Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
в присутствии представителей от:
- заказчика - Краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" - Иванов А.А. представитель по доверенности от 23.01.2024 N84/2023 (до перерыва); Лоханова А.В. представитель по доверенности от 15.01.2024 N15/2024; Васильев С.А. представитель по доверенности от 06.03.2024 N33/2024,
- уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края - представитель не явился (о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом),
- участника закупки - ООО "КД Восток" - Чумак А.А. представитель по доверенности от 04.03.2024 N10 (до перерыва); Капитулин А.В. представитель по доверенности от 04.03.2024 N11; Григорьев Д.О. генеральный директор,
рассмотрев материалы дела N 7-3/168 по обращению заказчика - Краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки - Обществе с ограниченной ответственностью "КД Восток" (ИНН 2724229913) (далее также - ООО "КД Восток", Подрядчик), генеральном директоре и учредителе Общества Григорьеве Д.О. (ИНН 272199344301) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 11.05.2021 N 0122200002521002011-АН (реестровый номер контракта 22721093076 21 000036) на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Строительство здания пристройки с переходом к существующему зданию МБОУ СОШ N 1 в г. Вяземский на 250 мест", заключенного по результатам аукциона в электронной форме (извещение N 0122200002521002011 от 12.04.2021) и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки ООО "КД Восток",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила Постановления N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
В ходе внеплановой проверки установлено, что уполномоченным органом для заказчика проведен аукцион на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Строительство здания пристройки с переходом к существующему зданию МБОУ СОШ N 1 в г. Вяземский на 250 мест".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 246 301 024, 68 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0122200002521002011 от 21.04.2021 заявка участника ООО "КД Восток" признана соответствующей, аукцион признан несостоявшимся.
30.04.2021 между ООО "КД Восток" и ПАО "АК БАРС" заключен договор банковского сопровождения контракта.
Контракт N0122200002521002011-АН (далее - Контракт) между КГКУ "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" (далее - Заказчик) и ООО "КД Восток" (далее - Подрядчик) заключен 11.05.2021 по результатам проведения электронного аукциона N0122200002521002011.
Согласно п. 1.1 контракта предметом контракта является: Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Строительство здания пристройки с переходом к существующему зданию МБОУ COL11 N 1 в г. Вяземский на 250 мест" (далее - Работы, объект). Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с Технической частью (Приложение 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, предусмотренные контрактом в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение 4), а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Объем выполняемых Работ: в соответствии с Технической частью (п. 1.2 контракта).
Согласно п. 1.3 контракта при исполнении контракта по согласованию Заказчика с Подрядчиком допускается выполнение работы, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Согласно п. 2.1 Контракта цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 246 301 024 (двести сорок шесть миллионов триста одна тысяча двадцать четыре) рубля 68 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 (двадцать) процентов, а в случае если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена контракта НДС не облагается.
Цена контракта указана с учетом коэффициента снижения начальной (максимальной) цены контракта по результатам определения Подрядчика. Понижающий коэффициент по результатам определения Подрядчика составил 0 (указывается значение понижающего коэффициента с точностью до шести знаков после запятой). Указанный понижающий коэффициент рассчитан как отношение цены контракта к начальной (максимальной) цене контракта.
Цена контракта по годам:
2021 год - 131 955 329,88 рублей (что не более 131 955 329,88 рублей).
2022 год - 114 345 694,80 рублей (что не более 114 345 694,80 рублей).
Пунктом 3.2 контракта установлено, что оплата Работ осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством по безналичному расчету путем перечисления Заказчиком денежных средств на отдельный счет Подрядчика, открытый в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, в следующем порядке:
Аванс в размере 30 % от цены контракта (89,08% от цены 1 этапа) в течение 30 дней с даты заключения контракта на основании счета, предоставленного Подрядчиком.
Погашение суммы произведенного авансового платежа, принимается к зачету в соответствии с Графиком производства работ (Приложение к Технической части).
Оплата Работ (в том числе в случае досрочного выполнения Работ) осуществляется на основании выставленного Подрядчиком счета, счета-фактуры (при наличии) в течение 30 дней с даты подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) по каждому этапу контракта, но не более 93,36 % от стоимости Работ по контракту.
