Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное Департаментом транспорта Администрации города Омска (далее - заказчик, департамент) обращение об индивидуальном предпринимателе Макаренко Ольге Олеговне (ИНН 550316650064) (далее - ИП Макаренко О.О., предприниматель, подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 14.21.2024.МК заключенного 12.12.2023 (реестровый номер 3550305418523000023) по результатам проведения аукциона в электронной форме "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам (Реестровый номер 34.1535.23)" (извещение N 0152300011923001537, ИКЗ 233550305418555030100100310024931244), (далее соответственно - электронный аукцион, аукцион), размещенной уполномоченным органом - Департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска
в отсутствие представителя подрядчика, уполномоченного органа, в извещении которого предприняты необходимые меры,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя заказчика - Новоженовой Ирины Анатольевны (доверенность от 01.03.2024)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 28.02.2024 было направлено обращение о включении информации о подрядчике в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (вх. N 1854-ЭП/24).
Из представленных материалов и информации следует, что 20.11.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 30803,10 руб.
24.11.2024 на официальном сайте ЕИС размещены разъяснения извещения об осуществлении закупки.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.12.2023 свидетельствует о том, что единственно поданная заявка с идентификационным номером 115390844 (ИП Макаренко О.О.) признана соответствующими требованиям извещения.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ЕИС, 12.12.2023 между департаментом и предпринимателем заключен контракт N 14.21.2024.МК (реестровый номер 3550305418523000023) с ценой 30 803,10 руб.
16.02.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с ненадлежащим исполнением предпринимателем обязательств, предусмотренных контрактом.
В решение об одностороннем отказе заказчиком указана следующая причина расторжения контракта: "В связи с ненадлежащим исполнением Подрядчиком взятых на себя обязательств предусмотренных подпунктами 8,9 пункта 5.4 Контракта от 12.12.2023 N 14.21.2024.МК".
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 27.02.2024, информация о расторжении контракта в этот же день размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об индивидуальном предпринимателе Макаренко Ольге Олеговне подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В силу статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об организации регулярных перевозок).
В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 14 Федерального закона об организации регулярных перевозок в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством, в том числе заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.
Пунктами 1.1, 1.2, 1.3, 1.8 контракта было установлено следующее: "Подрядчик обязуется выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам (далее - работы) по маршрутам, предусмотренным Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска, утвержденным Приказом директора департамента транспорта Администрации города Омска от 23.03.2016 N 21 (далее - Реестр), параметры которых установлены Реестром и приложением N 1 к Контракту, а Заказчик принять и оплатить эти работы.
Для выполнения работ используются транспортные средства, характеристики и оборудование которых соответствуют требованиям, установленным приложением N 2 к Контракту.
Объемы работ установлены приложением N 3 к Контракту.
Срок выполнения работ: ежедневно, с даты заключения Контракта по 31.12.2024 года, в соответствии с этапами выполнения работ, установленными приложением N 3 к Контракту. Срок начала осуществления перевозок - 01.01.2024 года".
В силу подпунктов 3, 8 и 9 пункта 5.4 контракта подрядчик обязан:
- приступить к выполнению предусмотренных Контрактом работ с даты заключения контракта. Срок начала осуществления перевозок - 01.01.2024 года;
- соблюдать сводное расписание отправления транспортных средств из остановочных пунктов, установленное приложением N 1 к Контракту.
Перечень случаев, при которых сводное расписание отправления транспортных средств из остановочных пунктов признается не соблюденным, предусмотрен Методикой учета количества и качества осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, на основании данных информационной системы навигации, утвержденной приказом директора департамента транспорта Администрации города Омска от 12 ноября 2018 года N 109;
- использовать для осуществления перевозок транспортные средства, количество, характеристики и оборудование которых соответствует условиям Контракта.
Пунктами 13.1 и 13.2 контракта было предусмотрено, что контракт может быть расторгнут по основаниям в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Сторона вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, в порядке и сроки, определенные статьей 95 Закона о контрактной системе.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 16.02.2024 было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС в 06:47 час. (МСК).
Информация, размещенная в ЕИС свидетельствует о том, что в это же время подрядчик был надлежаще уведомлен о принятом заказчиком решении.
Следовательно, на основании части 1 статьи 2, частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в период с 17.02.2024 по 26.02.2024 подрядчик имел возможность устранить нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 27.02.2024.
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 27.02.2024.
3. Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена в ЕИС 28.02.2024.
