Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
в присутствии представителя Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики (далее - Заказчик), действующей на основании доверенности,
в присутствии представителя Автономной некоммерческой организации "Равноправие" (далее - Заявитель, АНО "Равноправие"), действующего на основании доверенности,
надлежащим образом извещенных о дате и месте рассмотрения жалобы уведомлением от 29.02.2024 N АК/427/24, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы АНО "Равноправие",
рассмотрев жалобу АНО "Равноправие" на действия Заказчика, при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0179200001924000012 "Разработка паспорта климатической безопасности Карачаево-Черкесской Республики" (далее - конкурс, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, руководствуясь ст.ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0179200001924000012 "Разработка паспорта климатической безопасности Карачаево-Черкесской Республики".
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных ст. 105 Закона о контрактной системе.
Согласно жалобе Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме неправомерное требование к участникам закупки, о наличии действующей лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областей.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрение жалобы 04.03.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии Управления объявлен перерыв, заседание продолжилось 05.03.2024.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе Заявителя, изучив материалы дела, а также по результатом внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления пришла к следующим выводам.
17.02.2024 в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликован электронный аукцион N 0179200001924000012 "Разработка паспорта климатической безопасности Карачаево-Черкесской Республики" (извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме - 17.02.2024 в 14:56 ч.) путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 5 000 000, 00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 17.02.2024 в 14:56 ч.; Дата и время окончания срока подачи заявок - 27.02.2024 в 09:00 ч.
Рассмотрение жалобы, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией Управления осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которой и принимается решение.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе).
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
П. 45 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензированию подлежит деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).
Согласно ч. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 N 1845 "О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)" лицензируемый вид деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях включает следующие работы (услуги):
а) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее метеорологических характеристик (за исключением характеристик, получаемых с целью аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
б) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее метеорологических характеристик (получаемых с целью аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
в) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее аэрологических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
д) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее гидрологических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
е) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее океанологических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
ж) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее гелиогеофизических характеристик (в том числе околоземного космического пространства), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
з) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее агрометеорологических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
и) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения атмосферного воздуха, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
к) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения почв, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
л) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
м) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
н) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня радиоактивного загрязнения почв, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;
о) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня радиоактивного загрязнения водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с Извещением объектом закупки является выполнение работ по разработке паспорта климатической безопасности и оценка климатических рисков территории Карачаево-Черкесской Республики.
В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме установлено требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Копия действующей лицензии или выписки из реестров лицензий, выданной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" на деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областей.
Пунктом 5 описания объекта закупки (приложение к Извещению) установлен состав работ оказываемых при разработке паспорта климатической безопасности и оценка климатических рисков территории Карачаево-Черкесской Республики по основным блокам:
- подготовительные работы, включая сбор гидрометеорологической и специализированной климатологической информации;
- разработка паспорта климатической безопасности территории Карачаево-Черкесской Республики;
- оценка климатических рисков для территории Карачаево-Черкесской Республики;
- подготовка и предоставление в адрес Заказчика Итогового отчета о проведенных работах в том числе по требованию Заказчика экспертных заключений.
Работы проводятся в соответствии с:
- распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии России от 19 мая 2021 года N 16-р "Об утверждении Типового паспорта климатической безопасности территории субъекта Российской Федерации" (далее - Типовой паспорт климатической безопасности);
- методическими рекомендациями по оценке климатических рисков, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 мая 2021 года N 361 "Об утверждении методических рекомендаций и показателей по вопросам адаптации к изменениям климата";
- другими действующими на момент заключения контракта нормативными правовыми и техническими документами в области соответствующей теме работы.
Согласно п. 3.3.5. проекта государственного контракта (приложение к Извещению) исполнитель вправе привлечь для выполнения научно-исследовательских работ соисполнителей, выбор соисполнителя осуществляется Исполнителем и согласовывается с Заказчиком.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании, ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом, неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии, поскольку работы требующие лицензии, могут исполняться соисполнителем, и не являются самостоятельным объектом закупки. При этом проектом государственного контракта предусмотрена возможность привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, которые могут обладать соответствующей лицензией.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Извещении требование о наличии лицензии, нарушают п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Автономной некоммерческой организации "Равноправие" обоснованной.
2. Признать в действиях Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 42, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Министерству природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики, Оператору электронной площадки АГЗ РТ предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Карачаево-Черкесского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 5 марта 2024 г. N 009/06/106-17/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2024