Окончательный расчет с Подрядчиком, оставшиеся 6,64 % от цены контракта (10 % от цены последнего 2 этапа) производится Заказчиком в течение 30 дней с учетом ранее перечисленных Подрядчику денежных средств на основании подписанного Заказчиком акта о приемке объекта капитального строительства и заключения органа государственного строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Расчет осуществляется по каждому этапу.
Согласно п. 4.1.1 контракта Заказчик вправе требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями настоящего контракта.
Также Заказчик вправе проверять ход и качество Работ, выполняемых Подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность (п. 4.1.4 контракта).
В соответствии с п. 4.2.1 Заказчик обязан подготовить и передать Подрядчику площадку для строительства, а также передать следующую документацию: материалы инженерных изысканий, проектную документацию, утвержденную в установленном порядке, допущенную Заказчиком к производству работ рабочую документацию на весь объект или на определенные этапы работ, копию разрешения на строительство.
Обязанности Подрядчика установлены в п. 4.4 контракта:
- 4.4.1 принять на себя обязательства выполнить работы по строительству объекта капитального строительства "Строительство здания пристройки с переходом к существующему зданию МБОУ СОШ N 1 в г. Вяземский на 250 мест" (далее - объект) в сроки, предусмотренные контрактом в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является Приложением 4 к контракту и его неотъемлемой частью.
- 4.4.4 в течение 30 дней с момента получения от Заказчика рабочей документации обеспечить входной контроль данной документации согласно "СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004", в случае выявления недостатков - направить Заказчику письменные замечания по качеству и комплектации документации со ссылками на нарушенные нормы и правила.
- 4.4.9 выполнить Работы, предусмотренные по настоящему контракту, в соответствии с Технической частью.
- 4.4.10 обеспечить выполнение работ по контракту в соответствии с проектной и рабочей документацией.
- 4.4.15 обеспечить поставку необходимых для строительства материалов, изделий, конструкций и оборудования, их приемку, разгрузку, складирование и хранение.
- 4.4.20 извещать Заказчика не позднее чем за 3 рабочих дня в письменной форме о выполнении скрытых работ, которые должны быть освидетельствованы, не позднее чем за 10 рабочих дней - о готовности к сдаче ответственных конструкций. Приступать к выполнению последующих работ только после приемки Заказчиком указанных работ, подписания актов приемки ответственных конструкций, актов освидетельствования скрытых работ.
- 4.4.25 письменно в трехдневный срок уведомлять Заказчика об обстоятельствах, замедляющих ход Работ, либо делающих их выполнение невозможным, о неблагоприятных для Заказчика последствиях выполнения его указаний, о способе исполнения Работ или иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут ухудшить результат выполняемой Работы.
4.4.26 приостановить выполнение Работ в случае обнаружения независящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на результаты выполняемых Работ или создать невозможность их завершения в установленный настоящим контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику в течение одного рабочего дня после приостановки выполнения Работ.
В соответствии с п. 5.1 контракта срок выполнения (завершения) Работ: Начало выполнения Работ: с даты заключения контракта, т.е. с 11.05.2021. Окончание Работ: не позднее 10.11.2022 года. Работы выполняются поэтапно в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ.
Из п. 5.2 контракта следует, что место выполнения Работ: Российская Федерация, Хабаровский край, г. Хабаровск, примерно в 335 метров по направлению на юго-запад от ориентира жилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Хабаровский край, Вяземский район, г. Вяземский, ул. Красный Орел, 46.
Условия выполнения Работ: В соответствии с Технической частью (п. 5.3 контракта).
Порядок сдачи и приемки работ установлен в разделе 6 контракта.
Согласно п. 6.1 контракта результатом выполненных по настоящему контракту Работ является построенный объект капитального строительства, указанный в пункте 1.1 настоящего контракта, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6.2 контракта установлено, что приемка выполненных работ по объекту производится Заказчиком поэтапно, по каждому выполненному этапу Работ, в соответствии со сроками выполнения этапов Работ, установленными контрактом.
Так согласно п. 6.3 контракта, приемка и оплата выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их выполнение, составленных после завершения выполнения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (этапов работ) на основании сметы контракта, графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных работ (при наличии), условиями контракта, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 10.1 контракта).
Контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту (п. 12.1 контракта).
Согласно п. 14.1 контракта, настоящий контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; в судебном порядке; в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно п. 14.2 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- 14.2.1. В случае просрочки выполнения Работ, в том числе по отдельному этапу выполнения работ в соответствии с установленными контрактом сроками, более чем на 30 дней.
