Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: "__.."- начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: "__.."- старший государственный инспектор отдела контроля закупок, "__.." - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании комиссии в присутствии: представителей ОСФР по УР (далее - Заказчик) - "__.." (доверенность от 26.02.2024 NАБ-29), "__.." (доверенность от 09.01.2023 N101),
представителя ООО "Стройтехнос" (далее - Общество, Подрядчик) - "__.." (доверенность от 22.02.2024),
рассмотрев обращение Заказчика о включении сведений об ООО "Стройтехнос" (ИНН 1828034191) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений ОСФР по Удмуртской Республике, расположенных по адресу: Удмуртская Республика, п.Кизнер, ул.М.Горького, д.4 (номер извещения в ЕИС - 0213100000223000097),
УСТАНОВИЛА:
23.06.2023 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3 599 999,26 рублей.
04.07.2023- дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.07.2023 NИЭА1 поступила одна заявка. Победителем признано ООО "Стройтехнос".
18.07.2023 - между ОСФР по УР и ООО "Стройтехнос" был заключен контракт (далее - Контракт).
На заседании комиссии Заказчик пояснил, что претерпел неблагоприятные последствия, в связи с тем, что работы были выполнены не в срок, предусмотренный контрактом.
При рассмотрении настоящего дела 16.02.2024 в 09:30 Комиссией Удмуртского УФАС было принято решение об объявлении перерыва в рассматриваемом деле до 16.02.2024 14:00, с целью получения дополнительной информации.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 1.2. Контракта работы, предусмотренные п.1.1 Контракта, должны быть выполнены в объеме, указанном в Техническом задании (Приложение N1), Ведомости объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (Приложение N2), Проектной документации N 39-М-22-АР, N 39-М-22-ИОС5.1, N 39-М-22-ИОС5.2, N 39-М-22-ИОС5.3, N39М-22-ИОС5.4, N 39-М-22-ОДИ, на основании Сметы контракта (Приложение N4).
Согласно п. 3.1. Контракта сроки выполнения работ:
Начало выполнения работ - с момента заключения Контракта;
Окончание выполнения работ - не позднее 28 ноября 2023 года.
Пунктом 5.4. Контракта предусмотрено, что в случае, если Подрядчик не выполняет работы в сроки, указанные в п.3.1. Контракта, Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта. Частично выполненные работы Заказчиком не принимаются.
08.08.2023 Заказчик в адрес Подрядчика направил письмо о том, что по состоянию на 08.08.2023 работы на объекте не ведутся, список работников Общества для оформления допуска на объект не представлен, не оформлен журнал производства работ по форме КС-6, не установлен прибор учета для заключения договора на возмещение затрат коммунальных услуг.
25.09.2023 Заказчиком в адрес управляющего ОСФР по УР направлена служебная записка о том, что с 06.09.2023 ремонтные работы не проводятся, рабочих на объекте нет и в нерабочее время помещение не охраняется, так как для проведения ремонта была демонтирована пожарная и охранная сигнализация.
28.09.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что Подрядчик на связь не выходил и работы выполнял настолько медленно, что окончание работ к сроку, становилось явно невозможным.
04.10.2023 Подрядчик направил письмо в адрес Заказчика с просьбой отменить Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, так как работы продолжаются и выполняются в полном объеме.
06.10.2023 Заказчиком принято решение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, так как Подрядчиком устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.10.2023 Заказчиком составлен Протокол N1 по выявленным недостаткам с просьбой устранить до 26.10.2023.
26.10.2023 Заказчиком составлен Протокол N2, где также выявил недостатки по проделанной работе, Подрядчик сообщил, что готов выполнить работы по контракту в установленные сроки. Заказчик установил срок для устранения выявленных недостатков (02.11.2023 г.).
15.11.2023 Заказчиком составлен Протокол N3 о выявленных недостатках в период выполнения работ с 26.10.2023 по 15.11.2023, где также установил срок для устранения недостатков (22.11.2023).
