Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: председатель Комиссии: <_> - врио заместителя руководителя управления;
члены Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии
в присутствии:
представителя Заказчика - ФГБУН "Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук" (далее - Заказчик) - <_> (доверенность от 04.03.2024 N 14), <_> (доверенность от 04.03.2024 N 14),
в отсутствие:
представителя ИП <_> (далее - Подрядчик) уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
рассмотрев обращение Заказчика - ФГБУН "Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ИП <_> в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "текущий ремонт стен сооружения крытый зерноток" (номер извещения в ЕИС -0313100014723000021), и на проведение внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
УСТАНОВИЛА:
04.10.2023 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере - 2 323 161,35 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 13.10.2023 NИЭА1 была подана одна заявка на участие. Победителем признан <_>
24.10.2023 был заключен контракт между ИП <_> и Заказчиком - ФГБУН "Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук" (далее - Контракт), согласно которому Подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по текущему ремонт стен сооружения крытый зерноток. Цена контракта - 2 323 161,35 рублей.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно письменным пояснениям Подрядчика, работы не могли быть выполнены в полном объеме в установленный срок из-за финансовых затруднений Подрядчика, вызванной задержкой оплаты выполненных работ по другому государственному (муниципальному) контракту.
Согласно пояснениям Заказчика, с момента заключения контракта Общество не исполнило своих обязательств, претензионные требования Заказчика не исполнило.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
На основании пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ, предоставленное Гражданским Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно пункту 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика определенный настоящим Контрактом объем работ на: текущий ремонт стен сооружения крытый зерноток, расположенного по адресу: УР, Малопургинский район, д.Гожня, ул.Полевая, д.1в. (далее - Объект) в установленный контрактом срок и сдать результат Заказчику.
В силу пункта 1.2. Контракта Подрядчик обязан осуществить работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1), локальным сметным расчетом (Приложение N2), определяющим объём, содержание работ и другие предъявляемые требования.
В соответствии с пунктом 1.3. Контракта результатом будет признаваться выполненный Подрядчиком установленный Контрактом объём Работ, который позволит Заказчику использовать (эксплуатировать) Объект по функциональному назначению в течение эксплуатационного срока. В состав Работ входят также демонтажные, монтажные и иные неразрывно связанные с установленными настоящим Контрактом условиями работы. Объект признается годным к эксплуатации, если он удовлетворяет условиям технической документации, техническим (строительным и иным) требованиям и нормам
Согласно пункту 3.1. Контракта начало выполнения работ: с момента подписания Сторонами акта передачи объекта для выполнения работ. Заказчик должен передать объект для выполнения работ, а Подрядчик его принять по акту в течение 1 (Одного) рабочего дня после заключения Контракта.
В соответствии с пунктом 3.2. Контракта окончание работ: работы, предусмотренные настоящим Контрактом, должны быть выполнены Подрядчиком в полном объеме не позднее 21 рабочих дней с момента заключения контракта с правом досрочного выполнения. Частичная сдача-приемка работ и/или этапность выполнения работ не предусмотрена данным Контрактом.
Таким образом, дата окончания исполнения контракта - 23.11.2023;
25.10.2023 Подрядчик принял строительную площадку, приступил к выполнению работ;
13.11.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо N 5, которым сообщил о приостановке работ из-за погодных условий;
16.11.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо N 6, которым сообщил о возобновлен работ на объекте;
17.11.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо N 7, которым сообщил о приостановке работ из-за отсутствия на объекте электричества;
20.11.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо N 8, которым сообщил о приостановке работ из-за отсутствия на объекте электричества;
.21.11.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо N 9, которым сообщил о приостановке работ из-за отсутствия на объекте электричества;
11.12.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо N 11, которым сообщил о приостановке работ из-за погодных условий;
24.01.2024 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо N 338/01-15/61, в котором сообщил, что работы, предусмотренные Контрактом, не выполнены, потребовал сообщить о причинах неисполнения до 26.01.2024;
07.02.2024 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо N 338/01-15/123, в котором потребовал завершить предусмотренные Контрактом работы до 15.02.2024;
07.02.2024 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо N 13, в котором сообщил, что Подрядчик претерпевает финансовые затруднения для завершения работ по Контракту из-за необоснованной задержки оплаты выполненных работ по другому контракту, в связи с чем, вынужден обратиться в Арбитражный суд УР. Попросил рассмотреть возможность расторжения Контракта по соглашению сторон. Направил акт частично выполненных работ, справку о стоимости работ, счет на оплату;
10.02.2024 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо N 15, в котором сообщил, что смог решить финансовые вопросы для закупки строительных материалов для завершения работ на объекте, гарантирует, что работы на объекте будут завершены в полном объеме до конца февраля;
14.02.2024 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо N 16, в котором сообщил, что у Подрядчика отсутствуют денежные средства для выполнения Контракта в связи с задержкой оплаты по другому муниципальному контракту;
16.02.2024 Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо N N 338/01-15/167, которым уведомил Подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта;
Дата вступления в силу решения - 27.02.2024.
20.02.2024 Подрядчиком и Заказчиком был сформирован акт определения объема выполненных работ;
27.02.2024 Подрядчик получил оплату по другому муниципальному контракту в размере 699 608, 79 рублей. (платежное поручение N 6190).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ИП Иванова Е.С.
Подрядчиком неоднократно были нарушены сроки выполнения работ по Контракту.
С момента подписания Контракта (24.10.2023) до момента вступления решения Заказчика об одностороннем отказе в силу (27.02.2024) прошло 82 рабочих дня, при этом на выполнение работ в полном объеме Контрактом установлен срок в 21 рабочий день.
Подрядчик, подавая заявку на участие в закупке, подписывая Контракт и беря на себя обязательства на выполнение работ по Контракту, осуществляет предпринимательскую деятельность. Отсутствие денежных средств, вследствие неисполнения обязательств другим контрагентом по другому договору, не может считаться для Подрядчика обстоятельством непреодолимой силы, а является предпринимательским риском.
Следует отметить, что в отношении Подрядчика Удмуртским УФАС России уже рассматривались обращения о включении в РНП в связи с односторонним отказом Заказчика:
Дело 018/06/104-716/2023, дата рассмотрения - 22.09.2023 (номер извещения в ЕИС -0813500000123007637);
Дело 018/06/104-560/2023 дата рассмотрения - 26.07.2023 (номер извещения в ЕИС -0813500000122019841);
Дело 018/06/104-355/2023 дата рассмотрения - 05.05.2023 (номер извещения в ЕИС - 0813500000122016259);
По вышеперечисленным делам Подрядчик не был включен в РНП.
Таким образом, Подрядчик имел представления о требованиях, предъявляемых к подрядчикам в рамках исполнения государственных контрактов, об ответственности, предусмотренной Законом о контрактной системе за невыполнение взятых на себя обязательств по государственному контракту.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении <_> в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ИП <_>в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "текущий ремонт стен сооружения крытый зерноток" (номер извещения в ЕИС - 0313100014723000021) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП <_> (ИНН 184000023249) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
27.02.2024 |
01.03.2024 |
28.02.2024 |
0 |
28.02.2024 |
04.03.2024 |
04.03.2024 |
0 |
07.03.2024 |
07.03.2024 |
0 |
0 |
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 4 марта 2024 г. N 018/06/104-141/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.03.2024