Кроме того, Омским УФАС России в этот же день сторонам контракта было направлено (исх. N ТШ/1154/24) уведомление о рассмотрении 06.03.2024 в 10 час. 40 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 01.03.2024:
- заказчику документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения предпринимателем обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- подрядчику письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
На указанный запрос Омского УФАС России какие-либо пояснения и доказательства добросовестности при исполнении контракта ИП Макаренко О.О. представлены не были.
Представленные заказчиком (вх. N 1953-ЭП/24 от 01.03.2024) сведения о взаимодействии с предпринимателем в рамках исполнения контракта, вся имеющаяся переписка между сторонами, а также информация официального сайта ЕИС об исполнении контракта свидетельствуют о следующем.
15.01.2024 (исх. N Ис-ДТ/47) заказчиком на адрес электронной почты ИП Макаренко О.О. направлено уведомление о ненадлежащем исполнении обязательств, согласно которому за период с 01.01.2024 по 11.01.2024 расписанием, предусмотренным приложением N 1 к контракту, запланировано выполнение работ в объеме 18 515,64 км, при этом по отчетным данным информационной навигационной системы (ИНС), фактически за указанный период выполнено 6 929,87 км, что составляет 37,4 %.
Также в этот же период зафиксировано 98 нарушений, в том числе в части открытия и закрытия движения автобусов с отклонением свыше 40 минут, отправление автобусов от конечных пунктов с опережением графиков на 4 минуты и более.
В уведомлении содержалось требование восстановить работу в соответствии с условиями контракта.
19.01.2024 (исх. N 12) ИП Макаренко О.О. направило заказчику (вх. N Вх-ДТ/154) ответ на уведомление, в котором указано, что в указанный период произошли поломки транспортных средств, для их восстановления необходимы запчасти, на их поставку требуется время, также указывалось на то, что плановое количество машин на маршруте будет восстановлено в ближайшее время.
01.02.2024 заказчиком составлен акт о нарушении условий выполнения контракта, содержание которого сводится к тому, что за период с 01.01.2024 по 31.01.2024:
- зафиксировано 218 нарушений, в том числе в части несоответствия открытия и закрытия движения автобусов из остановочных пунктов, несоблюдение сводного расписания отправлений;
- запланировано выполнение работ в объеме 52 180 км, фактически за указанный период выполненный объем составляет 25 509 км (48,89%), невыполненный объем составляет 26 671 км.
07.02.2024 в 13:29 час. (МСК) на официальном сайте ЕИС подрядчиком размещен документ о приемке N б/н от 07.02.2024 на сумму 1 275,45 руб. (25 509 км), подписанный заказчиком 13.02.2024 в 13:09 час. (МСК).
09.02.2024 с 08.30 до 11.30 час. заказчиком составлен акт о нарушении выполнения условий контракта, содержание которого сводится к тому, что по контракту требуется выполнение работ 7 автобусами среднего класса, при этом зафиксирована работа 3 автобусов. К акту приложена таблица обследования маршрута N 21.
12.02.2024 (исх. N Ис-ДТ/230) заказчиком ИП Макаренко О.О. направлено требование об уплате штрафа с приложением следующих документов (копий документов):
- расчета размера штрафа;
- акта от 01.02.2024 о нарушении условий выполнения контракта с приложением отчета от 01.02.2024 о количественных и качественных показателях выполнения работ за период с 01 по 31 января 2024 г. и отчета об осуществлении перевозок по регулируемым тарифам пассажиров и багажа по контракту.
12.02.2024 с 12.50 до 15.20 час. заказчиком составлен акт о нарушении выполнения условий контракта, содержание которого сводится к тому, что по контракту требуется выполнение работ 7 автобусами среднего класса, при этом работа автобусов не зафиксирована. К акту приложена таблица обследования маршрута N 21.
12.02.2024 (исх. N Ис-ДТ/224) заказчиком на адрес ИП Макаренко О.О. направлено уведомление о проведении совместной проверки выполнения условий контракта 14.02.2024 в 09.00 на остановке общественного транспорта "ул. Дианова" с приложение уведомления об осуществлении линейного контроля.
14.02.2024 с 08.40 до 11.30 час. заказчиком в ходе линейного контроля составлен акт о нарушении выполнения условий контракта, содержание которого сводится к тому, что по контракту требуется выполнение работ 7 автобусами среднего класса, при этом работа автобусов не зафиксирована. К акту приложена таблица обследования маршрута N 21. Согласно акту представитель подрядчика отсутствовал при его составлении.
