Резолютивная часть решения оглашена 21 февраля 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 27 февраля 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Муниципального бюджетного учреждения "Дворец спорта "Надежда" города Челябинска (далее - МБУ ДС "Надежда" г. Челябинска, заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "ОПТСНАБ" (далее - ООО "ОПТСНАБ", Общество, участник закупки, поставщик), участнике, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "ОПТСНАБ" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 3 на поставку товара от 19.12.2023, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "23-102864Э поставка спортивного оборудования (тренажеры)" (извещение N 0169300000123001784) (далее - аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя МБУ ДС "Надежда" г. Челябинска Матевощук Татьяны Сергеевны, действующего на основании доверенности N 2 от 19.02.2024;
- представителя ООО "ОПТСНАБ" Зимненко Елены, действующего на основании доверенности б/н от 20.02.2024.
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 14.02.2024 поступило обращение МБУ ДС "Надежда" г. Челябинска о включении в Реестр ООО "ОПТСНАБ", его участника и генерального директора в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 3 на поставку товара от 19.12.2023, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "23-102864Э поставка спортивного оборудования (тренажеры)" (извещение N 0169300000123001784) в порядке, определенном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела МБУ ДС "Надежда" г. Челябинска объявлен аукцион путем размещения уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 24.11.2023 в 15:08 извещения о проведении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 222 474,99 рублей.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0169300000123001784 от 06.12.2023.
Контракт N 3 на поставку товара заключен 19.12.2023.
Из обращения МБУ ДС "Надежда" г. Челябинска следует, что поставщиком осуществлена частичная поставка товара, не соответствующего требованиям контракта, в полном объеме товар не поставлен. Заказчик отказался от приемки товара. МБУ ДС "Надежда" г. Челябинска принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Изучив представленные документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта. При этом, что если в соответствии с Законом о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано с использованием единой информационной системы, такой документ, а также информация, содержащаяся в нем и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания решения.
Между МБУ ДС "Надежда" г. Челябинска и ООО "ОПТСНАБ" 19.12.2023 заключен контракт N 3 на поставку товара (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1 контракта поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, поставить заказчику спортивное оборудование (тренажеры) (далее - товар) в соответствии со спецификацией (приложение N 1 к контракту), а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленный товар.
В силу пункта 1.2 контракта технические характеристики товара и его количество определяются спецификацией (приложение N 1 к контракту).
Цена контракта составляет 914 411 (Девятьсот четырнадцать тысяч четыреста одиннадцать) рублей 39 копеек, НДС не предусмотрен (пункт 2.1 контракта).
Согласно пункту 2.6 контракта расчеты между заказчиком и поставщиком производятся на основании счета-фактуры (при наличии), документа о приемке, сформированных поставщиком в ЕИС, не позднее 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком в ЕИС документа о приемке, но не позднее 31.12.2023.
Обязанности поставщика определены пунктом 3.1 контракта. Так, поставщик обязан:
- поставить товар в строгом соответствии с условиями контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки (пункт 3.1.1 контракта);
- обеспечить соответствие поставляемого товара требованиям качества, безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3.1.3 контракта);
- незамедлительно информировать заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению контракта (пункт 3.1.5 контракта);
- своими силами и за свой счет устранять допущенные недостатки при поставке товара (пункт 3.1.6 контракта).
В соответствии с пунктами 3.4.1, 3.4.4, 3.4.5, 3.4.6 контракта заказчик вправе: требовать от поставщика надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом; осуществлять контроль соответствия качества поставляемого товара, сроков поставки товара требованиям контракта; требовать от поставщика устранения недостатков, допущенных при исполнении контракта; отказаться от приемки некачественного товара и потребовать безвозмездного устранения недостатков.
Пунктом 4.1 контракта предусмотрено, что поставщик должен обеспечить упаковку товара, способную предотвратить его повреждение или порчу во время перевозки к месту доставки. Упаковка товара должна полностью обеспечивать условия транспортировки, предъявляемые к данному виду товара.
Порядок поставки товара регламентирован в пункте 5 контракта.
