Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>;
<_>,
<_>;
рассмотрев представленное бюджетным учреждением Омской области "Омскоблстройзаказчик" (далее - БУОО "Омскоблстройзаказчик", учреждение, заказчик) обращение об обществе с ограниченной ответственностью "САХАЛИД" (далее - ООО "САХАЛИД", общество, исполнитель) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 23-2021/СК от 13.12.2021 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по строительству объекта "Строительство общеобразовательной школы, расположенной по адресу: Омская область, Горьковский район, р.п. Горьковское" (2 этап) (Реестровый номер 21.32.1939)" (извещение N 0152200004721001879) (далее - электронный аукцион, аукцион), размещенной уполномоченным органом - Главным управлением контрактной системы Омской области,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - <_>,
заказчика -<_>,
в отсутствие представителя исполнителя, уведомленного о времени и месте рассмотрения обращения,
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 2021-ЭП/24 от 05.03.2024) обращение о включении информации об исполнителе в реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 19.11.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 1508967,38 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.11.2021 на участие в закупке было подано семь заявок, каждая из которых была допущена к участию в аукционе.
Протокол проведения электронного аукциона от 01.12.2021 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы четырьмя участниками закупки. Лучшее ценовое предложение в размере 1 388 249,94 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 110987033 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 02.12.2021 заявка одного участника закупки была признана несоответствующей требованиям, установленным в документации о проведении электронного аукциона. Победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в документации о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "САХАЛИД").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 13.12.2021 между заказчиком и обществом был заключен контракт с ценой 1 388 249,94 руб.
21.02.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 02-0325) в связи с ненадлежащим исполнением обществом обязательств, предусмотренных контрактом, поскольку с 12.01.2024 исполнитель отсутствует на объекте и им не оказываются услуги по контракту.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 05.03.2024, информация о расторжении контракта в этот же день размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "САХАЛИД" не подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения закупки) заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено данным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено данным законом, информация о сроках завершения работы.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения закупки) к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения закупки) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров.
Согласно пункту 1.1 контракта его предметом выступало следующее: "Исполнитель обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим контрактом срок оказать услуги по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по строительству объекта "Строительство общеобразовательной школы, расположенной по адресу: Омская область, Горьковский район, р.п. Горьковское" (2 этап) (далее - услуги, Объект), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с настоящим контрактом".
В соответствии с пунктом 1.4 контракта объем и виды контролируемых работ определены Техническим заданием на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по строительству объекта "Строительство общеобразовательной школы, расположенной по адресу: Омская область, Горьковский район, р.п. Горьковское" (2 этап) (Приложение N 1 к контракту) (далее - Техническое задание).
Разделом 2 Технического задания предусмотрено, что работы по контролю качества за строительством должны вестись постоянно, по каждому виду и комплексу работ с оформлением соответствующих документов, подтверждающих факт дублирующего контроля.
Проведение визуально-измерительного, проведение контроля физическими методами следует осуществлять путем постоянного наблюдения и проверки соответствия выполняемых работ требованиям проектной и нормативной документации. В зависимости от охвата контролируемых параметров может применяться сплошной, выборочный или инспекционный контроль.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Разделом "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" извещения о проведении электронного аукциона было определено, что начало выполнения работ приходится на дату заключения контракта, окончание выполнения работ - 20.12.2021.
Аналогичная вышеприведенной информация о сроке выполнения работ содержалась в пункте 1.3 заключенного контракта, а также в приложении N 4 к Техническому заданию, являющегося неотъемлемой его частью.
Срок действия контракта был определен до 31.12.2022 (пункт 10.1 контракта).
Разделом 5 контракта были регламентированы права и обязанности сторон при его исполнении.
Заказчик на основании пункта 5.1.3 имел право в любое время осуществлять контроль за ходом и качеством оказания исполнителем услуг на объекте.
В обязанности исполнителя согласно пунктам 5.4.21 и 5.4.24 контракта, а также разделом 3 Технического задания входило, в том числе следующее:
в области контроля за ходом строительства осуществлять:
- обеспечение на Объекте необходимой численности ответственных исполнителей (далее по тексту - инженеры-резиденты) по строительному контролю в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства",
- освидетельствование скрытых работ и ответственных конструкций, промежуточную приёмку возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта, участков сетей инженерно-технического обеспечения с документальным оформлением освидетельствования. Результаты освидетельствований должны быть занесены в соответствующие журналы и акты с указанием количественных параметров выполненных в процессе освидетельствования испытаний и измерений;
- проверку соответствия законченного объекта требованиям проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, техническим регламентам;
- участвовать в работе приемочной и рабочих комиссий.