14.02.2024 (исх. N Ис-ДТ/261) заказчиком ИП Макаренко О.О. направлено уведомление о ненадлежащем исполнении обязательств, согласно которому:
- выявлено ненадлежащее исполнение подрядчиком работ на основании данных ИНС и в ходе линейного контроля, проведенного 01.02.2024 и 12.02.2024,
- расписанием, предусмотренным приложением N 1 к контракту, запланировано выполнение работ в объеме 20 199 км, при этом по отчетным данным ИНС за период с 01.02.2024 по 12.02.2024 фактически 38,78 % (7 833,88 км) от объема работ,
- после 12.02.2024 подрядчик не выполнил ни одного рейса.
К уведомлению были приложены:
- копии акта от 13.02.2024 о нарушении условий выполнения контракта с приложением отчета от 13.02.2024 о количественных и качественных показателях выполнения работ за период с 01 по 12 февраля 2024 г. и отчета от 13.02.2024 об осуществлении перевозок по регулируемым тарифам пассажиров и багажа по контракту за аналогичный период;
- копии актов от 09.02.2024, 12.02.2024 о нарушении условий выполнения контракта, составленных в ходе линейного контроля;
- копии обращений граждан, связанных с неудовлетворительной работой общественного транспорта по маршруту N 21.
16.02.2024 с 11.00 до 13.30 час. заказчиком составлен акт о нарушении условий выполнения контракта, содержание которого сводится к тому, что по контракту требуется выполнение работ 7 автобусами среднего класса, при этом работа автобусов не зафиксирована. К акту приложена таблица обследования маршрута N 21.
19.02.2024 (исх. N Ис-ДТ/292) заказчиком в адрес ИП Макаренко О.О. направлена претензия о ненадлежащем исполнении обязательств.
20.02.2024 (исх. N 14) в ответ на претензию N ис-дт/292 ИП Макаренко О.О. сообщило заказчику о том, что по поступившим жалобам граждан даны ответы.
21.02.2024 с 08.50 до 11.30 час. заказчиком составлен акт о нарушении выполнения условий контракта, содержание которого сводится к тому, что по контракту требуется выполнение работ 7 автобусами среднего класса, при этом работа автобусов не зафиксирована. К акту приложена таблица обследования маршрута N 21.
26.02.2024 с 12.00 до 14.30 час. заказчиком составлен акт о нарушении выполнения условий контракта, содержание которого сводится к тому, что по контракту требуется выполнение работ 7 автобусами среднего класса, при этом работа автобусов не зафиксирована. К акту приложена таблица обследования маршрута N 21.
С учетом вышеизложенного, Комиссия усматривает в действиях подрядчика направленность на несоблюдение условий контракта и наличие фактов недобросовестности при его исполнении.
Дополнительно Комиссия отмечает, что материалы дела не содержат доказательств невозможности выполнения работ в изначально запланированном объеме и в сроки, установленные контрактом.
В материалах дела также отсутствуют данные, указывающие на то, что неисполнение условий контракта о сроках выполнения работ допущено по независящим от предпринимателя обстоятельствам.
Имеющиеся в деле документы и сведения указывают на то, что неисполнение обязательств предпринимателем повлекло невозможность достижения результата, на который рассчитывал департамент при заключении контракта.
Заключая контракт, ИП Макаренко О.О. знала о характере и объемах необходимых к выполнению работ, возможные риски, влекущие для неё правовые последствия, а также надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач, совершать другие действия, направленные на соблюдение условий контракта.
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а равно о наличии у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
По мнению Комиссии, социальная значимость объекта закупки требует от подрядчика по контракту большей осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Исходя из содержания составленных заказчиком в ходе осуществления линейного контроля актов, Комиссия делает вывод о том, что в 10-дневный срок, установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе для устранения нарушения условий контракта, какие-либо меры по исполнению условий контракта ИП Макаренко О.О. не были предприняты.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у предпринимателя каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ей исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Комиссией также не выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 15 Правил являются основанием для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в Реестр.
Действуя в рамках заключенного контракта, подрядчик должен был осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах информация об индивидуальном предпринимателе Макаренко Ольге Олеговне подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года информацию об индивидуальном предпринимателе Макаренко Ольге Олеговне (ИНН 550316650064).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии |
А.Н. Зефиров
Е.С. Курленко
А.П. Алексина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 6 марта 2024 г. N 055/10/104-199/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.03.2024