Поставка товара осуществляется поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по адресу: Российская Федерация, Челябинска область, город Челябинск, улица Марченко, дом 28, с понедельника по четверг с 09-00 до 16-00 (местное время), пятница с 09-00 до 15-00 (местное время) одной партией (пункт 5.1 контракта).
Поставка товара осуществляется поставщиком в место доставки не позднее 25.12.2023 года. Поставщик за 2 (два) дня до осуществления поставки товара уведомляет заказчика о времени доставки товара в место доставки (пункт 5.2 контракта).
Согласно пункту 5.3 контракта в день поставки товара заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества, целостности упаковки поставленного товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах поставщика, в контракте. При отсутствии у заказчика претензий по количеству поставленного товара заказчик в день доставки товара поставщиком подписывает представленные вместе с товаром документы о передаче товара: товарную (товарно-транспортную) накладную или УПД. После этого товар считается переданным поставщиком заказчику.
Из содержания пункта 5.4 контракта следует, что при выявлении несоответствий в поставленном товаре (наименования, количества, нарушение целостности упаковки, повреждение содержимого), препятствующих его приемке, заказчик в день поставки товара, отказывает в приемке товара, в документах о передаче товара (представленные вместе с товаром): товарной (товарно-транспортной) накладной или УПД делается соответствующая отметка. Заказчик извещает поставщика об отказе от приемки товара.
Пунктом 5.5 контракта определено, что все документы (техническую документацию), относящиеся к товару поставщик должен направить через ЕИС подкрепив их к документу о приемке (сертификаты, декларации о соответствии, и иные документы, обязательные для данного вида товара, подтверждающие качество товара, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Порядком приемки товара (раздел 6 контракта) установлено следующее.
Приемка поставленного товара осуществляется в ходе передачи товара заказчику в месте доставки и включает в себя: контроль наличия/отсутствия внешних повреждений оригинальной упаковки товара (подпункт "в" пункта 6.1 контракта); проверку комплектности и целостности поставленного товара (подпункт "е" пункта 6.1 контракта). При выявлении несоответствий в поставленном товаре (наименования, количества, нарушение целостности упаковки, повреждение содержимого), препятствующих его приемке, заказчик в день поставки товара, отказывает в приемке товара, в документах о передаче товара (представленные вместе с товаром): товарной (товарно-транспортной) накладной или УПД делается соответствующая отметка. Поставщик извещается об отказе от приемки Товара.
Согласно пункту 6.2 контракта оформление и обмен документами о приемке товара между сторонами осуществляется в форме электронных документов, подписанных усиленной электронной подписью (далее - УЭП) в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
В силу пункта 6.9 контракта в случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке поставщик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном пунктом 6.3. контракта. Срок устранения причин, указанных в мотивированном отказе, не должен превышать 5 (Пять) рабочих дней.
В соответствии с пунктом 7.1 контракта поставщик гарантирует, что товар, поставленный в соответствии с контрактом, является новым (товаром, который не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, восстановление потребительских свойств), ранее не использованным, свободен от любых притязаний третьих лиц, не находится под запретом (арестом), в залоге.
Пунктами 10.1, 10.3 контракта установлено, что контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует по "31" декабря 2023, окончание срока действия контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств сторон по контракту; контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Спецификацией на поставку спортивного оборудования (тренажеры) (Приложение N 1 к контракту) определены характеристики по 7 позициям приобретаемого заказчиком товара: 1) силовая рама; 2) комплекс тренажерный многофункциональный; 3) турник разнохватный; 4) комплекс тренажерный многофункциональный; 5) тренажер "Задние дельты/батерфляй"; 6) тренажер "Гиперэкстензия"; 7) дорожка беговая электрическая.
В материалах дела представлена переписка между заказчиком и Обществом по вопросам исполнения контракта.
ООО "Уральский завод спортивного инвентаря" в письме N 285 от 21.12.2023 уведомило ООО "ОПТСНАБ" о задержке срока поставки оборудования, соотносящегося с 6 позициями спецификации к контракту (за исключением беговой дорожки).
