Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии -члены комиссии:
в присутствии представителей:
государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия "Центр оценки качества образования - "Перспектива"" - ------ действующего на основании доверенности N 6 от 09.01.2024 года, со сроком действия до 31.12.2024 года;
общества с ограниченной ответственностью "Комптех-НН" - -----, действующего на основании доверенности б/н т 18.01.2024 года, со сроком действия 1 (один) год; ------, действующей на основании доверенности б/н от 20.02.2024 года, со сроком действия 1 (один) год, участвующие посредством видео-конференцсвязи,
рассмотрев 04 марта 2024 года обращение государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия "Центр оценки качества образования - "Перспектива"" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Комптех-НН", директора общества с ограниченной ответственностью "Комптех-НН" ------ на основании приказа Мордовского УФАС России N 1/24 от 09.01.2024 года "Об утверждении персонального состава Комиссии по контролю в сфере закупок", в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1078 от 30.06.2021 г. "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 26 февраля 2024 года (вх.N964-ЭП/24 от 27.02.2024 года) поступило обращение государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия "Центр оценки качества образования - "Перспектива"" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Комптех-НН" (далее - ООО "Комптех-НН", Общество) (ИНН: ---; КПП: ---; ОГРН: ----) адрес (место нахождения юридического лица): 603105, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Салганская, д. 30, помещ. 2, директора общества с ограниченной ответственностью "Комптех-НН" ---- (ИНН: --) в связи с принятием 09.02.2024 года государственным бюджетным учреждением Республики Мордовия "Центр оценки качества образования - "Перспектива"" решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0809500000323004139 от 28.12.2023 года на поставку принтеров (далее - Контракт), заключенного по результатам электронного аукциона N 0809500000323004139 на закупку принтеров (далее - Аукцион).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Согласно пункту 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Заседание Комиссии Мордовского УФАС России по вопросу включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Комптех-НН", директора ООО "Комптех-НН" письмом от 27 февраля 2024 года исх.N ЕГ/751/24 назначено на 01 марта 2024 года на 14 час. 30 мин.
01 марта 2024 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 14 часов 30 минут 03 марта 2024 года заседание Комиссии Мордовского УФАС России продолжилось.
Сведения о проведении внеплановой проверки в связи с получением обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) - ООО "Комптех-НН" (вх.N964-ЭП/24 от 27.02.2024 года) размещены в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений с указанием даты, времени и места рассмотрения дела N 013/06/104-83/2024, а также возможности использования систем видеоконференцсвязи (номер реестровой записи: 2024001091570000500002).
В результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении Аукциона размещено государственным казенным учреждением Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" по заявке Заказчика на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 24.11.2023 12:44 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 240 000 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 04.12.2023 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 04.12.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 06.12.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.12.2023 N 2071-ЭА-23/П по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 04.12.2023 года поступило 4 заявки на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами 2013215; 2011527; 2012278; 2012830, признанные соответствующими требованиям аукциона. Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона участника с порядковым номером 1, предложившего цену контракта 163 400.00 руб. (сто шестьдесят три тысячи четыреста рублей 00 копеек).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
28.12.2023 года между Заказчиком и ООО "Комптех-НН" (далее - Поставщик) заключен государственный контракт N 0809500000323004139 на поставку принтеров (реестровый номер контракта: 2132621460223000021) (далее - Контракт). Цена Контракта - 138 890 рублей 00 коп.
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта Поставка Товара осуществляется: с доставкой до места поставки в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения Контракта. Приемка товара осуществляется на соответствие комплектности и качества.
Поставка товара по Контракту осуществляется по адресу 430001, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Федосеенко, д. 19. Разгрузка товара осуществляется за счет Поставщика (пункт 3.2 Контракта).
В соответствии с пунктом 10.1 Контракта настоящий контракт вступает в силу с даты подписания контракта и действует до 31 декабря 2023 г., а в части расчетов до полного исполнения обязательств.
В соответствии с пунктом 5.3 Контракта не позднее 10 (десять) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, Заказчик осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Документ о приемке, мотивированный отказ от подписания документа о приемке не позднее одного часа с момента размещения в единой информационной системе направляются автоматически с использованием единой информационной системы Поставщику. Датой поступления Поставщику документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения таких документа о приемке, мотивированного отказа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Поставщик (пункт 5.4 Контракта).