в области ведения учета и отчетности обеспечить предоставление заказчику:
- еженедельно отчетов в электронном виде в формате MS Word, MS Excell с детальной привязкой к элементам объекта, на которых выполнялись работы с полным описанием всех видов подрядных работ, выполняемых Подрядчиком (объема и качества) с фотофиксацией технологии производства работ по видам (отдельным элементам), с указанием их местонахождения, дату производства работ, а также копии записей в общем и специальных журналах, произведенных Исполнителем;
- отчет по строительному контролю (на бумажном носителе и в электронном виде на цифровом носителе), предусмотренный настоящим контрактом, действующим законодательством, строительными нормами и правилами на соответствующий вид работ в 2-х экземплярах, при этом один экземпляр отчета передается Заказчику, второй - Подрядчику, а второй экземпляр остается у Исполнителя.
Согласно пункту 4.3.1 Технического задания в течение 3 (трех) рабочих дней со дня завершения оказания услуг за отчетный период Исполнитель представляет Заказчику отчет (содержание отчета приведено в Приложении N 1 к Техническому заданию, форма отчета на оказание услуг по осуществлению строительного контроля - в Приложении N 2 к Техническому заданию), копии всех уведомлений и предписаний о выявленных нарушениях и приостановке работ, акт о сдаче-приемке оказанных услуг за отчетный период. Заказчик в течение 5 рабочих дней со дня получения от Исполнителя отчетных документов рассматривает их и подписывает соответствующий акт о сдаче-приемке оказанных услуг за отчетный период. Отказ от подписания акта о сдаче-приемке оказанных услуг за отчетный период должен быть письменно мотивирован.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения закупки) в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 данного закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.8 контракта было предусмотрено условие о том, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае:
- нарушения Исполнителем сроков начала, окончания оказания услуг, а также сроков завершения отдельных видов услуг более чем на 5 дней;
- нарушения Исполнителем требований Технического задания;
- в случае неисполнения Исполнителем более 3 раз предписаний, выданных Заказчиком в соответствии с настоящим контрактом;
- по иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.
В пункте 5.1.4 контракта также содержалось право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое 21.02.2024 учреждением решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 21.02.2024 в 14:05 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 2550300779521000046) признается 21.02.2024 в 14:05 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой подрядчик.
Таким образом, ООО "САХАЛИД" на основании статьи 193 ГК РФ, части 1 статьи 2, частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в период с 22.02.2024 по 04.03.2024 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Омским УФАС России 06.03.2024 сторонам контракта было направлено (исх. N ТШ/1339/24) уведомление о рассмотрении 12.03.2024 в 10 час. 40 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 11.03.2024:
- заказчику документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения обществом обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- исполнителю письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
На указанный запрос Омского УФАС России какие-либо пояснения и доказательства добросовестности при исполнении контракта обществом представлены не были.
Представленные заказчиком (вх. N 2136-ЭП/24 от 11.03.2024) сведения о взаимодействии с ООО "САХАЛИД" в рамках исполнения контракта, в том числе информация официального сайта ЕИС об исполнении контракта, документальные доказательства неисполнения обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также вся имеющаяся переписка между сторонами свидетельствуют о следующем.
09.03.2021 между учреждением и ООО "Строительно-производственная компания "Сибцентрострой" был заключен государственный контракт N 02-2021/СМР, предметом которого являлось выполнение работ по строительству общеобразовательной школы, расположенной по адресу: Омская область, Горьковский район, р.п. Горьковское" (2 этап), подлежащего строительному контролю, со сроком выполнения работ по данному контракту - 20.12.2021.
01.03.2021, 20.12.2021, 07.02.2022, 29.07.2022, 09.11.2022, 26.12.2022, 13.12.2022 между сторонами государственного контракта N 02-2021/СМР заключены дополнительные соглашения. Из содержания заключенных соглашений следует, что срок выполнения работ по строительству объекта был продлен до 31.07.2023.
28.12.2021, 17.05.2022, 26.12.2023 между сторонами рассматриваемого контракта заключены дополнительные соглашения NN 1-3, в соответствии с которыми в контракт вносились изменения в части указания организационно-правовой формы заказчика, реквизитов сторон по контракту, цены контракта.
