Резолютивная часть решения оглашена 21.02.2024
В полном объеме решение изготовлено 27.02.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
рассмотрев обращение ГБУЗ "Челябинская областная клиническая больница" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ "САМУМ" в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку расходного материала для системы офтальмологической хирургической Constellation Vision System (извещение N 0369200000524000046) (далее - аукцион, закупка), при участии в дистанционном режиме:
- представителя ГБУЗ "Челябинская областная клиническая больница" Демидовой Е.В., действующего на основании доверенности от 09.01.2024,
- представителя ООО "МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ "САМУМ" Морозовой Ю.Ф., действующего на основании доверенности от 02.2024,
- представителя ООО "МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ "САМУМ" Кузьминой Е.П., действующего на основании доверенности от 02.2024,
- представителя ООО "МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ "САМУМ" Райкевич Л.А., действующего на основании доверенности от 02.2024,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ГБУЗ "Челябинская областная клиническая больница".
Согласно представленным документам 29.01.2024 ГБУЗ "Челябинская областная клиническая больница" объявило о проведении аукциона.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 06.10.2024 победителем аукциона признано ООО "МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ "САМУМ".
В протоколе уклонения от заключения контракта указано, что в регламентированный законом срок участником закупки не представлено обеспечение исполнения контракта, что является основанием для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта, а также для направления сведений о таком участнике в антимонопольный орган.
Представители ООО "МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ "САМУМ" на заседании Комиссии предоставили письменные пояснения, документы и указали, что при направлении проекта контракта, направлялись сведения об исполненных контрактах вместо обеспечения исполнения контракта, а также закуплен товар в объеме, предусмотренном контрактом, что свидетельствует об отсутствии признаков недобросовестного поведения в действиях участника закупки.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (в редакции, действующей на момент проведения закупки), пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать условия, предусмотренные подпунктами "а-е" указанной статьи.
Подпунктами "а, б" пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
- подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
- в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
- вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
Пунктами 2, 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки также вправе сформировать протокол разногласий либо осуществить отказ от подписания контракта, в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, информацию, предусмотренную статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае, если участником закупки предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта), а также обязан внести денежные средства за заключение контракта либо разместить документы, предусмотренные пунктами 2, 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела рассматриваемая закупка осуществляется заказчиком у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Как следует из документов, представленных заказчиком, проект контракта размещен в единой информационной системе 06.02.2024, то есть в день опубликования протокола подведения итогов от 06.02.2024, что подтверждается информацией, размещенной в единой информационной системе. Таким образом, обязанность по направлению проекта контракта заказчик исполнил в полном объеме.
Так, 08.02.2024 обществом размещен на электронной площадке со своей стороны проект контракта, при этом предельный срок для подписания проекта контракта - 13.02.2024.
Вместе с тем, на основании протокола признания участника закупки уклонившимся N 1/2024 от 14.02.2023 ООО "МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ "САМУМ" признано уклонившимся от заключения контракта по причине непредставления обществом документов об обеспечении исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 1, подпункту "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
- такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
- заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной систем протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта.
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, законодательство о контрактной системе содержит императивное правило, в соответствии с которым уклонение выражается в непредставлении документов, указанных в части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе в регламентированный контрактом срок, что в свою очередь является основанием для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем запроса котировок, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Из документов, представленных обществом, следует, что правовое поведение хозяйствующего субъекта направлено на заключение контракта, выражающееся в подписании проекта контракта, представлении документов, свидетельствующих о приобретении товаров, которые являются предметом заключения контракта - набор для введения вязких жидкостей - 60 шт. и чехлы для инструментального столика - 60 шт., что подтверждается договором поставки N 212-РТМ/22 от 01.12.2022, счетом на оплату N 135 от 01.02.2024, товарной накладной N 135 от 01.02.2024.
Кроме того, в письменных пояснениях общество указало, что при направлении проекта контракта направляло сведения о наличии исполненных контрактов в соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, а именно контракты с реестровыми номерами 2665801087323000048 (цена контракта 939 915, 00 рублей), 2860100444522001302 (цена контракта 939 000, 00 рублей), 2745301364223000072 (цена контракта 1 380 000, 00 рублей), однако доказательств направления данных документов вместе с проектом контракта обществом не представлено, что также подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика от 14.02.2024.
Вместе с тем, Комиссия принимает во внимание, что фактически данный участник закупки имеет соответствующий опыт исполнения контрактов, предусмотренный частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, что позволило бы ему заключить контракт при направлении указанных документов посредством электронной площадки.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, контрольный орган принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
В силу подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил в случае, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Принимая во внимание, что намерения по подписанию проекта контракта подтверждаются материалами дела, явный отказ от подписания контракта обществ не выражало, Комиссия Челябинского УФАС России не имеет оснований для включения ООО "МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ "САМУМ", его единоличного исполнительного органа, участника в реестр недобросовестных поставщиков.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГБУЗ "Челябинская областная клиническая больница" в отношении ООО "МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ "САМУМ" (ИНН 7203543372), участника, единоличного исполнительного орган, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 февраля 2024 г. N 074/10/104-355/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2024