В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (здесь и далее по тексту в редакции, действующей на дату заключения государственного контракта (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 85/24 от 22.02.2023 г., Комиссия Оренбургского УФАС России по проведению внеплановых проверок в составе:
Председателя Комиссии:, Членов Комиссии:
рассмотрение обращения осуществлялось посредством видео-конференц-связи в присутствии:
представителей Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" -
представителей ООО СК "РУПР" -
рассмотрев обращение Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (вх. Оренбургского УФАС России N 1799/24 от 20.02.2024 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью СК "РУПР" (ИНН 7447248692, КПП 744701001, ОГРН: 1157447001612), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту путепровода через железнодорожные пути на км 11+439 автомобильной дороги Чебеньки - Троицкое в Оренбургском районе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323009356, реестровый номер контракта N 2561007002223000171),
УСТАНОВИЛА:
20.02.2024 г. в Оренбургское УФАС России поступило обращение Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (далее - Заказчик, ГУ "ГУДХОО") о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью СК "РУПР" (далее - ООО СК "РУПР", Подрядчик, Общество), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту путепровода через железнодорожные пути на км 11+439 автомобильной дороги Чебеньки - Троицкое в Оренбургском районе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323009356, реестровый номер контракта N 2561007002223000171) (далее - Аукцион, Закупка).
Присутствующий на заседании Комиссии Оренбургского УФАС России представитель Заказчика поддержал доводы, указанные в решении об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта (исх. N 07/02 от 07.02.2024 г.).
Присутствующий на заседании Комиссии Оренбургского УФАС России представитель ООО СК "РУПР" просил сведения в отношении Общества в РНП не включать, пояснив, что намерения уклониться от исполнения контракта у ООО СК "РУПР" отсутствовали.
Представитель Общества пояснил, что работы по контракту включают в себя ремонт путепровода, расположенного над проложенными действующими железнодорожными путями. К данному путепроводу прикреплена существующая контактная сеть. Само присоединение выполнено путем протяжения дополнительного металлического троса через тело несущих железобетонных конструкций существующего моста, либо путем присоединения через изоляторы к анкерам, вмонтированным в тело моста. Работа железнодорожных путей предусматривает движение по ней электрифицированного транспорта за счет электроэнергии, подаваемой через контактные сети. Несущий трос закреплен за проходящие над ним железобетонные несущие элементы проходящего моста, с отделением данного участка несущего троса изоляторами.
Заказчик в ответ на соответствующий запрос Общества пояснил, что мероприятия по снятию напряжения с контактной сети, демонтажу/монтажу проводов контактной сети к конструкциями путепровода в проекте не указаны обосновано, так как производятся собственником данных сетей - ОАО "РЖД" по предварительному согласованию при предоставлении технологических окон.
22.01.2024 г. Общество обратилось в ОАО "РЖД" и филиал ОАО "РЖД" "Южно-Уральская железная дорога" с просьбой пояснить, как и когда будет демонтирована контактная сеть путепровода через железнодорожные пути, известно ли ОАО "РЖД" о необходимости предоставить соответствующее технологическое окно и произвести соответствующие работы.
Представитель Общества отметил, что ранее - 15.01.2024 г. Общество уведомило Заказчика о необходимости проведения демонтажа контактной сети, в связи с чем, Подрядчик вынужден приостановить работы по контракту. Также, просило предоставить проект технического решения, позволяющего выполнить работы без демонтажа контактной сети; произвести демонтаж контактной сети своими силами или заключить дополнительное соглашение к Контракту, которым изменить объем и стоимость работ.
Представитель Общества обратил внимание Комиссии Оренбургского УФАС России на то, что контракт не содержит работ по переустройству существующих креплений контактных сетей с установкой отдельных опор, работ по устройству системы их заземления, работ по демонтажу и замене укреплений контактных сетей, работ на консольной матовой платформе. Выполнение контракта без демонтажа и замены контрактных сетей, по установке опор, работ по переустройству существующих креплений контактных сетей, устройства системы заземления, несет риски повреждения контактной сети, риски жизни и здоровью работников Подрядчика.
В подтверждение своих доводов, Обществом в материалы дела представлено Заключение специалиста ООО "Геодезические новейшие исследования железобетона" N СТЭ-02-24.2/2024 от 26.02.2024 г. в области строительно-технической экспертизы, в котором отмечается, что ремонт путепровода через железнодорожные пути недопустим с точки зрения безопасности и действующих нормативных и технических документов без проведения работ по переустройству крепления существующей контактной сети с установкой дополнительных опор и приведением данного участка сети в соответствие с действующими нормативными требованиями.