Согласно пункту 5.5 Контракта в случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке Поставщик устраняет причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направляет Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном частью 13 статьей 94 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6.2 Контракта для проверки товара, в части его соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Для проведения экспертизы поставленного Товара эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у Заказчика и поставщика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения Контракта и отдельным этапам исполнения Контракта. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований Контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
Контракт может быть расторгнут исключительно по соглашению Сторон или по решению суда или в связи с односторонним отказом одной из Сторон от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и ст. 95 Закона о контрактной системе (пункт 9.3 Контракта).
В соответствии с пунктом 9.4 Контракта основанием для одностороннего отказа является:
- отказ Поставщика передать Заказчику товар или принадлежности к нему (п.1 ст. 463, абз. 2 ст. 464 ГК РФ);
- существенное нарушение Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (п. 2 ст. 475 ГК РФ);
- невыполнение Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании товара;
- нарушение Поставщиком сроков поставки товаров;
- не предоставление Поставщиком обеспечения гарантийных обязательств, либо предоставления с нарушением условий, указанных в Контракте.
Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта будет установлено, что Поставщик не соответствует установленным аукционной документацией требованиям к участникам размещения заказа или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем (пункт 9.5 Контракта).
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Частью 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Из обращения государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия "Центр оценки качества образования - "Перспектива"" следует, что Поставщиком поставлен товар ненадлежащего качества. 11 января 2024 года Поставщиком в адрес Заказчика был поставлен товар (принтеры) в соответствии с Контрактом. В ходе проведения Заказчиком 16.01.2024 года экспертизы поставленного товара было выявлено несоответствие товара условиям Контракта, в частности Поставщиком был поставлен товар 2021 года выпуска, однако согласно условиям Контракта к поставке требуется товар 2022 года выпуска. В связи с этим Заказчиком 01.02.2024 года было принято и размещено в Единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Однако 08.02.2024 года Поставщик поставил в адрес Заказчика исправленный товар. Этого же числа Заказчик отменил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 01.02.2024 года (Извещение об отмене решения об одностороннем отказе N 1 от 08.02.2024). В ходе проведения Заказчиком 09.02.2024 года экспертизы поставленного товара по описанию объекта закупки.
Вместе с тем Заказчиком 01.02.2024 года (исх.N11) и 09.02.2024 года (исх.N24) с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта с помощью сайта Единой информационной системы в сфере закупок в адрес Поставщика были направлены претензии с требованием об уплате неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств.
Из изложенного следует, что ненадлежащее исполнение обязательств со стороны Поставщика явилось основанием для принятия Заказчиком 09.02.2024 года решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункты 9.3-9.5 Контракта, части 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, абзац 4 пункта 2 статьи 450, пункты 1, 2 статьи 523 ГК РФ).
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе информация о включении сведений в отношении ООО "Комптех-НН", директора ООО "Комптех-НН" ----- в Реестр направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России для рассмотрения по существу.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Во исполнение приведенных требований закона Заказчиком 09.02.2024 17:21 (МСК) с использованием функционала ЕИС сформировано, подписано электронной подписью и размещено на Официальном сайте решение об одностороннем отказе от 09.02.2024 года от исполнения Контракта.
Согласно сведениям сайта единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от 09.02.2024 года от исполнения Контракта получено Подрядчиком в личном кабинете 09.02.2024 17:21 (МСК).
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Учитывая положения части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления Поставщика признается - 09.02.2024 года, следовательно, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым с 20.02.2024 года.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком направлены в адрес Мордовского УФАС посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок - 26.02.2024 года. Однако в соответствии с требованиями части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик должен направлять обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее двух рабочих дней. Таким образом, Заказчик должен был направить в адрес Мордовского УФАС посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 22.02.2024 года включительно.
Таким образом, действия Заказчика, не направившего в установленный Законом о контрактной системе срок обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), нарушают требования части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Часть 1 статьи 103 Закона о контрактной системе определяет, что Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что информация о расторжении Контракта размещена Заказчиком на официальном сайте в реестре контрактов 26.02.2024 18:29 (МСК) (Информация о расторжении контракта N21326214602 23 000021 0006 (1) от 26.02.2024).
