Резолютивная часть решения объявлена 05.03.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06.03.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "ЛВД" (далее - ООО "ЛВД", Общество) <_>,
при участии представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница (далее - Заказчик) - <_>;
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЛВД" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Поставка расходного материала для операционного блока N1", извещение N0334200012523000586, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некото
рые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 28 февраля 2024 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "ЛВД" допущены существенные нарушения условий по государственному контракту N0586-ЭЗК/23-03РМ на поставку расходного материала для операционного блока N1 от 17 ноября 2023 года, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр.
ООО "ЛВД" представлены письменные объяснения, в которых указано, что Обществом предпринимались все меры для исполнения контракта, указанные действия, по мнению Общества, подтверждают добросовестность при исполнении контракта.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Федерального закона N44-ФЗ, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (часть 4 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 01 ноября 2023 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница размещено Извещение N0334200012523000586 о проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка расходного материала для операционного блока N1".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 551 379 рублей 76 копеек.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.11.2023 NИЗК1 победителем данной закупки признано ООО "ЛВД".
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N44-ФЗ 17 ноября 2023 года между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт N0586-ЭЗК/23-03РМ на поставку расходного материала для операционного блока N1 (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Поставщик обязуется передать Заказчику расходный материал для операционного блока N1 (далее - Товар), количество, общая и единичная стоимость которого установлены в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять Товар надлежащего качества и количества и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В пункте 3.5 Контракта установлены следующие условия и сроки поставки товара: поставка Товара осуществляется партиями по наименованию и в количестве, указанном в заявках Заказчика. Период поставки: с момента заключения Контракта до 01.03.2024 г., не чаще 1 (одного) раза в месяц.
Заказчик формирует заявку в соответствии со своей потребностью в Товаре.
Поставка Товара осуществляется Поставщиком в течение 10 календарных дней с момента передачи ему заявки.
Заявка может быть передана Заказчиком как в устной форме (по телефону), так и в письменной (нарочным, по электронной почте, по факсу).
Таким образом, вышеуказанными положениями Контракта установлено требование, что заявка на поставку товара может быть передана Заказчиком как в устной форме (по телефону), так и в письменной (нарочным, по электронной почте, по факсу).
23 ноября 2023 года посредством электронной почты, указанной в Контракте (zakaz.lvd@mail.ru), Обществу была направлена заявка на поставку товара на сумму 225 000 рублей 01 копейку.
Отправка и получение электронного сообщения Обществом подтверждается отчетом с электронной почты Заказчика.
Согласно указанной заявки Обществу необходимо было поставить в адрес Заказчика товара на сумму 225 000 рублей 01 копейку, а именно "Нить хирургическая из полидиоксанона, антибактериальная" Беларусь, Сургикрол Плюс, ООО "Футберг".
Таким образом, с учетом положений 3.5 Контракта Обществу необходимо было осуществить поставку товара (в течение 10 (десяти) календарных дней с момента передачи заявки), следовательно, до 04 декабря 2023 года.
Из представленных документов следует, что Обществом в установленный срок поставка товара не была осуществлена.
14 декабря 2023 года и 15 января 2024 года в адрес Общества посредством электронной почты, указанной в Контракте (zakaz.lvd@mail.ru), повторно направлены заявки о поставке товара в соответствии с заявкой Заказчика от 23 ноября 2023 года.
23 января 2024 года Заказчик в адрес Общества направляет требование о поставке товара исх.N16, в котором указывает о необходимости не позднее 26 января 2024 года предоставить информацию о ходе исполнения обязательств и приступить к исполнению Контракта, в соответствии со статьей 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации, надлежащим образом осуществить поставку расходного материала для операционного блока N1, в соответствии с заявкой от 23 ноября 2023 года.
В ответ на требование о поставке товара N16 от 23 января 2024 года Общество направило в адрес Заказчика письмо исх. N35 от 24 января 2024 года с предложением расторжения контракта от 17.11.2023 г. N0586-ЭЗК/23-03РМ на поставку расходного материала для операционного блока N1 по соглашению сторон в связи с невозможностью определения Обществом конкретных сроков поставки.
26 января 2024 года Заказчик в ответ на исх.N35 от 24 января 2024 года направляет Обществу ответ исх. N19 в котором сообщает, что согласно пункта 10.1. Контракта, Стороны не несут ответственность за полное или частичное неисполнение предусмотренных Контрактом обязательств, если такое неисполнение связано с обстоятельствами непреодолимой силы. В связи с тем, у Заказчика имеется острая потребность в предусмотренном Контрактом товаре, Заказчик отказал в расторжении Контракта по соглашению сторон.
