В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (здесь и далее по тексту в редакции, действующей на дату заключения государственного контракта (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 98/24 от 28.02.2024 г., Комиссия Оренбургского УФАС России по проведению внеплановых проверок в составе:
Председателя Комиссии:, Членов Комиссии:
рассмотрение обращения осуществлялось посредством видео-конференц-связи в присутствии:
представителей Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" -
представитель ООО "ВЕКТОР" - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения обращения извещен надлежащим образом,
рассмотрев обращение Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (вх. Оренбургского УФАС России N 1939-ЭП от 26.02.2024 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ВЕКТОР" (ИНН 5643022352, КПП 564301001, ОГРН: 1165658081071), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Подъезд к с. Никольское от автомобильной дороги А-305 Оренбург - Илек - граница с Республикой Казахстан в Оренбургском районе Оренбургской области с последующим содержанием (номер извещения N 0853500000319009511, реестровый номер контракта N 2561007002219000134),
УСТАНОВИЛА:
26.02.2024 г. в Оренбургское УФАС России поступило обращение Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (далее - Заказчик, ГУ "ГУДХОО") о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ВЕКТОР" (ИНН 5643022352, КПП 564301001, ОГРН: 1165658081071) (далее - Подрядчик, Общество), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Подъезд к с. Никольское от автомобильной дороги А-305 Оренбург - Илек - граница с Республикой Казахстан в Оренбургском районе Оренбургской области с последующим содержанием (номер извещения N 0853500000319009511, реестровый номер контракта N 2561007002219000134) (далее - Аукцион, Закупка).
Присутствующий на заседании Комиссии Оренбургского УФАС России представитель Заказчика поддержал доводы, указанные в решении об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта (исх. N 07/02/02 от 07.02.2024 г.). На включении в РНП сведений в отношении Общества не настаивал. Также, в материалы дела Заказчиком предоставлена информация о рассмотрении Арбитражным судом Оренбургской области иска о признании Общества банкротом.
Комиссия Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
10.11.2024 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту путепровода через железнодорожные пути на км 11+439 автомобильной дороги Чебеньки - Троицкое в Оренбургском районе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323009356).
Начальная (максимальная) цена контракта - 66 581 514,19 рублей.
24.09.2019 г. между Государственным учреждением "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" и ООО "ВЕКТОР" заключен государственный контракт N 14/02-109 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Подъезд к с. Никольское от автомобильной дороги А-305 Оренбург - Илек - граница с Республикой Казахстан в Оренбургском районе Оренбургской области с последующим содержанием на сумму 47 737 394,05 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с п. 2.1 Контракта, Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работы по ремонту автомобильной дороги Подъезд к с. Никольское от автомобильной дороги А-305 Оренбург - Илек - граница с Республикой Казахстан в Оренбургском районе Оренбургской области с последующим содержанием, в соответствии с условиями контракта и сметной документацией и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять вышеуказанные работы и оплатить их.
В соответствии с п. 4.1 Контракта:
Календарные сроки для выполнения работ определены сторонами:
начало выполнения работ - с даты подписания контракта;
окончание выполнения работ - 31 декабря 2025 года, в том числе:
- ремонт - начало выполнения работ - с даты подписания контракта;
- окончание выполнения работ - 30 ноября 2019 года.
- содержание -начало выполнения работ - 01 января 2020 года;
- окончание выполнения работ - 31 декабря 2025 года.
Из материалов дела следует, что Подрядчиком обязательства по контракту исполнялись до 31.01.2024 г. В соответствии с данными Реестра контрактов единой информационной системы, Заказчиком принято и оплачено выполненных работ на сумму 39 991 242,21 рублей.
Между тем, 02.02.2024 г. Обществом в адрес Заказчика направлено письмо исх. N 4 с предложением расторгнуть Контракт по соглашению сторон с учетом фактического выполнения работ за период с 24.09.2019 г. по 31.01.2024 г. на сумму 39 991 242,21 рублей.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, действовавшей на момент заключения Контракта, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с п. 14.1 Контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с п. 14.2 Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 14.3 Контракта, если иное не предусмотрено контрактом, Заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения контракта, уплатив Подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора (статья 717 ГК РФ).
В соответствии с п. 14.4 Контракта, Заказчик так же вправе, в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, в следующих случаях:
- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (ч .2 статьи 715 ГК РФ);
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от контракта либо поручить исправление работ другому лицу за счет Подрядчика (ч. 3 статьи 715 ГК РФ);
- если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (ч.3 статьи 723 ГК РФ).
07.02.2024 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В материалы дела представлены сведения о том, что Заказчиком решение об одностороннем отказе направлено в адрес Общества 07.02.2024 г. посредством "Почты России" - почтовый идентификатор N 80082593843277. Согласно сведениям сервиса "Отслеживание почтовых отправлений", Обществом решение об одностороннем отказе получено 14.02.2024 г.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено Обществом 14.02.2024 г. Поскольку одиннадцатый день выпадал на выходной день (то есть, 25.02.2024 г., воскресенье), следовательно, указанный день переносится на ближайший рабочий день, которым является 26.02.2024 г. (понедельник, рабочий день).
Учитывая положения ч. 12.1 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 26.02.2024 г.
При расторжении контракта заказчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
Следовательно, на дату заседания Комиссии Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п.13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Комиссией Оренбургского УФАС России принято во внимание, что ООО "ВЕКТОР" фактически выполнены работы, приняты Заказчиком и оплачены на сумму 39 991 242,21 рублей.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
При рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения ООО "ВЕКТОР" в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения заключить и исполнить контракт надлежащим образом и в согласованные сроки.
Отказ заказчика от договора, в том числе по мотиву существенного нарушения подрядчиком условия договора, может являться как следствием недобросовестного поведения поставщика, принимавшего участие в торгах номинально и не имеющего намерения реально выполнять работы по контракту, так и не являться таковым (в том случае, если нарушение условий договора не вызвано злонамеренными действиями поставщика, а связано с обстоятельствами, находящимися вне его сферы контроля).
Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к выводу, что в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих наличие достаточных оснований для включения информации об ООО "ВЕКТОР" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (вх. Оренбургского УФАС России N 26/02 от 26.02.2024 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ВЕКТОР" (ИНН 5643022352, КПП 564301001, ОГРН: 1165658081071), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Подъезд к с. Никольское от автомобильной дороги А-305 Оренбург - Илек - граница с Республикой Казахстан в Оренбургском районе Оренбургской области с последующим содержанием (номер извещения N 0853500000319009511, реестровый номер контракта N 2561007002219000134), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 1 марта 2024 г. N 056/10/104-188/2024 (ключевые темы: односторонний отказ - исполнение контракта - реестр недобросовестных поставщиков - надлежащее извещение - дорожное хозяйство)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.03.2024