При этом в соответствии с дополнительным соглашением от 26.12.2021 N 3 к рассматриваемому контракту цена контракта увеличена и стала составлять 1 471 484,55 руб.
В части сроков оказания услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по строительству объекта "Строительство общеобразовательной школы, расположенной по адресу: Омская область, Горьковский район, р.п. Горьковское" (2 этап) какие-либо изменения не вносились.
В соответствии с приказами от 15.12.2021 N 15/12-1, от 22.08.2022 N 22/08-1 в рамках реализации проекта "Осуществление строительного контроля за выполнением работ по строительству объекта "Строительство общеобразовательной школы, расположенной по адресу: Омская область, Горьковский район, р.п. Горьковское" (1,2 этап)" и в целях обеспечения требуемого качества выполняемых работ, повышения персональной ответственности за соблюдением требований, предъявляемых к качеству и точности проводимых работ лицами, ответственными за осуществление строительного контроля в рамках действия контрактов от 13.12.2021 N 23-2021/СК и от 17.12.2021 N 22-2021/СК, до полного исполнения обязательств по данным контрактам назначены:
- Гуреев Ю.А. - технический директор;
- Морозов А.И. - инженер-резидент, ведущий инженер строительного контроля;
- Кукушкина А.Д. - и.о. инженера строительного контроля.
10.01.2024 заказчиком в адрес исполнителя направлено письмо (исх. N 02-0014) с просьбой представить сведения об ответственных лицах, осуществляющих строительный контроль, поскольку от ведущего инженера ООО "САХАЛИД" А.И. Морозова поступила информация, о том, что им прекращены трудовые отношения с обществом.
12.01.2024 обществом в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 12/01-3) о том, что заявление об увольнении ведущего инженера ООО "САХАЛИД" А.И. Морозова в адрес общества не поступало, данный сотрудник числится работником ООО "САХАЛИД".
05.02.2024 заказчиком в адрес исполнителя направлено письмо (исх. N 05-0213) с требованием предоставить еженедельные отчеты, начиная с 09.01.2024 по текущую дату, а также обеспечить присутствие на объекте инженера-резидента.
19.01.2024, 26.01.2024, 02.02.2024, 09.02.2024, 16.02.2024, 28.02.2024, 05.03.2024 заказчиком совместно с участием представителя подрядной организации ООО "СПК Сибцентрострой" осуществлены выезды на объект и составлены акты осмотра об отсутствии представителей строительного контроля ООО "САХАЛИД" на объекте.
Указанными актами зафиксировано, что выполнение строительно-монтажных работ на освидетельствование подрядчиком не предъявлялись исполнителю в связи с его отсутствием на строительной площадке.
04.03.2024 заказчиком в адрес общества направлена претензия (исх. N 02-0382), согласно которой заказчик требовал приступить к выполнению принятых обязательств по контракту.
В ответ на претензию заказчика 04.03.2024 обществом направлено письмо (исх. N 04/03-2), в котором указано, что в связи с систематическим отсутствием на рабочем месте с 01.01.2024 ответственного инженера ООО "САХАЛИД" А.И. Морозова без уведомления и причин проведено служебное расследование, в результате которого в отношении А.И. Морозова производится процесс увольнения.
Общество также проинформировало заказчика о том, что в данный момент деятельность ООО "САХАЛИД" приостановлена, в связи с чем, просило рассмотреть возможность расторжения контракта по соглашению сторон.
В своем ответе на указанное письмо общества заказчик (письмо от 06.03.2024 исх. N 02-0407) указал о невозможности расторжения контракта по соглашению сторон по причине вступления с 05.03.2024 в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно решению заказчика о нарушении условий контракта со стороны исполнителя свидетельствует несвоевременное выполнение работ, связанное с непредоставлением еженедельных отчетов и ненахождением на строительной площадке объекта в периоды времени, указанные в таком решении.
Нарушение срока выполнения обществом соответствующих мероприятий в части ненахождения ответственного исполнителя по строительному контролю на строительной площадке объекта приходится на период с 12.01.2024 по 05.03.2024, в части непредоставления еженедельных отчетов - в период с 09.01.2024 по 05.03.2024.
Утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства) устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений (пункт 2 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства).
В силу пунктов 3 и 4 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства строительный контроль проводится:
лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик);
застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).
Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.
