Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие общества с ограниченной ответственностью "ВинСар", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела N 013/06/49-77/2024;
в присутствии представителей:
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" - ------, действующей на основании доверенности б/н от 27.02.2024 года со сроком действия 1 (один) год, участвующей в заседании комиссии посредством видео-конференцсвязи;
государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - ------, действующей на основании доверенности б/н от 17.05.2023 года со сроком действия 1 (один) год, участвующей в заседании комиссии 28.02.2024 года; -------------------, действующего на основании доверенности б/н от 20.06.2023 года со сроком действия 1 (один) год, участвующего в заседании комиссии 28.02.2024 года;
рассмотрев 29 февраля 2024 года жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВинСар" (далее - Заявитель, ООО "ВинСар") на действия комиссии по осуществлению закупок государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская центральная клиническая больница" (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении запроса котировок в электронной форме N 0809500000324000187 на закупку расходных материалов для аппаратов искусственной вентиляции легких (далее - Запрос котировок) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 21.02.2024 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика и Уполномоченного учреждения (вх.N894-ЭП/24 от 21.02.2024 года).
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 26.02.2024 года NЕГ/733/24 рассмотрение жалобы назначено на 28.02.2024 года в 16 часов 30 минут.
26.02.2024 года на сайте ЕИС в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений Мордовским УФАС России размещена информация о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, а также возможности использования систем видео-конференцсвязи в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе (реестровый номер: 2024001091570000340001).
26.02.2024 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 14 часов 30 минут 29.02.2024 года рассмотрение жалобы продолжилось в прежнем составе Комиссии Мордовского УФАС России.
08.02.2024 10:27 (МСК) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика размещено извещение N 0809500000324000187 о проведении Запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 869 700 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 15.02.2024 09:00.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 19.02.2024.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.02.2024 года N 31-ЗКЭФ-24/ИМ по окончании указанного в извещении о проведении электронного запроса котировок срока подачи заявок 09:00 15.02.2024 года (время московское) поступило 5 (пять) заявок на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами ZK-156796, ZK-156823, ZK-155958, ZK-156862, ZK-156925, признанные соответствующими требованиям об осуществлении закупки. Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного запроса котировок участника с порядковым номером 1, предложившего цену контракта 502 070 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона).
Заявитель полагает, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно применены номы об ограничениях допуска товаров, работ и услуг для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчиком, Уполномоченным учреждением в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по доводу жалобы (вх.N993-ЭП/24 от 28.02.2024 года, вх.N999-ЭП/24 от 28.02.2024 года), согласно которым считают данную жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного учреждения, заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, в том числе содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В развитие положений статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято, в том числе постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102).
Пунктом 2 Постановления N102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N1 или перечень N2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно:
б) для заявок, содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Из извещения о проведении Аукциона следует, что Заказчику к поставке требуется товар "32.50.13.190-00477 - Тепло/влагообменник/бактериальный фильтр, стерильный; 32.50.13.190-00246 - Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования".
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что закупаемый Заказчиком товар включен в перечень N 2 к Постановлению N 102: Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования, соответствует коду 185610 вида медицинского изделия с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации (код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014: 32.50.13.190). В извещении о Запросе котировок Заказчиком установлены ограничения на допуск иностранных товаров, предусмотренные Постановлением N 102.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Общие требования к содержанию и составу заявки на участие в конкурентном способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) установлены статьей 43 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно пункту 3 Постановления N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Раздел извещения о проведении Запроса котировок "Требования к содержанию, составу заявки на участие в Запросе котировок и инструкция по ее заполнению" содержит указание, что для подтверждения соответствия поставляемой продукции условиям извещения, участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет следующие документы и (или) информацию:
- сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г.
- акт экспертизы, выданный Торгово-промышленной палатой РФ или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства-члена Евразийского экономического союза, подтверждающий, что доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции составляет не более 10 процентов для каждого наименования медицинского изделия;
- документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Согласно части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Из содержания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.02.2024 года N 31-ЗКЭФ-24/ИМ следует, что комиссией по осуществлению закупок принято решение о признании заявок ZK-156796, ZK-156823, ZK-155958, ZK-156862, ZK-156925 соответствующими требованиям извещения о проведении закупки.