В письме от 22.12.2023 N 1 ООО "ОПТСНАБ" попросило заказчика согласовать для отгрузки 6 позиций товара: 1) силовая рама; 2) комплекс тренажерный многофункциональный; 3) турник разнохватный; 4) комплекс тренажерный многофункциональный; 5) тренажер "Задние дельты/батерфляй"; 6) тренажер "Гиперэкстензия".
В коммерческом акте от 25.12.2023, подписанном водителем ООО "Деловые линии" зафиксировано отсутствие целостности груза без упаковки.
Извещением N 261 от 26.12.2023 МБУ ДС "Надежда" г. Челябинска указало, что при приемке товара 25.12.2023 заказчиком выявлены "несоответствия в поставленном товаре, препятствующие его приемке". Не поставлен товар в количестве 6 шт.; отсутствовали сопроводительные документы к поставленной позиции товара; заводская упаковка; не направлены документы через ЕИС; за два дня до осуществления поставки поставщик не уведомил заказчика "о времени доставки товара в место доставки". Заказчик указал поставщику, что из предшествующей переписки сторон следует невозможность Общества поставить товар в полном объеме; считает обязательства поставщика невыполненными; уведомил об отказе от получения товара.
Из содержания заключения N 107 по результатам экспертизы поставленного товара следует, что проведена проверка количества поставленного товара и фактических характеристик качества товара, выявлено несоответствие поставленной беговой дорожки предмету контракта, не поставка силовой рамы, комплекса тренажерного многофункционального, турника разнохватного, комплекса тренажерного многофункционального. Заказчиком зафиксировано, что отсутствует заводская упаковка, товар замотан в полиэтиленовую пленку, документы в ЕИС не размещены.
Письмом N 2 от 26.12.2023 Общество, сославшись на пункт 10.3 контракта, предложило МБУ ДС "Надежда" г. Челябинска расторгнуть контракт по соглашению сторон, поскольку по позиции 7 спецификации (беговая дорожка) транспортная компания доставила груз в деформированном состоянии, препятствующем его дальнейшее использование, а по остальным шести позициям спортивного оборудования производителем тренажеров определен срок производства - 8 недель, но не ранее 31.01.2024.
В письме N 268 от 26.12.2023 МБУ ДС "Надежда" г. Челябинска отказало ООО "ОПТСНАБ" расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Согласно письму N 3 от 27.12.2023 поставщик повторно предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Соглашение о расторжении контракта N 3 от 19.12.2023 подготовлено ООО "ОПТСНАБ" 29.12.2023.
Требование (претензия) N 269 от 28.12.2023 об уплате неустойки (штрафа и пени) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом содержит расчет суммы требования уплаты штрафа и пени в срок до 31.12.2023
В письме N 4 от 29.12.2023 Общество выразило несогласие с начисленными МБУ ДС "Надежда" г. Челябинска суммами штрафа и пени, предложило расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Согласно платежному поручению N 333 от 29.12.2023 ООО "ОПТСНАБ" оплатило заказчику штраф, пени в размере 6463,06 рублей.
В письме N 7 от 15.01.2023 заказчик, сославшись на положения контракта, попросил сообщить дату и время поставки.
Письмо N 5 от 22.01.2024 вновь содержит предложение поставщика расторгнуть контракт по соглашению сторон или заключить дополнительное соглашение о переносе сроков поставки товара с учетом сроков производства оборудования, Общество сообщило об уплате пени, гарантировало исполнение обязательств по отгрузке товара в новые сроки.
Предупреждение о приостановке N 6 от 24.01.2024 содержит сообщение о приостановлении Обществом обязательств по контракту.
Согласно письму N 14 от 25.01.2023 МБУ ДС "Надежда" г. Челябинска уведомило о возможном расторжении контракта в одностороннем порядке в случае непоставки поставщиком товара в срок до 31.01.2024.
Повторное предупреждение о приостановке N 7 подготовлено поставщиком 26.01.2024.
Следующие претензии NN 15, 25, 38 об уплате неустойки (штрафа и пени) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом подготовлены заказчиком 26.01.2024, 02.02.2024, 13.02.2024.
Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта на поставку спортивного оборудования (тренажеров) в связи с неисполнение поставщиком обязательств принято МБУ ДС "Надежда" г. Челябинска 02.02.2024, сформировано с использованием единой информационной системы 02.02.2024.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта является 02.02.2024. Контракт расторгнут 14.02.2024, информация о расторжении контракта размещена заказчиком 14.02.2024.