Пунктом 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства закреплен перечень контрольных мероприятий, которые включает строительный контроль, осуществляемый заказчиком.
Анализ вышеуказанных положений о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства позволяет прийти к выводу о том, что составление месячных отчетов не представляет собой обязательство подрядчика, непосредственно связанное с осуществлением строительного контроля, а является иным обязательством в рамках заключенного контракта.
Более того, в Положении отсутствуют требования о фиксировании проведения контрольного мероприятия и его результатов путем составления какого-либо отчета. По смыслу пункта 12 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства такие результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов.
О нарушении ООО "САХАЛИД" условий контракта по причине ненахождения ответственного исполнителя по строительному контролю на строительной площадке объекта Комиссия отмечает следующее.
Из материалов дела следует, что 19.01.2024, 26.01.2024, 02.02.2024, 09.02.2024, 16.02.2024, 28.02.2024, 05.03.2024 в присутствии представителей заказчика и подрядчика по контракту, заключенному для целей строительства объекта, составлялись акты осмотра, согласно которым при осмотре строительной площадки было установлено отсутствие с 12.01.2024 ответственного исполнителя по строительному контролю ООО "САХАЛИД" Морозова А.И. на строительной площадке.
Таким образом, указанные заказчиком нарушения в данной части приходятся на период с 12.01.2024 по 05.03.2024, притом что срок выполнения работ по контракту был определен 13.12.2021, срок действия контракта истек 31.12.2021. Одновременно материалы дела не содержат информации о заключении между сторонами дополнительных соглашений в целях продления срока действия контракта.
В связи с чем, по убеждению Комиссии, исполнитель не может быть признан нарушившим условия контракта, срок выполнения работ по которому, а также срок его действия истекли.
Комиссия также признает несостоятельными доводы представителя заказчика о том, что обязательства исполнителя по договору строительного контроля прекращаются окончанием выполнения работ по строительству объекта.
Какую-либо оговорку о продлении действия контракта на срок, необходимый для строительства объекта, заключенный между обществом и учреждением контракт не содержал.
Соответственно, в рамках самостоятельного контракта исполнитель связан обязательствами, исключительно возникшими из такого контракта, без учета действительного срока строительства объекта, в отношении которого осуществляется строительный контроль.
Таким образом, Комиссия не может согласиться с тем, что нарушения, послужившие принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, являются существенными.
Указанное противоречит положениям части 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, наделяющим заказчика правом на односторонний отказ от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
При таких обстоятельствах в силу пункта 15 Правил (неподтверждения заказчиком фактов существенного нарушения исполнителем условий контракта) информация об обществе с ограниченной ответственностью "САХАЛИД" не подлежит включению в Реестр.
Дополнительно в рамках рассмотрения настоящего обращения заказчика Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 14 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению.
В приложении к Положению о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля определяются с учетом стоимости строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (млн. рублей), от размера которой зависит норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль (человек).
Исходя из заключенного между учреждение и ООО "Строительно-производственная компания "Сибцентрострой" государственного контракта от 09.03.2021 N 02-2021/СМР цена строительства объекта составляла 175 151 481,12 руб.
Так, на основании приложения к Положению о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства для стоимости строительства от 150 до 200 млн. руб. норматив численности работников составляет 9 человек.
В свою очередь, согласно представленной заказчиком информации ответственным за осуществление строительного контроля в рамках действия контракта были назначены только три работника исполнителя.
С учетом указанного Комиссия считает необходимым направить материалы дела в орган внутреннего финансового контроля для проведения проверки в данной части.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Отказать во включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации:
- об обществе с ограниченной ответственностью "САХАЛИД" (677010, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 124, офис 410), ИНН 1435340597, КПП 143501001;
- о генеральном директоре общества с ограниченной ответственностью "САХАЛИД" Кукушкиной Александре Дмитриевне, ИНН 352526857842;
- об участниках общества с ограниченной ответственностью "САХАЛИД" (размер доли (в процентах) - 51 % Степанове Сергее Романовиче, ИНН 143516641499, (размер доли (в процентах) - 49 % Кукушкиной Александре Дмитриевне, ИНН 352526857842.
2. Передать материалы рассмотрения настоящего обращения в Главное управление финансового контроля Омской области в целях проверки соблюдения бюджетным учреждением Омской области "Омскоблстройзаказчик" предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе требований к исполнению контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 12 марта 2024 г. N 055/10/104-224/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2024