02 февраля 2024 года Общество направило в адрес Заказчика письмо исх.N51 от 01 февраля 2024 года с предложением о возможности замены предусмотренного контрактом товара в соответствии с частью 7 статьи 95 Закона о контрактной системы.
Так, частью 7 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ предусмотрено, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Таким образом, в силу части 7 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ в случае предложения к поставке товара с улучшенными характеристиками, необходимым условием является предварительное согласование с заказчиком.
Рассмотрев предложение Общества, Заказчик 05 февраля 2024 года направил в адрес Общества письмо исх. N34, в котором отказал Обществу в возможности замены товара и подписании дополнительного соглашения к Контракту на основании части 7 статьи 95 Закона о контрактной системе, вследствие того, что представленный к замене расходный материал для операционного блока N1 не являлся улучшенным по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте и требовал осуществить поставку товара в соответствии с условиями Контракта.
13 февраля 2024 года Общество направило в адрес Заказчика письмо исх.N78 от 13 февраля 2024 года с предложением о возможности замены предусмотренного контрактом товара в соответствии с частью 7 статьи 95 Закона о контрактной системы.
Рассмотрев предложение Общества, Заказчик 16 февраля 2024 года направил в адрес Общества письмо исх. N78, в котором отказал Обществу в возможности замены товара и подписании дополнительного соглашения к Контракту на основании части 7 статьи 95 Закона о контрактной системе, вследствие того, что представленный к замене расходный материал для операционного блока N1 не являлся улучшенным по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте и требовал осуществить поставку товара в соответствии с условиями Контракта.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту и неоднократным нарушением Обществом сроков поставки товара Заказчиком принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено, что Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта, по решению суда.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта предоставлено заказчику пунктом 9.4 Контракта.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 523 Гражданского Кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях (часть 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ):
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки.
В рассматриваемом случае Обществом нарушены сроки поставки, товар не поставлен.
На основании вышеизложенного 14 февраля 2024 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с ненадлежащим исполнением ООО "ЛВД" обязательств по Контракту.
Просрочка исполнения обязательств составляла на момент принятия Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 72 календарных дня (с 04 декабря 2023 года, по заявке на поставку товара от 23 ноября 2023 года).
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта сформировано Заказчиком в ЕИС 14 февраля 2024 года, что считается надлежащим уведомлением ООО "ЛВД" о расторжении с ним Контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 27 февраля 2024 года.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 27 февраля 2024 года.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
Комиссия Иркутского УФАС России установила, что 20 февраля 2024 года Общество осуществило поставку товара на сумму 31 845 рублей 62 копейки, что повреждается документом о приемке N 69 от 14.02.2024, тем самым просрочка исполнения обязательств составила 78 календарных дней (срок до 04 декабря 2023 года, по заявке на поставку товара от 23 ноября 2023 года).
Более того, в полном объёме Общество Заявку не исполнило, товар на сумму 209 077 рублей 19 копеек не поставило, в связи с чем правовые основания для отмены решение об одностороннем отказе от исполнения контракта у Заказчика отсутствовали.
Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу о недобросовестности Общества при исполнении им своих обязательств по контракту в силу следующего.
23 ноября 2023 года посредством электронной почты, указанной в Контракте (zakaz.lvd@mail.ru), Обществу была направлена заявка на поставку товара на сумму 225 000 рублей 01 копейку.
Таким образом, с учетом положений 3.5 Контракта Обществу необходимо было осуществить поставку товара (в течение 10 (десяти) календарных дней с момента передачи заявки), следовательно, до 04 декабря 2023 года.
На основании заявки Заказчика Обществом не была произведена поставка товара в соответствии с условиями Контракта.
Комиссия Иркутского УФАС России установила, что 20 февраля 2024 года Общество осуществило поставку товара на сумму 31 845 рублей 62 копейки, что повреждается документом о приемке N 69 от 14.02.2024, тем самым просрочка исполнения обязательств составила 78 календарных дней (срок до 04 декабря 2023 года, по заявке на поставку товара от 23 ноября 2023 года).
Более того, в полном объёме Общество Заявку не исполнило, товар на сумму 209 077 рублей 19 копеек не поставило.
Общество направило письменные пояснения, в которых указало, что не поставка товара произошла по вине третьих лиц - производителей медицинских изделий.