Ознакомившись с содержанием заявок на участие в аукционе, Комиссия Мордовского УФАС России установила, что участниками закупки поданы следующие предложения:
- участник закупки с идентификационным номером N ZK-155958 - ----- (победитель закупки) предлагает к поставке товар - Тепло/влагообменник/бактериальный фильтр, стерильный (страна происхождения: Турция); Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования (страна происхождения: Турция);
- участник закупки с идентификационным номером N ZK-156823 - ----- предлагает к поставке товар - Тепло/влагообменник/бактериальный фильтр, стерильный (страна происхождения: Турция); Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования (страна происхождения: Турция);
- участник закупки с идентификационным номером N ZK-156862 - ----- предлагает к поставке товар - Тепло/влагообменник/бактериальный фильтр, стерильный (страна происхождения: Турция); Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования (страна происхождения: Турция);
- участник закупки с идентификационным номером N ZK-156796 - ----- предлагает к поставке товар - Тепло/влагообменник/бактериальный фильтр, стерильный (страна происхождения: Беларусь (сертификат формы СТ-1 N BYRU3101206509)); Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования (страна происхождения: Беларусь (сертификат формы СТ-1 N BYRU3101265503));
- участник закупки с идентификационным номером N ZK-156925 - ------- предлагает к поставке товар - Тепло/влагообменник/бактериальный фильтр, стерильный (страна происхождения: Российская Федерация (сертификат формы СТ-1 N 3126000009)); Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования (страна происхождения: Российская Федерация (сертификат формы СТ-1 N 4126000025)).
Между тем Комиссия Мордовского УФАС России отмечет, что согласно позиции, отраженной в письме Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 07 марта 2023 года N 21663/12, в настоящее время содержание сертификата СТ-1, выдаваемого ТПП России, может различаться в зависимости от его назначения:
1) сертификаты СТ-1, выдаваемые для экспорта.
Графа 5 в таких сертификатах может не заполняться или содержать информацию по контракту, во исполнение которого получался соответствующий сертификат СТ-1.
2) сертификаты СТ-1, выдаваемые в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N 311 и N 312 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100".
В графе 5 в таких сертификатах указывается "Для предоставления в таможенные органы Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 N 311 и от 09.03.2022 N312)".
3) сертификаты СТ-1, выдаваемые для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В графе 5 в таких сертификатах указывается "Для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд", а также срок действия в случаях, когда в соответствии с подлежащим применению положением такой сертификат выдается на определенный срок.
4) сертификаты СТ-1, выдаваемые для подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
В графе 5 в таких сертификатах указывается "Для целей предоставления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации".
Таким образом, для подтверждения происхождения продукции на территории государств - членов Евразийского экономического союза в целях Постановления N 102 необходимо получение специально предназначенного для этих целей сертификата СТ-1.
В целях реализации постановления N 102 приказом от 10.04.2015 года N 29 Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (далее - Приказ ТПП РФ от 10.04.2015 года N 29) утверждено положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для отдельных видов медицинских изделий) (далее - Положение о порядке выдачи сертификатов формы СТ-1).
Положением о порядке выдачи сертификатов формы СТ-1 установлено, что указанное Положение разработано на основании Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, Закона о контрактной системе, Постановления N 102, а также других нормативных документов, регулирующих вопросы осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Форма и порядок заполнения сертификата формы СТ-1 установлен разделом 5 Приказа ТПП РФ от 10.04.2015 года N 29.
Согласно пункту 5.2 указанного раздела:
- графа N3. Не заполняется.
- графа N 4. Указывается наименование страны, где выдан сертификат формы СТ-1 - "Российская Федерация", и наименование страны, в которой он будет представлен - "Российская Федерация", его регистрационный номер, который присваивается уполномоченной ТПП.
- графа N 5. "Для служебных отметок". Вносится следующая запись: "Для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд" и, при необходимости, информация о дубликате, вносимая в порядке, предусмотренном пунктом 3.8 раздела 3 настоящего Положения.
- графа N 11. "Номер и дата счета-фактуры". Не заполняется.
- графа N13. "Декларация заявителя". В данной графе указывается страна, где товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке, ставится печать заявителя, фамилия, инициалы и подпись его уполномоченного лица, а также указывается дата заполнения сертификата формы СТ-1 (для физического лица: ФИО заявителя, его подпись и дата).
Как отмечалось ранее, в составе заявки на участие в Запросе котировок ----- (заявка с номером N ZK-156796) в качестве подтверждения страны происхождения товара приложен сертификат формы СТ-1 N BYRU3101265503. В графе N 3 указано: Автотранспорт г. Минск - г. Санкт-Петербург; в графе N 4 указано: для представления в Российской Федерации; графа N 5: не заполнена (отсутствует отметка "Для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд"); в графе N 11 указаны номер и дата счет-фактуры: N 67 от 08.08.2023 года.
Из изложенного следует, что в составе заявки на участие в аукционе -------- (идентификационный номер N ZK-156796) не представлен надлежащий сертификат формы СТ-1, по форме, установленной Приказом ТПП РФ от 10.04.2015 года N 29, что не является подтверждением страны происхождения товара - Республика Беларусь.
Следовательно, па участие в закупке подано менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям подпункта "б" пункта 2 Постановления N 102, у комиссии по осуществлению закупок отсутствовали основания для применения требований пункта 2 Постановления в части отказа в допуске заявок, содержащих предложения о поставке товара, происходящего из иностранного государства.
Следовательно, довод жалобы признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВинСар" на действия комиссии по осуществлению закупок государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская центральная клиническая больница", государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении запроса котировок в электронной форме N 0809500000324000187 на закупку расходных материалов для аппаратов искусственной вентиляции легких необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 29 февраля 2024 г. N 013/06/49-77/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2024