29.11.2023 Заказчик направил уведомление о том, что по состоянию на 29.11.2023 работы выполнены не в полном объеме и в соответствии с п.3.1 Контракта частично выполненные работы Заказчиком не принимаются.
26.12.2023 Подрядчиком на сайте ЕИС размещен Акт о приемке выполненных работ N1 на сумму 2 852 727,41 руб.
28.12.2023 Заказчиком сформирован мотивированный отказ о том, что товары, работы, услуги (включая конструктивные решения и виды работ), указанные в электронном документе: Документ о приемке N 1 от 26.12.2023 - не приняты по п.п. 1.2 п. 1 государственного контракта.
12.02.2024 Заказчик в ответ на Претензию Подрядчика направил письмо, что не будет оплачивать частично выполненные работы, так как это противоречит условиям контракта, Заказчик также попросил Подрядчика направить полномочного представителя Общества 20.02.2024 к 13:00 для составления акта определения результата выполненных работ, в том числе выявленных недостатков результата работ.
20.02.2024 составлен Акт определения результата выполненных работ, в том числе выявленных недостатков результата работ, где указали недостатки выполненных работ на сумму 279 535,95 рублей, представитель Подрядчика обязался до 07.03.2024 устранить недостатки.
В связи с неисполнением Подрядчиком условий контракта Заказчиком 09.02.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "Стройтехнос", выразившемся в следующем:
- контракт в срок не исполнен;
-согласно приложенным фотографиям объекта, а также пояснениям Заказчика, недостатки Подрядчиком до настоящего времени не устранены.
- в нарушение п. 5.4 Контракта Подрядчик пытался согласовать частично выполненные работы.
Подрядчик в пояснениях указал, что Заказчик препятствовал исполнению контракта в срок, так как долгое время не передавал помещение, однако, Подрядчиком работы не приостанавливались и на заседании комиссии представитель Подрядчика под видеозапись сообщил, что не передача помещений в срок никак не препятствовала работам.
Также на вопрос комиссии представителю Подрядчика, о том, что помешало устранить недостатки после мотивированного отказа Заказчика от приемки выполненных работ, представитель Подрядчика пояснить не смог.
Следовательно, можно сделать вывод, что Заказчик никак не препятствовал выполнению работ по контракту.
Заседание комиссии откладывалось до 14:00 того же дня с целью предоставления времени Подрядчику для предоставления переписки с Заказчиком, где комиссия могла бы увидеть, что Заказчик, действительно продолжительное время не передавал помещение, однако представитель Подрядчика ответила "Переписка слишком большая" и к указанному времени предоставила переписку с Заказчиком лишь от 25.12.2023, где Подрядчик с Заказчиком ведут переписку насчет составления сметы.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как уже было указано выше, решение об одностороннем отказе было принято Заказчиком 09.02.2024.
Таким образом, устранить нарушения, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Подрядчик мог не позднее 20.02.2024.
В срок, установленный Законом о контрактной системе, Подрядчик не предпринял каких-либо действий, направленных на устранение выявленных нарушений.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае Подрядчик предпочел не исполнять условия контракта, соответственно должен был осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае расторжения контракта и рассмотрения обращения о включении в РНП.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "Стройтехнос", так как Подрядчик не предпринял мер, направленных на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности должен был совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Стройтехнос" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Стройтехнос" (ИНН 1828034191) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений ОСФР по Удмуртской Республике, расположенных по адресу: Удмуртская Республика, п.Кизнер, ул.М.Горького, д.4 (номер извещения в ЕИС - 0213100000223000097), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Стройтехнос" (ИНН 1828034191) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
20.02.2024 |
22.02.2024 |
20.02.2024 |
0 |
20.02.2024 |
28.02.2024 |
27.02.2024 |
0 |
01.03.2024 |
01.03.2024 |
0 |
0 |
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ "__.."
___________ "__.."
___________ "__.." |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 27 февраля 2024 г. N 018/06/104-121/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2024