В рассмотрении обращения о включении в РНП сведений в ООО СК "РУПР" был объявлен перерыв до 16:00 28.02.2024 г., сторонам было предложено предоставить дополнительные сведения по существу дела.
Комиссия Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
10.11.2024 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту путепровода через железнодорожные пути на км 11+439 автомобильной дороги Чебеньки - Троицкое в Оренбургском районе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323009356).
Начальная (максимальная) цена контракта - 66 581 514,19 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.11.2023 г. N ИЭА1, Победителем закупки признано ООО СК "РУПР" с предложением о цене контракта 60 256 270,36 рублей.
07.12.2023 г. между Государственным учреждением "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" и ООО СК "РУПР" заключен государственный контракт N 14/02-71 на Выполнение работ по ремонту путепровода через железнодорожные пути на км 11+439 автомобильной дороги Чебеньки - Троицкое в Оренбургском районе Оренбургской области на сумму 60 256 270,36 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с п. 2.1. Контракта, Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по ремонту путепровода через железнодорожные пути на км 11+439 автомобильной дороги Чебеньки - Троицкое в Оренбургском районе Оренбургской области (далее - объект), в сроки, предусмотренные Контрактом, с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ (приложение N3 к Контракту), который является неотъемлемой частью Контракта, и сдать результат работ по ремонту заказчику.
Согласно Графику выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту), начало выполнения работ по контракту - 01.02.2024 г.
Материалами дела установлено, что 12.12.2023 г. Обществом в адрес Заказчика направлено письмо исх.N 604 с предложением расторжения контракта по соглашению сторон.
11.01.2024 г. Заказчиком в адрес Общества направлено письмо исх. N 01-10/38 о направлении копии приказа о назначении уполномоченных лиц.
В соответствии с п. 17.4 Контракта, Подрядчик обязан немедленно предупредить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
а) непригодности или недоброкачественности предоставленных Заказчиком материала, оборудования или технической документации;
б) возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работ;
в) иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемых работ либо создают невозможность завершения работ в срок.
16.01.2024 г. Обществом в адрес Заказчика направлено письмо исх. N 626, в котором Подрядчик сообщает, что вынужден приостановить работы по контракту. Также, Обществом просило предоставить проект технического решения, позволяющего выполнить работы без демонтажа контактной сети; произвести демонтаж контактной сети своими силами или заключить дополнительное соглашение к Контракту, которым изменить объем и стоимость работ.
19.01.2024 г. Заказчиком на письмо Общества N 604 от 12.12.2023 г. направлен ответ об отсутствии оснований для расторжения контракта (исх. N 01-10/137 от 19.01.2024 г.).
19.01.2024 г. Заказчика на письмо Общества N 626 от 16.01.2024 г. направлен ответ (исх. N 01-10/136 от 19.01.2024 г.) о том, что приостановка работ Обществом является незаконной, поскольку мероприятия по снятию напряжения с контактной сети, демонтажу/монтажу проводов контактной сети к конструкциями путепровода в проекте не указаны обосновано, так как производятся собственником данных сетей - ОАО "РЖД" по предварительному согласованию при предоставлении технологических окон.
22.01.2024 г. Обществом в адрес ОАО "РЖД" и филиала ОАО "РЖД" "Южно-Уральская железная дорога" направлено письмо исх. N 627 с просьбой пояснить, как и когда будет демонтирована контактная сеть путепровода через железнодорожные пути, известно ли ОАО "РЖД" о необходимости предоставить соответствующее технологическое окно и произвести соответствующие работы.
22.01.2024 г. Обществом в адрес Заказчика направлено письмо исх. N 628 о том, что работы по контракту приостановлены до работ ОАО "РЖД" по демонтажу сети на путепроводе.
23.02.2024 г. Заказчиком в адрес Общества направлено письмо исх. N 01-10/170 о направлении акта о состоянии земельных участков и передачи строительной площадки.
22.01.2024 г. Заказчиком в ответ на письмо Общества N 628 от 22.01.2024 г. направлено письмо исх. N 01-10/170 о необоснованности приостановки работ, так как препятствия для начала выполнения работ отсутствуют. Отсоединение контактной сети железной дороги от конструкции путепровода осуществляется при производстве работ по демонтажу существующих крайних балок и установке новых балок пролетного строения путепровода в пролете 2-3 в технологическое окно, и может быть выполнено в период с 16.04.2024 г. по 15.05.2024 г. согласно графику выполнения объемов работ (приложение N 3 к Контракту).
