Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
в отсутствии представителей:
от заявителя - ИП Васильковой Алисы Валерьевны - участие представителей в заседании комиссии не обеспечили (уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела);
от заказчика - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" - участие представителей в заседании комиссии не обеспечили (уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела),
рассмотрев жалобу ИП Васильковой Алисы Валерьевны и материалы дела N027/06/106-249/2024, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ИП Васильковой Алисы Валерьевны на действия заказчика - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку ручного инструмента и строп (извещение N 0322100003624000007 от 09.02.2024).
Согласно доводам обращения Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона неправомерно установлен запрет, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) несмотря на закупку товаров, попадающих под исключение применения указанного постановления.
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение N 0322100003624000007 о проведении аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 09.02.2024.
Объект закупки: поставка ручного инструмента и строп.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 836 787, 24 рублей.
Дата окончания срока подачи заявок - 19.02.2024 08:00.
Дата подведения итогов - 20.02.2024.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен отзыв от 21.02.2024 Nб/н в соответствии, с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N027/06/106-249/2024, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
В соответствии с извещением о проведении данного аукциона в электронной форме заказчиком установлен запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона о контрактной системе:
- постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Согласно п. 1 постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
В соответствии с п. 12 постановления N 616 для целей соблюдения запретов, установленных п. 1 и п. 2 постановления N 616, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу). При этом медицинские маски не могут быть предметом одного контракта (одного лота) с другими отдельными видами промышленных товаров, включенных в перечень.
ПП. "б" п. 3 Постановления N 616 установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 постановления N 616 запреты не применяются в случаях закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 перечня).
Пунктом 6 постановления N 616 определено, что в целях реализации настоящего постановления:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции);
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийской промышленной продукции).
Пунктом 10 постановления N 616 установлено, что подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт;
в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
В случае представления участником закупки в составе заявки информации из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров без указания совокупного количества баллов, указанного в абзацах втором и третьем настоящего пункта, или с указанием такого совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 соответственно, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств.
Номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции не представляются при поставках вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и (или) при поставках образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже "О1". Информация о таких товарах не подлежит включению в реестр российской промышленной продукции.
Заказчиком при осуществлении закупки осуществлен выбор соответствующих кодов ОКПД2 по 13 позициям товаров, согласно извещению о проведении закупки:
- код ОКПД2 13.94.12.190:
1) Строп СТП-5,0т. (L=7.00-м) (SF7) 150 мм STP5T7000SF7150 (или эквивалент); 2) Строп СТП-4,0т. (L=5,00-м) (SF7) 120 мм STP4T5000SF7120.
Вышеуказанные товары входят в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, установленный постановлением N 616, под кодом ОКПД2 13.9 "Изделия текстильные прочие".
- код ОКПД2 28.24.11.000:
1) AEG Пила монтажная SMT 355 4935411770 (или эквивалент);
2) Makita ЭШМ, ВО5041 (или эквивалент);
3) Makita Рубанок КР0800 (или эквивалент);
4) Makita Дрель 6413 (или эквивалент);
5) Дисковая пила Makita HS7600 (или эквивалент);
6) Makita Лобзик 4329 (или эквивалент);
7) Makita Перфоратор HR 2470 (или эквивалент);
8) Makita УШМ, GA5030R (или эквивалент);
9) Makita УШМ, GA7050 (или эквивалент);
10) Makita угловая шлифмашина 9069 (или эквивалент);
11) Makita Дрель аккумуляторная DF347DWE (или эквивалент).
Вышеуказанные товары входят в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, установленный постановлением N 616, под кодом ОКПД2 28.24.1 "Инструменты ручные электрические; инструменты ручные прочие с механизированным приводом".
Согласно доводам обращения Заказчиком неправомерно установлен запрет на допуск промышленных товаров в соответствии с постановлением N 616, поскольку закупаемый Заказчиком товар попадает под исключение, предусмотренное п. "б" ч. 3 Постановления N 616.
Комиссией Хабаровского УФАС России отмечает, что в соответствии с позицией Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, отраженной в письме от 24.07.2020 N ПГ-12-9638 "О реализации Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616", "Под совокупностью товаров применительно к постановлению N 616 следует понимать те товары, которые соответствуют одному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД 2).