Так, в материалы дела представлено письмо ООО "Футберг" исх. N36 от 18.01.2024 г., в котором ООО "Футберг" сообщает о задержке поставки товара, заказанного для нужд ГБУЗ "Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница" с ориентировочным сроком отгрузки 23.01.2024 г.
А также письмо ООО "Футберг" исх. N575 от 27.11.2023 г., в котором ООО "Футберг" сообщает, что задержка заказанного товара произошла в с вязи со сложившейся конфликтной ситуацией в регионе и реакцией на нее зарубежных партнеров.
При этом, Комиссия Иркутского УФАС отмечает, что Обществом на обозрение представлены копии писем ООО "Футберг", представленные письма подписаны Заместителем директора. Документов, подтверждающих полномочия, к указанным письма действовать от имени ООО "Футберг" не представлено.
Кроме того, оригиналы данных писем Обществом на обозрение Комиссии не представлены, следовательно, удостоверится Комиссии в подлинности представленных писем не представляется возможным.
Также, в качестве доказательства намерения исполнить контракт ООО "ЛВД" в материалы дела представлено платежное поручение N414 от 27.11.2023 г. согласно которому для исполнения обязательств по Контракту Обществом оплачен товар.
При этом, изучив указанный документ, Комиссия отмечает, что представленное платежное поручение N414 от 24.04.2021 не представлялось возможным идентифицировать, поскольку в платежном поручении отсутствовало указание на государственный контракт N0586-ЭЗК/23-03РМ от 17.11.2023 г., а также отсутствовала информация, о том, что указанным платежным поручением был оплачен именно товар необходимый к поставке.
Комиссией установлено, что представленное в обоснование оплаты товара платежное поручение N414 от 27.11.2023 г. содержит ссылку на контракт N23/21 от 29.05.2023 г., сумма платежного поручения 443 747 рублей 28 копеек, вместе с тем заявка на поставку товара направленна Заказчиком на сумму 225 рублей 01 копейку.
Комиссия Иркутского УФАС России, обращая внимание на фактические обстоятельства дела, отмечает, что в рамках рассмотрения обращения не было установлено, что Контракт исполнен надлежащим образом. Доказательств того, что Общество не исполнило обязательства по Контракту по причинам, зависящим от Заказчика, либо в связи с обстоятельствами непреодолимой силы представлено не было. Вместе с тем ненадлежащее исполнение Обществом обязательств по Контракту влекут негативные последствия для медицинского учреждения.
Комиссия отмечает, что Общество добровольно принимало участие в закупке, выразило согласие на исполнение обязательств для нужд Заказчика, на условиях, предусмотренных извещением о закупке. Участник закупки, подав заявку на участие в закупке, в полной мере осознавал в каком именно объеме и при каких именно условиях ему будет необходимо поставить товар, являющийся предметом контракта. Являясь добросовестным участником закупки, участник обязан соотнести свои возможности по надлежащему исполнению контракта.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Пунктом 3 статьи 401 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Иркутское УФАС отмечает, что в соответствии с позицией, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Принимая решение об участии в процедуре проведения закупки и подавая соответствующую заявку, ООО "ЛВД" несло риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям этого закона.
Комиссией установлено, что при подаче заявки на участие в закупке ООО "ЛВД" самостоятельно среди прочего указало конкретный товар, предлагаемый к поставке - Нить хирургическая из полидиоксанона, антибактериальная Беларусь, Сургикрол Плюс, ООО "Футберг"). В то же время в материалах дела отсутствуют доказательства, указывающие на то, что ООО "ЛВД" рассчитывало или могло рассчитывать на возможность поставки данного товара Заказчику.
Общество как субъект предпринимательской деятельности должно было проанализировать свои возможности и имеющиеся ресурсы с целью недопущения нарушений требований Закона о контрактной системе и условий контракта, в связи с чем приняло риск наступления неблагоприятных для себя последствий в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям названного закона, в том числе в виде невозможности исполнения контракта в установленный срок.
Вина поставщика может выражаться не только в форме умысла (при совершении противоправных действий - поставщик предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в форме неосторожности, то есть при совершении действий поставщик предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Следовательно, ООО "ЛВД" подавая заявку на участие в электронном аукционе и подписав Контракт на электронной площадке, конклюдентно согласилось со всеми условиями и приняло на себя все обязательства в рамках Контракта. ООО "ЛВД" должно было заблаговременно учесть все коммерческие риски и предусмотреть возможность поставки товара, согласно условиям Контракта. На стадии проведения закупочной процедуры подобных вопросов у ООО "ЛВД" не было, положения извещения об осуществлении закупки ООО "ЛВД" не оспаривались.
