с ограниченной ответственностью "САХАЛИД" подлежит включению в Реестр.
Дополнительно в рамках рассмотрения настоящего обращения заказчика Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 14 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению.
В приложении к Положению о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля определяются с учетом стоимости строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (млн. рублей), от размера которой зависит норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль (человек).
Примечательно, что в контракте на проведение строительного контроля при осуществлении капитального ремонта была прямо предусмотрена обязанность подрядчика обеспечить присутствие на объекте необходимой численности ответственных исполнителей по строительному контролю в соответствии с требованиями Постановления N 468.
Исходя из заключенного между департаментом и ООО "ДАНСтрой" муниципального контракта N 04-2023/С от 10.03.2023 цена капитального ремонта объекта составляла 80104258,88 руб.
Так, на основании приложения к Положению о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства для стоимости строительства от 70 до 90 млн. руб. норматив численности работников составляет 5 человек.
В свою очередь, согласно представленной заказчиком информации ответственным за осуществление строительного контроля в рамках действия контракта был назначен только один работник подрядчика.
С учетом указанного Комиссия считает необходимым направить материалы дела в орган внутреннего муниципального финансового контроля для проведения проверки в данной части.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года информацию:
- об обществе с ограниченной ответственностью "САХАЛИД" (677010, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 124, офис 410), ИНН 1435340597, КПП 143501001;
- о генеральном директоре общества с ограниченной ответственностью "САХАЛИД" "_", ИНН 352526857842;
- об участниках общества с ограниченной ответственностью "САХАЛИД" (размер доли (в процентах) - 51 % "_", ИНН 143516641499, (размер доли (в процентах) - 49 % "_", ИНН 352526857842.
2. Передать материалы рассмотрения настоящего обращения в Управление финансового контроля Администрации города Омска в целях проверки соблюдения департаментом строительства Администрации города Омска предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе требований к исполнению контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 29 февраля 2024 г. N 055/10/104-169/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2024