При этом следует иметь в виду, что если предметом одного контракта являются промышленные товары, включенные в перечень к постановлению N 616 и относящиеся к разным ОКПД 2, то неприменение запрета по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 3 постановления N 616, устанавливается к единице каждого такого товара по отдельности".
Согласно обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, например, закупаются товар "Строп СТП-5,0т. (L=7.00-м) (SF7) 150 мм STP5T7000SF7150 (или эквивалент)" по коду ОКПД2 13.94.12.190, при этом цена одного товара - максимум 5250, 00 руб. (средняя - 5 138, 35 руб.), а общая стоимость совокупности данных товаров - 10 276, 70 руб., ввиду чего запрет по постановлению N 616 не распространяется на данный вид товара.
Согласно обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, например, закупаются товар "Строп СТП-4,0т. (L=5,00-м) (SF7) 120 мм STP4T5000SF7120" по коду ОКПД2 13.94.12.190, при этом цена одного товара - максимум 2 625, 00 руб. (средняя - 2 532, 09 руб.), а общая стоимость совокупности данных товаров - 5 064,18 руб., ввиду чего запрет по постановлению N 616 не распространяется на данный вид товара.
Кроме того, в отношении товаров с кодом ОКПД2 28.24.11.000 (AEG Пила монтажная SMT 355 4935411770 (или эквивалент); Makita ЭШМ, ВО5041 (или эквивалент); Makita Рубанок КР0800 (или эквивалент); Makita Дрель 6413 (или эквивалент); Дисковая пила Makita HS7600 (или эквивалент); Makita Лобзик 4329 (или эквивалент); Makita Перфоратор HR 2470 (или эквивалент); Makita УШМ, GA5030R (или эквивалент); Makita УШМ, GA7050 (или эквивалент); Makita угловая шлифмашина 9069 (или эквивалент); Makita Дрель аккумуляторная DF347DWE (или эквивалент)) распространяется запрет в соответствии с положениями пп. "б" п. 3 Постановления N 616.
Поскольку товары (с кодом ОКПД2 28.24.11.000) попадают под код ОКПД 2 28.24.1 "Инструменты ручные электрические; инструменты ручные прочие с механизированным приводом", установленный п. 50 приложения к постановлению Правительства N 616 "Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд" независимо от стоимости единицы товара и стоимости совокупности единиц, то в отношении указанных товаров в данной закупке необходимо устанавливать запрет, предусмотренный Постановлением N 616.
Таким образом, Заказчиком в один лот объединены товары, на которые распространяется запрет, установленный постановлением N 616, а также товары, в отношении которых запрет не применяется.
На основании вышеизложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и наличии признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании довода жалобы заявителя (ИП Васильковой Алисы Валерьевны) обоснованным, в части установления запрета на товары, в отношении которых запрет не применяется (стропы).
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.02.2024 N 0322100003624000007 на участие в данном аукционе в электронной форме подано 4 (четыре) заявки NN 115917606, 115913979, 115917140, 115915762, признанные соответствующими требованиям закупки. Победителем аукциона признан участник с заявкой N 115917606, с ценовым предложением 602 486, 60 руб.
Согласно положений Постановления N 616 случае не представления участником закупки в составе заявки информации из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров, в том числе без указания совокупного количества баллов, указанного в абзацах втором и третьем пункта 10 Постановления N 616, или с указанием такого совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 соответственно, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств.
В составе заявок участников закупки N 0322100003624000007 информация, необходимая предоставлению в соответствии с требованиями положений Постановления N 616, не представлена.
Таким образом, Заказчиком необоснованно допущены к участию в закупке N 0322100003624000007 заявки участников (NN 115917606, 115913979, 115917140, 115915762), тем самым нарушены положения пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, что содержит признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений путем аннулирования протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.02.2024 N 0322100003624000007, внесения изменений в Извещение о проведении закупки N 0322100003624000007 от 09.02.2024, в соответствии с замечаниями, изложенными в решении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Васильковой Алисы Валерьевны на действия заказчика - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку ручного инструмента и строп (извещение N 0322100003624000007 от 09.02.2024) - обоснованной, в части установления запрета на товары, в отношении которых запрет не применяется (стропы).
2. Признать заказчика - Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" нарушившим п. 15 ч. 1 ст. 42, пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела N027/06/106-249/2024 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 26 февраля 2024 г. N 7-1/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.02.2024