Согласно материалам дела и представленным в адрес Мордовского УФАС России пояснениям ООО "Комптех-НН" (вх.N1060-ЭП/24 от 29.02.2024 года) следует, что у Общества не было умысла не исполнять Контракт. 11.01.2024 ООО "Комптех НН" поставило в адрес Заказчика товар, однако на основании акта о недостатках товара и его несоответствия требованиям Контракта от 17.01.2024 года Заказчик отказал в приемке по причине несоответствия даты производства принтеров требованиям Контракта, а также отсутствия маркировки грузоотправителя. 01.02.2024 Заказчик разместил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 08.02.2024 Поставщик поставил в адрес Заказчика исправленный товар. Этого же числа Заказчиком было отменено решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 09.02.2024 Поставщик разместил в ЕИС документы о приемке товара (Счет-фактура N 631 от 09.02.2024 года). 09.02.2024 Заказчик отказал в приемке товара и разместил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. В соответствии с Актом о недостатках товара и его несоответствия требованиям Контракта от 09.02.2024 года недостатки были выявлены по следующим характеристикам товара: количество печати страниц в месяц - 60000; скорость черно-белой печати в формате А4, по ISO/IEC 24734, стр/мин - 33; время выхода первого черно-белого опечатка, секунда - 8,2.
Согласно описанию объекта закупки к поставке требовался товар со следующими характеристиками: количество печати страниц в месяц - 50000; скорость черно-белой печати в формате А4, по ISO/IEC 24734, стр/мин - 30; время выхода первого черно-белого опечатка, секунда - 9.
12.02.2024 года Поставщик направил в адрес Заказчика письмо содержащее предложение о заключении дополнительного соглашения о замене характеристик товара по Контракту на улучшенные (исх.N5 от 12.02.2024 года). Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия "Центр оценки качества образования - "Перспектива"" 19.02.2024 года направило письмо в адрес Поставщика об отказе в заключении дополнительного соглашения о замене характеристик товара на улучшенные (исх.N25).
Вместе с тем согласно пояснениям представителей ООО "Комптех-НН" 20.02.2024 года между Заказчиком и Поставщиком было подписано соглашение о расторжении Контракта (находящиеся в материалах настоящего дела). Присутствующий на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика опровергнул факт заключения соглашения о расторжении Контракта.
Однако, в ходе рассмотрения обращения Комиссией было установлено, что информация о расторжении Контракта по соглашению сторон с указанием оснований его расторжения не размещена Заказчиком в реестре контрактов единой информационной системы в сфере закупок. Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России не может дать однозначную оценку факта заключения данного Соглашения.
Присутствующий на заседании Комиссии представитель Заказчика отметил тот факт, что Заказчиком в компанию Pantum International Limited был направлен запрос о предоставлении характеристик товара. Согласно письмуPantum International Limited принтеры Pantum соответствуют следующим характеристикам, в том числе: количество печати страниц в месяц - 60000; скорость черно-белой печати в формате А4, по ISO/IEC 24734, стр/мин - 33; время выхода первого черно-белого опечатка, секунда - 8,2.
Также представители ООО "Комптех-НН" ходатайствовали о невключении сведений в отношении юридического лица в Реестр, отметив тот факт, что Общество обладает большим опытом поставки аналогичных объекту закупки товаров, является добросовестным участником торгов, исполнителем государственных и муниципальных контрактов по иным электронным процедурам, соответственно, включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может негативно сказаться на его деятельности.
Присутствующий на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика настаивал на включении сведений в отношении ООО "Комптех-НН", директора ООО "Комптех-НН".
Между тем Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что 20.02.2024 года Заказчиком в адрес Поставщика было направлено требование (претензия) об уплате неустойки (пени) и штрафов в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом (исх.N26) в размере 7 074, 11 рублей. 22.02.2024 года ООО "Комптех-НН" платежным поручением N 23 оплатило пени по требованию от 20.02.2024 года N 26 в размере 7 074, 11 рублей.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного и муниципального заказа обязательств.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Включение сведений о лице в Реестр по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном подрядчике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О).