- 14.2.2. В случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик не соответствует требованиям, установленным в п. 4.4.39 настоящего контракта.
- 14.2.3. В иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно п. 14.4 контракта расторжение контракта в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно Технической части Приложение N1 к контракту "Порядок и условия выполнения работ":
3. Заказчик передает Подрядчику Проектную документацию в 1 (одном) экземпляре на бумажном носителе и одном экземпляре на электронном носителе, утверженную Рабочую документацию в 2 (двух) экземплярах на бумажном носителе и одном экземпляре на электронном носителе, подготовленную на основе Проектной документации в течение 10 (десяти) дней после заключения контракта.
Документация с грифом "Для служебного пользования" (файл - 1213 - Технический отчет по инженерно-геодезическим изысканиям) предоставляется Заказчиком Подрядчику в течение 10 (десяти) дней после заключения контракта.
Согласно Технической части Приложение N1 к контракту "Требования к результатам закупки":
- Результатом закупки являются Работы, выполнение в объеме, указанном в Сметной документации, Ведомости объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ в соответствии с проектной документацией, настоящей Технической частью, с надлежащим качеством.
- Результат Работ должен соответствовать нормативам, установленным в разделе "Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки" Технической части.
- Результатом выполненных работ является построенный объект капитального строительства в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборам учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
13.05.2021 между Заказчиком и Подрядчиком заключено дополнительное соглашение к контракту N1 о внесении изменений в раздел 17 контракта (реквизиты сторон).
05.12.2022 между Заказчиком и Подрядчиком заключено дополнительное соглашение к контракту N2 о внесении изменений:
- в п. 2.1 контракта установив и изменив цену контракта: 320 191 332, 09 рублей и разбивкой цены контракта по годам: 2021 год - 100 225 283, 48 рублей, 2022 год - 194 806 478, 61 рублей, 2023 год - 25 159 570, 00 рублей;
- в п. 3.2 контракта о размере и сроках выплаты аванса;
- в п. 5.1 контракта, установив срок выполнения работ с начала выполнения работ, т.е. с 11.05.2021, окончание работ не позднее 10.11.2023, в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ.
30.01.2023 между Заказчиком и Подрядчиком заключено дополнительное соглашение к контракту N3 о внесении изменений в раздел 17 контракта (реквизиты подрядчика).
Проанализировав представленные Заказчиком и Поставщиком документы, а также информацию, размещенную в ЕИС, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, согласно п. 5.1 контракта срок выполнения работ с 11.05.2021, срок окончания работ не позднее 10.11.2022. Указанный срок окончания работ продлен Заказчиком дополнительным соглашением N 2 к контракту - не позднее 10.11.2023.
24.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, данное решение размещено Заказчиком в ЕИС 24.11.2023. Из решения об одностороннем отказе следует, что с учетом условий контракта, работы выполняются поэтапно согласно Графику работ и предъявляются к приемке оплате. За весь период исполнения контракта, Подрядчиком выполнены работы на сумму 121 909 988, 43 рублей, что составило 38, 0 % от общего объема работ.
Контракт расторгнут 05.12.2023 по информации ЕИС.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчик исходил с даты надлежащего уведомления Поставщика (24.11.2023).
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчиком определена и рассчитана дата расторжения контракта (05.12.2023).
По состоянию на 24.11.2023, 05.12.2023 работы по контракту не завершены.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Также в ходе проведения проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Из пояснений Заказчика следует, что между КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" 11.05.2021 заключен государственный контракт N 0122200002521002011-АН на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Строительство здания пристройки с переходом к существующему зданию МБОУ СОШ N 1 в г. Вяземский на 250 мест".
Пунктом 2.1 Контракта, с учетом заключенного к нему дополнительного соглашения N 2 от 05.12.2022, цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения государственного и включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по государственному контракту и составляет 320 191 332, 09 руб. Срок окончания выполнения работ не позднее 10.11.2023.
Согласно данным ЕИС, по состоянию на 24.11.2023 с момента заключения контракта всего принято работ на общую сумму 112 822 678, 59 рублей и оплачено на сумму 129 204 433, 22 руб., что составляет 38,0 % от общего объема работ. Таким образом, допущено существенное нарушение сроков выполнения работ.