Таким образом, порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе, МБУ ДС "Надежда" г. Челябинска не нарушен.
Запрос производителю спортивного инвентаря ООО "Уральский завод спортивного инвентаря" подготовлен ООО "ОПТСНАБ" 02.02.2024 за N 2.
Ответ ООО "Уральский завод спортивного инвентаря" N 293 от 05.02.2024 указывает на то, что срок изготовления 6 позиций спортивного оборудования будет составлять 10 календарных дней с момента оплаты.
Возражение на одностороннее расторжение контракта подготовлено ООО "ОПТСНАБ" 05.02.2024 N 5. Общество сообщило заказчику, что "в связи с отсутствием беговой дорожки у поставщика, контейнер придет не ранее мая 2024 года", попросило рассмотреть заключение дополнительного соглашения на поставку товара с улучшенными характеристиками. А по остальным позициям спецификации ООО "ОПТСНАБ" указало на уникальность товара, возможность его производства единственным производителем "Уральский завод спортивного инвентаря" и длительность срока изготовления оборудования; попросило заказчика гарантировать возможность заказчика оплатить товар в рамках бюджета на 2024 год.
Гарантийным письмом N 9 от 05.02.2024 Общество пообещало поставить товар в течение 14 рабочих дней с момента подписания дополнительного соглашения на поставку товара с улучшенными характеристиками и гарантийного обязательства об оплате поставленного товара со стороны МБУ ДС "Надежда" г. Челябинска.
Повторное возражение на одностороннее расторжение контракта N 10 от 08.02.2024 содержит сомнения поставщика в возможности заказчика оплатить поставленный товар 2024 году, а также мнение Общества на экспертное заключение МБУ ДС "Надежда" г. Челябинска. ООО "ОПТСНАБ" попросило заказчика отозвать решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Договор поставки N 479 от 09.02.2024 заключен между ООО "ОПТСНАБ" и ООО "Уральский завод спортивного инвентаря".
В письме N 11 от 09.02.2024 Общество сообщило о том, что поставщиком заключен договор поставки и оплачен аванс в размере 100000,00 руб. ООО "Уральский завод спортивного инвентаря".
Платежным поручением N 37 от 09.02.2024 подтверждается перечисление ООО "ОПТСНАБ" ООО "УЗСИ" 100 000,00 рублей (аванс за товар по счету на оплату N 479 от 05.02.2024).
Согласно письму N 40 от 13.02.2024 МБУ ДС "Надежда" г. Челябинска указало поставщику, что десятидневный срок не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить, что фактически поставщиком обязательства по контракту не исполнены в полном объеме, действия по поставке товара без надлежащей упаковки, в состоянии, не подлежащем дальнейшей эксплуатации спортивного оборудования не могут свидетельствовать о добросовестном намерении контрагента заказчика по контракту рассматриваемой закупки исполнить обязательства по контракту. Кроме того, Комиссия Челябинского УФАС России критически относится к приостановке Обществом исполнения обязательств по контракту, поскольку такая приостановка не предусмотрена действующим законодательством для договора поставки.
Вместе с тем, оплата штрафных санкций, заключение договора с производителем спортивного оборудования может указывать на наличие намерения исполнить обязательства по поставка тренажеров.
Важно, что основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение исполнителем (стороной по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.
С учетом характера правовых последствий включения индивидуального предпринимателя в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).
Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Челябинское УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для муниципальных нужд, и подавая соответствующую заявку, юридическое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (исполнителем).
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Несомненно, что действия ООО "ОПТСНАБ" явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность муниципального бюджетного учреждения в новых тренажерах, согласно условиям заключенного контракта, не удовлетворена. Однако, в совокупности обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в Реестр сведений об ООО "ОПТСНАБ", его генеральном директоре и участнике.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МБУ ДС "Надежда" г. Челябинска об ООО "ОПТСНАБ" (ИНН 5610244328), его генеральном директоре и участнике в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 февраля 2024 г. N 074/10/104-367/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2024