Таким образом, отсутствие товара у контрагентов поставщика не является основанием для вывода о невозможности со стороны ООО "ЛВД" исполнить обязательства по контракту перед Заказчиком.
Необходимо отметить, что Общество в срок, установленный контрактом для поставки товара, не сообщало Заказчику о задержках в поставке товара, не обратилось с предложением об увеличении сроков поставки товара, что, в свою очередь, подтверждает, что Общество не предприняло все меры для надлежащего исполнения обязательств.
Также важно отметить, что в ходе рассмотрения обращения Комиссией Иркутского УФАС России Обществом не представлены документы, подтверждающие факт принятия мер для поиска иных контрагентов для приобретения нити хирургической для исполнения обязательств по Контракту, после того как ООО "ЛВД" стало известно о срыве сроков поставки ООО "Футберг".
Учитывая, что факт существенного нарушения условий контракта подтвержден (Требование о поставки товара от 23 января 2024 года), в срок предусмотренный Контрактом, поставка товара в полном объеме не осуществлена, вместе с тем, Обществом в материалы дела не представлено документов и сведений, свидетельствующих о надлежащем исполнении обязательств в полном объеме по Контракту, обстоятельства непреодолимой силы которые не позволили Обществу надлежащим образом исполнить условия Контракта не установлены, действия Заказчика связанные с воспрепятствованием поставки товара по Контракту также не установлены.
Также необходимо учитывать, что товар по Контракту подлежит к поставке в социально значимое учреждение здравоохранения (Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница), предназначен для пациентов, поставка расходного материала осуществлялась для операционного блока N1, следовательно, поставляемые нити хирургические необходимы для оказания своевременной медицинской помощи Заказчиком. Таким образом, заключение Заказчиком контракта поставку товара представляет определенную гарантию, того что товар по заключенному Контракту будет поставлен Заказчику в срок, надлежащего качества.
Комиссия учитывая социальную значимость предмета закупки приходит к выводу, что не поставка Обществом товара влечет негативные последствия для учреждения здравоохранения. Поскольку Заказчиком является медицинское учреждение, которое в своей повседневной деятельности использует закупаемые изделия медицинского назначения. Таким образом, не поставка указанных изделий влечет парализацию работы медицинского учреждения.
В данном конкретном случае эффективное использование бюджетных средств, выделенных на обеспечение деятельности медицинского учреждения, возможно в случае, когда осуществляется не просто поставка необходимого товара Заказчику, но и поставка в срок, позволяющий медицинскому учреждению исполнить обязанности, предусмотренные Федеральным законом N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Из представленных документов Комиссия установила, что Общество со своей стороны не рассчитало свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, стало победителем электронного аукциона, однако не исполнило условия Контракта, что, по мнению Комиссии, свидетельствует о недобросовестном поведении Общества.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения, представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года NВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу, что при исполнении Контракта ООО "ЛВД" проявило недобросовестное поведение по отношению к Заказчику, не исполнило в установленные сроки свои обязательства по Контракту.
Действуя в рамках заключения и исполнения Контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы Заказчика, приходит к выводу о виновности участника закупки в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Указанная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Также по мнению Верховного суда РФ под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Доказательства, свидетельствующие о невозможности Обществом поставить товар в соответствии с условиями Контракта либо доказательства того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ООО "ЛВД" не представлены, Комиссией самостоятельно не добыто.
Наличие иных не зависящих от ООО "ЛВД" причин, препятствовавших ему надлежащим образом исполнить свои обязательства по Контракту, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "ЛВД" не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные Контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях ООО "ЛВД" как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
Кроме того, установлено, что информация об Обществе уже включена в Реестр под реестровыми записями NN 24002092, 24002040, 24001368.
Учитывая соблюдение Заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение ООО "ЛВД", выразившееся в ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок Контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии Иркутского УФАС имеются все основания для включения сведений об ООО "ЛВД" в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Проанализировав представленные доказательства, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком обоснованно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и принятии решения о направлении обращения в Иркутское УФАС России о включении сведений в отношении ООО "ЛВД" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЛВД" (<_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года;
2. Сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа и учредителе Общества с ограниченной ответственностью "ЛВД" (<_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года;
3. Копию решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 6 марта 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.03.2024