C момента заключения контракта, Подрядчик был обеспечен проектной и рабочей документацией, а также финансированием на выполнение работ, что позволяло осуществлять строительство без остановки работ. В адрес Заказчика со стороны Подрядчика поступали письма о том, что Подрядчик не может производить строительно-монтажные работы, а также о необходимости корректировки рабочей документации.
Заказчик со своей стороны в ответ на письма Подрядчика сообщал, что не видит необходимости в приостановке работ, кроме того Подрядчик обеспечен финансированием, в том числе включая аванс, который до настоящего времени не отработан в полном размере.
Кроме того, как следует из пояснений Заказчика от 06.03.2024 Nб/н выявлены недостатки в процессе выполнения работ, которые не устранены:
1. После внесения изменений в раздел КЖ0 подрядчик мог выполнять работы по данному разделу. Но в связи с постоянным допущением брака при армировании и бетонировании перекрытий подвала (балка Б-8, арматура верхнего пояса в осях И-П, 3-7 не заводилась в тело стен), а так же бетонирование полов подвала (армирование не проектное) Заказчик, чтобы не срывать сроки строительства вынужден вносить изменения в рабочую документацию исправляя ошибки Подрядчика, то есть Заказчик принимал все возможные меры зависящие от него, которые возможны для скорейшего завершения работ по контракту.
2. При бетонировании стен 1, 2 этажа и перекрытий, не одно выполнение не обходилось без устранения брака по бетонированию с выполнением испытаний бетона на прочность и сплошность. Также при армировании балок 2 этажа в стенах в уровне балок подрядчик вырезал арматуру, заказчик также вносил изменения в рабочую документацию из за брака подрядчика. До настоящего времени подрядчик так и не устранил брак по бетонированию стен и перекрытий подвала, 1 и 2 этажей (раковины сколы, рытвины). Балка на втором этаже в месте расположения деформационного шва смещена на 50 мм в сторону деформационного шва, что выполнено не в соответствии с проектным решением. В настоящее время Заказчик обратился к проектировщику, с целью проработки данного вопроса и принятия дальнейшего решения по данному узлу, которое до настоящего времени не принято.
На 2 этаже в осях 1-4 оконные проемы и на 1 этаже дверной проем более 50 мм забетонированы с отклонением от вертикали, указанные замечания не устранены. В свою очередь заказчик выдавал изменения на дополнительное армирование и отверстия своевременно, а так же выдавались рекомендации на строительной площадке представителем авторского надзора.
3. Представителем авторского надзора, Подрядчику постоянно выдавались рекомендации по устранению брака при бетонировании (раковины, рытвины, сколы) заделка ремонтной смесью "Емака", но Подрядчик выполнял заделки бетонной смесью приготовленной на строительной площадке без предварительной очистки, разделки бетона.
4. Полы подвала находятся подо льдом, подрядчиком своевременно не выполнен водоотвод, хотя на протяжении летнего, осеннего периодов подрядчику неоднократно сообщалось об устранении данного замечания, так же есть записи (в журнале общих работ), что впоследствии при положительных температурах приведет к деформации бетонных полов. Не выполнена согласно проекту гидроизоляция внутри помещений мастерских и спортзала отсечка несущих конструкций ростверка и стен от грунта обратной засыпки.
5. Работы по оклеечной гидроизоляции 2 слоями "Техноэласта" стен подвала выполнены с браком (местами в 1 слой, непроклеенная между слоями, отошла от стены, утеплитель и прижимная мембрана отошла от стены.
6. При выполнении работ по благоустройству подрядчик уложил тротуарную плитку не проектную, а так же подстилающие слои под дороги и тротуары, до настоящего времени не согласованное, проектным институтом. Уложенные тротуарные и дорожные бордюры с браком не на бетонную подготовку замечание не устранено.
7. Уложенный асфальтобетон отмостки вдоль существующей школы выполненный с браком (неровности рытвины).
8. Наружная канализация не сохранена, не работает, не восстановлена, колодцы сдвинуты, чугунные люки отсутствуют, в колодцах строительный мусор и затоплены. Канализационные стоки от существующей школы вытекают на поверхность. Подрядчику выдан проект новых канализационных сетей, но к строительству подрядчик так и не преступил, хотя подписал дорожную карту, в которой указаны сроки выполнения данных работ (письмо от 17.10.2023 N6160, от 20.10.2023 N6276, от 27.11.2023 N6990).
