На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 28.02.2024, на основании обращения заказчика ГБУЗ "Карачевская ЦРБ" (вх. N 1321/24 от 28.02.2024) о включении сведений в отношении ИП "___.." в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "___.."
Членов Инспекции: "___.."
в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей заказчика ГБУЗ "Карачевская ЦРБ", уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области, ИП "___..",
в результате рассмотрения обращения заказчика ГБУЗ "Карачевская ЦРБ" о включении сведений в отношении ИП "___.." в реестр недобросовестных поставщиков, а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком ГБУЗ "Карачевская ЦРБ", уполномоченным органом Управление государственных закупок Брянской области требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на поставку изделий медицинского назначения (Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, стерильные) лот N19 за N 0127200000223003792,
установила:
1) 15.06.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, стерильные) лот N19 за N 0127200000223003792.
2) Начальная (максимальная) цена договора - 257 972,00 рублей.
3) На участие в электронном аукционе за N 0127200000223003792 подана 1 (одна) заявка.
4) Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.06.2023 NИЭА1 победителем электронного аукциона признана - ИП "___..", с ценой контракта 42 900 руб. (сорок две тысячи девятьсот) 00 коп.
5) 10.07.2023 между заказчиком ГБУЗ "Карачевская ЦРБ" и ИП "___.." заключен государственный контракт N 0127200000223003792 на поставку изделий медицинского назначения (Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, стерильные).
В соответствии с п. 1.1 контракта поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий перчатки смотровые (код ОКПД 2 - 22.19.60.119) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке Товара, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
Согласно п. 5.1 контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в срок, предусмотренный Графиком поставки (Приложение_3).
Согласно Графика поставки (Приложение 3) общее количество медицинских изделий подлежащее поставке составляет 7500 шт.:
-количество за июль 2023 - 1500 шт.;
- количество за август 2023 - 1500 шт.;
- количество за сентябрь 2023 - 1500 шт.;
- количество за октябрь 2023 - 1500 шт.;
- количество за ноябрь 2023 - 1500 шт.
6) 12.10.2023 заказчиком посредством ЕИС и по электронной почте направлено письмо исх. N 1679 письмо о нарушении поставщиком сроков поставки товара за июль, август, сентябрь, с просьбой принять меры по поставке товара в установленные сроки.
7) 30.01.2024 исх. N 138 заказчиком в адрес поставщика направлено письмо посредством ЕИС, электронной почты и почты России, с уведомлением о не поставке товара по контракту за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2023, с просьбой исполнить обязательства в срок до 15.02.2024.
8) 15.02.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств по поставке товара по контракту в установленный срок.
Указанное решение размещено заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок 16.02.2024 12:21 ч, которое впоследствии 16.02.2024 12:21 автоматически с использованием единой информационной системы направлено поставщику.
По итогам рассмотрения обращения заказчика, проведения проверки, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам:
Заказчиком ГБУЗ "Карачевская ЦРБ" 15.02.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0127200000223003792 на поставку изделий медицинского назначения (Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, стерильные).
В основу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком положено неисполнение обязательств по поставке товара по контракту в установленный срок.
В соответствии с ч.9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.3 контракта предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчиком 15.02.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0127200000223003792 на поставку изделий медицинского назначения (Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, стерильные).
Указанное решение размещено заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок 16.02.2024 12:21 ч, которое впоследствии 16.02.2024 12:21 автоматически с использованием единой информационной системы направлено поставщику, в соответствии с положениями п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, 16.02.2024 является датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 16.02.2024 является датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, следовательно, с 27.02.2024 контракт считается расторгнутым.
Таким образом, заказчиком процедура расторжения контракта в одностороннем порядке соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ИП "___.." в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу о доказанности заказчиком ГБУЗ "Карачевская ЦРБ" в рамках заключенного контракта недобросовестного поведения поставщика ИП "___.."
Данный вывод подтверждается следующим:
10.07.2023 между заказчиком ГБУЗ "Карачевская ЦРБ" и ИП "___.." заключен государственный контракт N 0127200000223003792 на поставку изделий медицинского назначения (Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, стерильные).
В соответствии с п. 1.1 контракта поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий перчатки смотровые (код ОКПД 2 - 22.19.60.119) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке Товара, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
Согласно п. 5.1 контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в срок, предусмотренный Графиком поставки (Приложение_3).
Согласно Графика поставки (Приложение 3) общее количество медицинских изделий подлежащее поставке составляет 7500 шт.:
-количество за июль 2023 - 1500 шт.;
- количество за август 2023 - 1500 шт.;
- количество за сентябрь 2023 - 1500 шт.;
- количество за октябрь 2023 - 1500 шт.;
- количество за ноябрь 2023 - 1500 шт.
Таким образом, товар должен был быть поставлен поставщиком в срок не позднее 31.07.2023, не позднее 31.08.2023, не позднее 30.09.2023, не позднее 31.10.2023, не позднее 30.11.2023.
12.10.2023 заказчиком посредством ЕИС и по электронной почте в адрес поставщика направлено письмо исх. N 1679 о нарушении поставщиком сроков поставки товара за июль, август, сентябрь, с просьбой принять меры по поставке товара в установленные сроки.
30.01.2024 исх. N 138 заказчиком в адрес поставщика направлено письмо посредством ЕИС, электронной почты и почты России, с уведомлением о не поставке товара по контракту за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2023, с просьбой исполнить обязательства в срок до 15.02.2024.
Однако, установлено, что товар поставщиком поставлен не был.
В силу ч. 2 ст.104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются действия общества, предполагающие его недобросовестное поведение, совершение им действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта этим лицом, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Учитывая изложенное, поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
При этом, согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Так, заключая контракт по результатам проведения электронного аукциона, направленного на удовлетворение государственных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта. Действуя в рамках исполнения муниципального контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на социально-значимые, экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
При этом в случае привлечения лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем):
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- представлены информация и документы, подтверждающие надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
В рамках рассмотрения обращения не выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
Относительно совершения поставщиком действий, направленных на исполнение обязательств по контракту установлено, что товар, соответствующий условиям контракта, ни в срок, установленный контрактом, ни в срок, установленный в требованиях заказчика, ни в течение 10-дневного срока, предусмотренного частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, поставлен не был, в связи с чем принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду неисполнения поставщиком обязательств по контракту обоснованно с учетом положений действующего гражданского законодательства РФ.
Индивидуальный предприниматель на заседание Инспекции Брянского УФАС России не представил письменных пояснений о причинах неисполнения контракта в установленные сроки, а также доказательств, свидетельствующих о добросовестном поведении участника, в связи с чем, невозможно сделать вывод о наличии невозможности надлежащего исполнения обязательство по контракту со стороны поставщика.
В силу части 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Однако, оснований для отмены заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не имелось.
На основании вышеизложенного, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу о том, что ИП "___.." нарушены существенные условия заключенного контракта, а также, в частности, учитывая, что индивидуальным предпринимателем не совершено никаких действий: 1) по устранению допущенных нарушений в срок, установленный ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе, 2) по признанию решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта недействительным, следовательно, в соответствии с положениями части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, сведения в отношении ИП "___.." подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1078, Инспекция Брянского УФАС России
решила:
1. Включить сведения в отношении Индивидуального предпринимателя ИП "___.." в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в отношении Индивидуального предпринимателя "___.." в реестре в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 6 марта 2024 г. N РНП-32-836
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.03.2024