25.01.2024 г. Обществом в адрес Заказчика направлено письмо исх. N 633 в котором Подрядчик сообщает Заказчику о том, что им в адрес ОАО "РЖД" и филиала ОАО "РЖД" "Южно-Уральская железная дорога" направлен запрос.
05.02.2024 г. Заказчиком в адрес Общества направлено требование (исх. N Тр-27) о неустойке по Контракту.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с п. 11.1 Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда и в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Контрактом.
В соответствии с п. 11.3 Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, предусмотренных пунктами 5.2 и 5.3. настоящего Контракта.
В соответствии с п. 5.2 Контракта, если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работы настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным, отказаться от исполнения Контракта и потребовать возмещения убытков, уведомив об этом Подрядчика в порядке, установленном Контрактом.
В соответствии с п. 5.3 Контракта, если во время выполнения работ станет очевидным, что они не будут выполнены надлежащим образом, назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от Контракта либо поручить устранение недостатков другому лицу за счет Подрядчика, а также потребовать возмещения убытков. О назначении срока для устранения недостатков Заказчик обязан уведомить Подрядчика в течение 7 дней со дня его назначения в порядке, установленном Контрактом.
07.02.2024 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
07.02.2024 10:00 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе.
07.02.2024 10:00 (МСК) Подрядчиком получено решение об одностороннем отказе.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято Заказчиком 07.02.2024 г. Поскольку одиннадцатый день выпадал на выходной день (то есть, 18.02.2024 г., воскресенье), следовательно, указанный день переносится на ближайший рабочий день, которым является 19.02.2024 г. (понедельник, рабочий день).
Учитывая положения ч. 12.1 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 19.02.2024 г.
При расторжении контракта заказчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
Следовательно, на дату заседания Комиссии Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п.13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Комиссией Оренбургского УФАС России приняты во внимание следующие обстоятельства.
Материалами дела установлено, что в проектной документации (Раздел 1. Пояснительная записка) содержатся письма филиала ОАО "РЖД" "Южно-Уральская железная дорога" о том, что при необходимости предоставления технологических окон для производства работ на путепроводе и для определения их стоимости дополнительно следует обратиться в адрес главного инженера железной дороги. Предварительная стоимость технологического окна продолжительностью 2 часа (в ценах июня 2022 года) составляет 162 000, 16 рублей. В данную стоимость включены затраты ОАО "РЖД" по временному прекращению движения поездов, снятию напряжения с контактной сети, осуществлению технического надзора, снятию с графика движения грузовых поездов.
Согласно пояснениям представителей Общества, у Подрядчика не было умысла на уклонение от исполнения Контракта, Подрядчиком предпринимались все возможные меры к его исполнению. Выполнение работ по контракту без демонтажа и замены укреплений контактных сетей, по установке опор, работ по переустройству существующих креплений контактных сетей, устройства заземления несет риски повреждения контактной сети, риски жизни и здоровью работников Подрядчика, что подтверждается Заключением специалиста ООО "Геодезические новейшие исследования железобетона" N СТЭ-02-24.2/2024 от 26.02.2024 г. в области строительно-технической экспертизы.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Как следует из документов, представленных на заседание Комиссии, ООО СК "РУПР" предпринимал меры, направленные на исполнение контракта.
При рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения ООО СК "РУПР" в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения заключить и исполнить контракт надлежащим образом и в согласованные сроки.
Отказ заказчика от договора, в том числе по мотиву существенного нарушения подрядчиком условия договора, может являться как следствием недобросовестного поведения поставщика, принимавшего участие в торгах номинально и не имеющего намерения реально выполнять работы по контракту, так и не являться таковым (в том случае, если нарушение условий договора не вызвано злонамеренными действиями поставщика, а связано с обстоятельствами, находящимися вне его сферы контроля).
Таким образом, из имеющихся материалов дела следует, что в действиях Подрядчика - ООО СК "РУПР" не усматриваются признаки недобросовестного поведения, направленного на уклонение от исполнения условий Контракта.
При таких обстоятельствах, на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, а также в связи с тем, что Комиссия Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий Исполнителя не выявила, сведения в отношении ООО СК "РУПР" не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (вх. Оренбургского УФАС России N 1799/24 от 20.02.2024 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью СК "РУПР" (ИНН 7447248692, КПП 744701001, ОГРН: 1157447001612), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту путепровода через железнодорожные пути на км 11+439 автомобильной дороги Чебеньки - Троицкое в Оренбургском районе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323009356, реестровый номер контракта N 2561007002223000171), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 28 февраля 2024 г. N 056/10/104-162/2024 (ключевые темы: исполнение контракта - односторонний отказ - реестр недобросовестных поставщиков - подрядчик - дорожное хозяйство)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.03.2024