9. Наружные сети водопровода так же не сохранены водопроводный колодец, кольца сдвинуты, засыпан мусором, стояла вода (в настоящее время лед) чугунный люк отсутствует (письмо от 27.11.2023 N6990, от 02.11.2023 N 6529, от 12.10.2023 N6027, Акт осмотра от 16.11.2023).
10. Наружные тепловые сети в полном объеме не выполнены, а именно участок от УТ 1 до ввода в школу в проекте и смете есть, к тому же оплачен подрядчику в полном объеме.
11. По ИТП изменения выданы подрядчику 11.07.2023 г N712, но нет строительной готовности помещения теплового пункта, что не дает возможности его монтажа.
12. По внесению изменений по витражам окнам, электрики, вентиляции и т.д. дублировались подрядчиком неоднократно, ответы от заказчика подрядчику направлялись так же неоднократно.
Так же Заказчик сообщил, что Подрядчик не выполнил работы по конструктиву здания (армирование, бетонные, кровля), нехватка опалубки, на объекте ежедневно находилось от 15 до 25 человек, что не позволяет выполнить работы в установленные сроки.
Также, Заказчик указал, что все вышеизложенные недостатки подтверждаются актом комиссионного осмотра объекта от 16.11.2023, проведенного, в том числе с участием представителя Подрядчика.
Также в письме от 01.03.2024 N1228 Заказчиком указано, что Подрядчик за время строительства объекта не смог организовать производство иных работ, за исключением монолитных, хотя по выданной проектной и рабочей документации, возможно выполнять работы по устройству внутренних инженерных сетей водоснабжения и теплоснабжения, о чем сообщалось Подрядчику письмами от 17.07.2023 N 4232, от 10.05.2023 N 2684).
В связи с чем, Протоколом от 27.10.2023 N6 заседания координационного штаба по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, принято решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения государственного Контракта N0122200002521002011-АН от 11.05.2021.
Расторжение контракта произведено заказчиком в соответствии с разделом 14 Контракта.
Также в адрес Подрядчика Заказчиком направлялись претензии о нарушении обязательств и выплате неустойки по контракту (от 16.10.2023 N6114, от 06.02.2024 N03-07-684).
В ходе проведения внеплановой проверки от ООО "КД Восток" в адрес Хабаровского УФАС России поступили письменные пояснения (исх. от 01.03.2024 N53, вх. от 04.03.2024 N3527-ЭП/24; исх. от 06.03.2024 N56, вх. от 07.03.2024 N 3774-ЭП/24), согласно которым Общество не уклонялось от исполнения контракта, действия Заказчика привели к невозможности исполнить контракт, в связи с не своевременным предоставлением рабочей документации, необходимости внесения изменений в проектно-сметную документацию.
Из пояснений ООО "КД Восток" следует, что Общество не согласно с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, вины в просрочке выполнения работ не признает, в связи с чем ООО "КД Восток" подано исковое заявление о признании решения Заказчика об одностороннем отказе незаконным и принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения об одностороннем отказе (дело А73-19623/2023 в Арбитражном суде Хабаровского края).
В период действия Контракта Подрядчик лишен возможности своевременно выполнять Работы из-за отсутствия актуальной, полной и исполнимой проектной и рабочей документации по Объекту, которую Заказчик должен был передать Подрядчику в соответствии с условиями Контракта.
Согласно первоначальной редакции Контракта, цена Контракта составляла 246 301 024,68 руб., срок окончания Работ был установлен не позднее 10.11.2022.
05.12.2022 сторонами заключено дополнительное соглашение N 2 к Контракту, согласно которому цена Контракта увеличена до 320 191 332,09 руб., срок окончания Работ установлен до 10.11.2023. Утверждены новые смета Контракта, график выполнения строительно-монтажных работ по Объекту, график оплаты выполненных работ по Объекту. Изменение условий Контракта обусловлено длительной приостановкой Работ по причине корректировки Заказчиком рабочей документации по Объекту, а также удорожанием строительных материалов.
После подписания дополнительного соглашения к Контракту в декабре 2022 года возобновлена приемка и оплата выполненных работ по Контракту. После возобновления работ Подрядчиком вновь обнаружились многочисленные ошибки в рабочей документации, препятствующие производству работ на Объекте; выявлены дополнительные объемы работ, не учтенные проектной документацией; обнаружены проектное оборудование и материалы, закупить которые уже не представлялось возможным. Отсутствие полной, исполнимой и актуальной проектной и рабочей документации по Объекту препятствовало Подрядчику наладить беспрерывный процесс производства работ на Объекте.