Согласно части 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
По общему правилу части 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно пункту б части 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку включение в реестр является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В рассматриваемом случае Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, обстоятельства дела в совокупности с представленными документами однозначно не свидетельствуют о недобросовестном поведении Подрядчика.
Принимая во внимание совокупность обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Мордовского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об ООО "Комптех-НН", директоре ООО "Комптех-НН" -----.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки закупки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).
В силу пункта 10 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе реестр контрактов включается информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций).
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в указанный орган направляется информация, указанная в пунктах 10 и 11 части 2 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта).
Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" утверждены правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 11 Правил в реестр подлежат включению информация и документы о применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта:
- документ, определяющий ненадлежащее исполнение контракта или неисполнение контракта с указанием допущенных нарушений в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, его наименование и реквизиты;
- требование заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) об уплате неустойки (штрафа, пени), направленное соответственно поставщику (подрядчику, исполнителю) или заказчику, решение суда о взыскании неустойки (штрафа, пени) (при наличии) в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, реквизиты таких требования, решения;
- размер начисленной неустойки (штрафа, пени);
- размер уплаченной заказчиком или поставщиком неустойки (штрафа, пени), документ, подтверждающий уплату такой неустойки, в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, его реквизиты;
- размер списанной заказчиком или поставщиком неустойки (штрафа, пени), документ, подтверждающий списание такой неустойки, в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, его реквизиты;
- сумма денежных средств, удержанная заказчиком из денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, или истребованная заказчиком у гаранта по независимой гарантии и уплаченная гарантом, а также документ, подтверждающий удержание таких денежных средств или их истребование у гаранта по независимой гарантии, в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, его реквизиты.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 15 Правил информация и документы, предусмотренные подпунктами "б", "в" (в случае оплаты со счетов, открытых в кредитных организациях, а также если информация о заказчике не подлежит размещению на едином портале бюджетной системы Российской Федерации), "г" - "з" пункта 11. подпунктом "г" пункта 12, подпунктами "б" и "в" пункта 13 данных Правил, а также информация и документы, касающиеся контракта, заключенного без использования единой информационной системы, не позднее 5-го рабочего дня со дня, следующего за днем подписания заказчиком документа, подлежащего включению в реестр, или за днем представления заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа, подлежащего включению в реестр, направляются заказчиком с использованием единой информационной системы в орган, предусмотренный подпунктом "а" пункта 17 данных Правил, для проведения проверок, предусмотренных подпунктами "а", "в" и "г" пункта 18 данных Правил.
Как отмечалось ранее, в материалы настоящего дела было представлено требование (претензия) об уплате неустойки (пени) и штрафов в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом от 20.02.2024 года (исх.N26) в размере 7 074, 11 рублей, направленное Заказчиком в адрес Поставщика, а также информация об оплате Поставщиком пеней по требованию Заказчика от 20.02.2024 года (платежное поручение N 23 от 22.02.2024 года на сумму 7 074, 11 рублей).
В соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 15 Правил, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе и документы о применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем), должна была быть размещена в Единой информационной системе в реестре контрактов в срок до 28.02.2024 года включительно (требование (претензия) об уплате неустойки (пени) и штрафов в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом от 20.02.2024 года (исх.N26)), до 01.03.2024 года (платежное поручение N 23 от 22.02.2024 года на сумму 7 074, 11 рублей, подтверждающее оплату пени). Однако документы о применении мер ответственности не размещены Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок в реестре контрактов.
Изложенное указывает на нарушение Заказчиком требований части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 5 части 15 статьи 99, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные государственным бюджетным учреждением Республики Мордовия "Центр оценки качества образования - "Перспектива"" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Комптех-НН" (ИНН: ----; КПП: ----; ОГРН: -----) адрес (место нахождения юридического лица): -----, директора общества с ограниченной ответственностью "Комптех-НН" -------- (ИНН: -----) в связи с принятием 09.02.2024 года государственным бюджетным учреждением Республики Мордовия "Центр оценки качества образования - "Перспектива"" решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0809500000323004139 от 28.12.2023 года на поставку принтеров, заключенного по результатам электронного аукциона N 0809500000323004139 на закупку принтеров, в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать действия Заказчика нарушением части 3 статьи 103, части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 4 марта 2024 г. N 013/06/104-83/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.03.2024