Указанные обстоятельства Подрядчик подтверждает следующими письмами:
1) письмом от 12.01.2023 N 6 Подрядчик сообщил Заказчику, что необходимо внести корректировку в рабочую документацию в части размеров дверных проемов;
2) письмом от 12.01.2023 N 7 Подрядчик запросил схему и спецификацию арматурных элементов, которая отсутствовала в проектной и рабочей документации;
3) письмом от 22.02.2023 N 69 Подрядчик сообщил об отсутствии в проектной/рабочей документации по Объекту ряда необходимой информации;
4) письмом от 14.03.2023 N 96 Подрядчик направил замечания по проектным решениям в части ширины лестничного марша;
5) письмом от 15.03.2023 N 100 Подрядчик уведомил о приостановке работ по устройству лестничных клеток здания в связи с отсутствием указаний Заказчика по дальнейшему производству работ и необходимостью внесения изменений в проектную/рабочую документацию;
6) письмом от 20.03.2023 N 106 Подрядчик повторно направил замечания по проектным решениям в части ширины лестничного марша;
7) письмом от 20.03.2023 N 110 Подрядчик сообщил о необходимости корректировки чертежей несущих балок и несущих стен;
8) письмом от 20.03.2023 N 111 Подрядчик сообщил о выявленных несоответствиях в проектной и рабочей документации по Объекту и о работах, не учтенных сметной документацией;
9) письмом от 27.03.2023 N 119 Подрядчик попросил предоставить ответы на все ранее направленные вышеуказанные письма в связи с тем, что запрашиваемая информация необходима для дальнейшего производства работ;
10) письмом от 27.03.2023 N 122 Подрядчик уведомил о приостановке работ по устройству монолитных стен первого этажа в осях 15/Б-Г в связи с разночтениями в комплектах чертежей рабочей документации;
11) письмом от 30.03.2023 N 130 Подрядчик попросил предоставить необходимую для производства работ откорректированную рабочую документацию;
12) письмом от 10.04.2023 N 149 Подрядчик повторно попросил предоставить ответы на ранее направленные письма и о невозможности осуществлять строительство и планирование работ в полном объеме;
13) письмом от 18.04.2023 N 165 Подрядчик сообщил Заказчику о несоответствиях в разделах проектной/рабочей документации и о приостановке работ по устройству монолитного каркаса здания в осях 2-3/В-Д;
14) письмом от 04.05.2023 N 191 Подрядчик просил внести необходимые корректировки в рабочую документацию и выдать проектное решение;
15) письмом от 10.05.2023 N 196 Подрядчик запросил разъяснения о дальнейшем производстве работ по устройству монолитного каркаса;
16) письмом от 22.05.2023 N 203 Подрядчик уведомил о приостановке работ по Объекту до выдачи откорректированных разделов проектной/рабочей документации с отметкой для производства работ;
17) письмом от 30.05.2023 N 205 Подрядчик сообщил, что считает невозможным возобновлять работы до получения откорректированных разделов проектной документации;
18) письмом от 02.06.2023 N 212 Подрядчик сообщил о вынужденной остановке работ по возведению монолитного каркаса здания из-за отсутствия откорректированной рабочей документации, в первую очередь раздела КР;
19) 21.06.2023 Подрядчик в оперативном порядке сообщил Заказчику, что в железобетонных конструкциях монолитных стен подвала и плиты перекрытия (балки) над подвалом были выявлены трещины, в дополнение направил письмо от 23.06.2023 N 235, и работы на Объекте приостановлены по указанию Заказчика;
20) письмом от 04.07.2023 N 254 Подрядчик уведомил Заказчика об отсутствии полного объема проектной документации, необходимой для производства Работ, и просил сообщить о статусе корректировки разделов проектной документации;
21) письмом от 17.07.2023 N 272 Подрядчик указал на разделы проектной/рабочей документации и информацию, которые у него отсутствуют, а также сообщил об отсутствии решений проектной организации по усилению железобетонных конструкций подвала;
22) письмом от 19.07.2023 N 274 Подрядчик сообщил Заказчику, что Заказчик не исполняет свои обязательства по передаче проектной/рабочей документации, не принял решений по вопросу усиления железобетонных конструкций подвала;
23) письмом от 02.08.2023 N 296 Подрядчик повторно перечислил Заказчику разделы проектной/рабочей документации и информацию, которые у него отсутствуют, что не позволяет продолжать строительство Объекта, а также сообщил об отсутствии решений проектной организации по необходимому усилению железобетонных конструкций подвала, просил передать необходимую документацию для производства работ;
24) письмом от 18.08.2023 N 316 Подрядчик уведомил Заказчика о не поступлении в его адрес графика выдачи проектной/сметной документации, а также актуальной рабочей документации с отметкой "В производство работ";
25) письмами от 25.09.2023 N 369, от 28.09.2023 N 379 Подрядчик запросил у Заказчика информацию о сроках предоставления в адрес ООО "КД Восток" заключения государственной экспертизы проектной документации;
26) письмом от 09.10.2023 N 400 Подрядчик уведомил Заказчика о наличии разночтений в рабочей документации в части устройства отсечки основания или конструкции пола.
Также Подрядчик неоднократно просил Заказчика внести изменения в смету Контракта в связи с изменением объемов работ из-за корректировки рабочей документации по Объекту, а также просил рассмотреть вопрос о продлении срока выполнения Работ (письма от 14.08.2023 N 309, от 21.08.2023 N 317, от 28.08.2023 N 332, от 25.09.2023 N 369, от 28.09.2023 N 379, от 29.09.2023 N 387, от 03.10.2023 N 394, от 06.10.2023 N 399, от 18.10.2023 N 421), смета контракта является некорректной и не позволяет продолжать строительство Объекта ввиду отсутствия актуальной стоимости Работ.
Письмом от 01.12.2023 N 491 Подрядчик уведомил Заказчика о приостановке работ на Объекте в связи с невозможностью продолжения строительства по вышеуказанным причинам.
В результате изучения материалов дела N7-3/168, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пп. "а" п. 13 раздела 3 Правил Постановления N1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. "е" п. 9 и пп. "г" п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках процедуры осуществления закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Только по результатам рассмотрения всех требующих подтверждения/опровержения вопросов, антимонопольный орган принимает решение, учитывая, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является для последних мерой ответственности (санкцией), влекущей длительные негативные последствия.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
При этом само по себе обстоятельство нарушение исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, в соответствии с пунктом 10.3 контракта может являться основанием для начисления Заказчиком неустойки (штрафов, пеней), однако без наличия доказательств, подтверждающих наличие умышленных действий (бездействия) Подрядчика (Поставщика, Исполнителя) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, не является самостоятельным и достаточным основанием для включения сведений об ООО "КД Восток" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, п. 15 правил Постановления N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Законодательство о регулируемых закупках не содержит безусловной обязанности контролирующего органа (ФАС России) включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о внесении данных о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков, должен не только разрешить вопрос о наличии формальных оснований для включения в реестр, но и установить причины и иные обстоятельства, послужившие основанием для такого недобросовестного поведения, а не ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа.
Кроме того, согласно п. 3 статьи 715 ГК РФ установлено, что если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что ООО "КД Восток" ненадлежащим образом выполнены работы по контракту, недостатки выполненных работ не устранены, имеется отставание от графика производства работ, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.11.2023.
Вместе с тем, Подрядчиком осуществлялось исполнение обязательств по контракту, работы велись, также Подрядчиком устранялись замечания по выявленным недостаткам выполненных работ, кроме того, в случае не возможности производства работ Подрядчик приостанавливал производство работ на объекте о чем уведомлял Заказчика, также всех сложностях возникающих в ходе выполнения работ информировал Заказчика. Также исполнение контракта в установленные сроки, оказалось невозможным, в том числе по причине внесения изменений в проектную и рабочую документацию.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Хабаровского УФАС России в действиях Подрядчика установлены обстоятельства, указанные в пп. "а" п. 15 Правил Постановления N1078, выразившиеся в принятии им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании предоставленных документов и сведений Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что ООО "КД Восток" представлены информация и документы, подтверждающие принятие ООО "КД Восток" мер для надлежащего исполнения условий Контракта, в связи с чем информация об ООО "КД Восток" (ИНН 2724229913), генеральном директоре и учредителе Общества Григорьеве Д.О. (ИНН 272199344301)не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным заказчиком - КГКУ "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края", в отношении ООО "КД Восток" (ИНН 2724229913) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 6 марта 2024 г. N РНП-27-126
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2024